Устройство для определения пространственного положения рельсового пути
Изобретение относится к системам, предназначенным для измерения пространственных параметров рельсовых путей или их отклонений от нормы, и может быть использовано для определения характеристик поверхностей, грунтовых неровностей искусственного и природного происхождения в условиях, не позволяющих производить подобные измерения контактными методами, отличных от нормальной атмосферной среды, ограниченной видимости и подвижности человека, преимущественно контроль подводной части рельсовых путей, предназначенных для подъема и спуска судов. Сущность изобретения: устройство содержит смонтированные на движущейся по пути транспортной платформе 1 датчик 5 пройденного пути, гироскопический датчик 2 курса, гироскопический датчик 3 наклона по курсу, выходы которых связаны с региструющим блоком 14. Устройство снабжено гироскопическим датчиком 4 наклона пути в поперечном профиле, датчиком 6 межрельсового расстояния и датчиком 7 глубины погружения, причем выходы указанных датчиков соединены с коммутатором 8 аналоговых сигналов для поочередного подключения выхода каждого датчика на выход аналого-цифрового преобразователя 9, преобразующего сигналы напряжения датчиков в параллельный код, выходы аналого-цифрового преобразователя 9 подключены к входам коммутатора 10 цифровых сигналов, выход которого линией 15 связи соединен с вычислительным блоком 13 для подачи на его вход последовательного кода сигналов, а выход последнего подключен к регистрирующему блоку 14, причем управляющие входы коммутатора 8 аналоговых сигналов и коммутатора 10 цифровых сигналов подключены к выходам соответственно старших и младших разрядов счетчика 11, вход которого соединен с выходом тактового генератора 12. 4 ил.
Изобретение относится к системам, предназначенным для измерения пространственных параметров рельсовых путей или их отклонений от нормы и может быть также использовано для определения характеристик поверхностей, грунтовых неровностей искусственного и природного происхождения в условиях, не позволяющих производить подобные измерения контактными методами, отличных от нормальной атмосферной среды, ограниченной видимости и подвижности человека, преимущественно контроль подводной части рельсовых путей, предназначенных для подъема и спуска судов.
Технический результат, достигаемый изобретением - дистанционное определение положения пути в трех измерениях в труднодоступных зонах. На фиг.1 представлена структурная схема устройства; на фиг.2 приведена зависимость отклонения профиля рельс от прямой линии по длине пути; на фиг. 3 приведена зависимость изменения межрельсового расстояния по длине пути; на фиг.4 - условное изометрическое изображение слиповой плоскости. Устройство состоит (см.фиг.1) из транспортной платформы 1, на которой размещены датчики первичной информации. В качестве датчиков первичной информации используют гироскопический датчик 2 курса, гироскопический датчик 3 угла наклона по курсу (тангажа), гироскопический датчик 4 наклона пути в поперечном профиле (датчик крена), датчик 5 пройденного пути, датчик 6 межрельсового расстояния и датчик 7 глубины погружения транспортной платформы 1. Выходным параметром всех датчиков является напряжение, величина которого пропорционально связана с соответствующим измеряемым параметром. Выходы всех датчиков подключены к соответствующим входам коммутатора 8 аналоговых сигналов, предназначенного для поочередного подключения выходов датчиков 2-7 ко входу аналого-цифрового преобразователя (АЦП) 9, а кодовые выходы АЦП 9 подключены к соответствующим входам коммутатора 10 цифровых сигналов. Управляет коммутаторами 8, 9 счетчик 11, вход которого подключен к выходу тактового генератора 12. Вычислительный блок 13 и регистрирующее устройство 14 размещены стационарно. Выход вычислительного блока 13 соединен с входом регистрирующего устройства 14. Выход коммутатора 10 цифровых сигналов подключен к входу вычислительного блока 13 через линию 15 связи. Устройство работает следующим образом. Принцип работы устройства для определения пространственного положения рельсового пути основан на непрерывной регистрации информации с датчиков 2-7, размещенных на движущейся по рельсовому пути транспортной платформе 1, преобразовании поступающей информации в цифровую форму, передачи этой информации на стационарно размещенный вычислительный блок 13, преобразовании получаемых данных в пространственные координаты рельсового пути (в соответствии с нижеприведенными формулами) и фиксации этих координат в регистрирующем блоке 14. Конечные результаты могут быть представлены регистрирующим блоком 14 как в виде таблиц с данными о трех координатах каждой точки пути, в которой производилось измерение, так и в виде графиков (см. фиг.2, 3) для одного пути или условных изометрических изображений для оценки взаимного расположения нескольких расположенных рядом рельсовых путей (см.фиг.4). При движении платформы 1 с установленными на ней датчиками 2-7 происходит поочередное подключение выхода каждого из датчиков к входу АЦП 9 через коммутатор 8 аналоговых сигналов. АЦП 9 преобразует напряжение, поступающее с выхода соответствующего датчика в параллельный цифровой код. Передача получаемых данных в вычислительный блок 13 осуществляется в виде последовательного кода через линию 15 связи. Для преобразования параллельного цифрового кода в последовательный и предназначен коммутатор 10 цифровых сигналов. С его помощью происходит поочередное подключение выходных разрядов АЦП 8 к линии 15 связи. Синхронизация процессов опроса датчиков 2-7 и преобразования параллельного кода в последовательный происходят с помощью счетчика 11 и тактового генератора 12. Внутренняя структура указанных устройств известна. В качестве линии 15 связи может быть использована, например проводная линия на основе гибкого герметичного кабеля или оптический канал (волоконно-оптическая линия связи) или радиоканал на основе стандартных или специализированных передатчиков. Информация, поступающая от датчиков 2-7 в вычислительный блок 13, используется следующим образом. Датчик 5 пути предназначен для получения данных о длине пройденного пути и привязке в ней данных других датчиков. Его показания связаны с угловым положением одного из колес транспортной платформы 1, используемого в качестве измерительного. В вычислительном блоке 13 происходит подсчет числа оборотов измерительного колеса при движении транспортной платформы 1. Длина L пройденного пути определяется как L=dl







Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4