Пневматический амортизатор
Изобретение относится к машиностроению , а именно к пневматическим системам подрессоривания машин. Целью изобретения являетсд повышение эффективности демпфирования за счет высокого начального давления воздуха (на обратном ходе амортизатора) в дополнительном упругом элементе.
С0103 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (l9) (Ш
Ш4 F 16 F 9/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPHTHRM
ПРИ ГКНТ СССР (2) ) 4192579/25-28 (22) 06.02.87 (46) 07.02.89. Вюл. )1 5 (71) Львовский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) И.Ф. Сикач и И.С. Керницкий
-(53) 62),567.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
1296760, кл. F 16 F 9/04, 1983. (54) ПНЕВМАТИЧ):СКИЙ АМОРТИЗАТОР (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к пневматическим системам подрессоривания машин. Целью изобретения является повьппение эффективности демпфирования за счет высокого начального давления воздуха (на обратном ходе амортизатора) в дополнительном упругом элементе, 1456655 которое приводит к интенсивному нарастанию его восстанавливающей силы.
В статическом положении давление воздуха в полостях А и Б практически одинаково. В начале прямого хо-да основной пневматический упругий элемент 1 сжимается, объем полости
IA уменьшается, воздух по трубчатому элементу 12 перетекает из полости A в полость Б, трубчатый элемент 12 неподвижен. При определенном перемещении фланца 2 со стенкой 3 торец трубчатого элемента 12 упирается в клапан 11, полости А и Б разобщены. Упругие элементы 1 и 6 работают в противофазе. Трубчатый элемент 12
Изобретение относится к машиностроению, а именно к пневматическим системам подрессоривания машины.
Цель изобретения — повьппение эффективности демпфирования за счет высокого начального давления воздуха (на обратном ходе амортизатора) в дополнительном упругом элементе, которое приводит к интенсивному нараста- !0 нию его восстанавливающей силы.
На чертеже изображен пневматический амортизатор, продольный разрез.
Пневматический амортизатор содержит основной пневматический упругий !5 элемент 1 с фланцем 2, плитой 3 и штуцером 4, пустотелый поршень 5, расположенный в нем дополнительный упругий элемент 6 с крышкой 7, перегородку 8 с центральньж отверстием, 20 разделяющую полости А и Б упругих элементов 1 и 6 соответственно, стяжку 9, соединяющую фланец 2 с крышкой
7, причем фланец 2 соединен со стяжкой 9 сферическим шарниром 10, и кла- 25 пан 11. Пневматический амортизатор снабжен трубчатым элементом 12, охватывающим его сферическим шарниромуплотнителем 13, установленным в центральном отверстии перегородки 8 30 с возможностью возвратно-поступательного перемещения трубчатого элемен.та 12 относительно сферического шарнира-уплотнителя 13, и дополнительным клапаном 14. Оба клапана 11 и 14 расначинает перемещаться совместно с фланцем 2 и стенкой 9. Давление в полости А увеличивается, в полости
Б уменьшается. В начале обратного хода амортизатора фланец 2 перемещается вверх, трубчатый элемент 12 остается некоторое время неподвижным, клапан 11 отходит от его торца, и воздух мгновенно перетекает из полости А в полость Б. Торец трубчатого элемента 12 упирается в дополнительный клапан 14, полости А и Б разобщены. Трубчатый элемент 12 перемещается вместе с крьппкой 7. вверх, Давление в полости Б интенсивно возрастает, в полости А падает. 1 ил. положены на противоположных концах стяжки 9 с зазором относительно торцов трубчатого элемента 12, а полый поршень 5 сообщен с атмосферой, Пневматический амортизатор работает следующим образом.
В статическом положении давление воздуха в полостях А и Б практически одинаковое и соответствует статиче- . .ской нагрузке амортизатора.
В начале прямого хода амортизатора основной пневматический упругий элемент 1 сжимается, объем полости А уменьшается и сжимаемый воздух свободно перетекает по трубчатому элементу 12 в полость Б дополнительного упругого элемента 6, при этом трубчатый элемент 12 остается неподвижным за счет сил трения между его стенками и сферическим шарниром-уплотнителем
13. При определенном наперед заданном перемещении фланца 2 со стяжкой
9 торец трубчатого элемента 12 упирается в клапан 11; полости А,Б разобщаются между собой и оба упругих элемента 1 и 6 работают разобщенно и в противофазе: основной упругий элемент 1 сжимается, дополнительный упругий элемент 6 растягивается. Трубчатый элемент 12 под действием клапана 11 начинает перемещаться совместно с фланцем 2 и стяжкой 3, преодолевая силу трения в контакте с шарниром-уплотнителем 13. В дальней-
Формула из об ретения
Составитель А. Мошников
Редактор А. Козориз Техред М.Дидык Корректор И. Муска
Заказ 7464/32 Тираж 721 Подписное
ВН1111П11 Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5!
1р, н водственно- алнгрдфн еcкoе предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 3 14566 шем до конца прямого хода трубчатый элемент 12 остается закрытым и вместе со стяжкой 9 перемещается вниз, при этом объем полости А уменьшается, а полости Б — увеличивается; давление воздуха, наоборот, в полости А увеличивается, а в полости Б уменьшается. В начале обратного хода амортизатора фланец 2 начинает перемещать- 10
I ся вверх, трубчатый элемент 12 из-эа трения в шарнире-уплотнителе 13 остается некоторое время неподвижным, клапан 11 отходит от его торца.и сжатый воздух мгновенно перетекает из поло- 16 сти А в полость Б, что сопровождается выравниванием давлений в указанных полостях.
Таким образом осуществляются отбор энергии от основного упругого элемента 20
i и передача ее в дополнительный упругий элемент 6. В дальнейшем торец трубчатого элемента 12 упирается в дополнительный клапан 14, и полости
А и Б полностью разобщаются. При этом 25 до конца обратного хода трубчатый элемент 12 остается закрытым и, преодолевая силу трения в шарнире-уплотнителе 13, перемещается вместе с клапаном 14 вверх. На обратном ходе оба 30 упругих элемента 1 и 6 иэ-за наличия стяжки 9 также работ,.ют в противофазе: основной упругий элемент I растягивается, дополнительный упругий элемент 6 сжимается.
При работе пневматическэ:.з амортизатора с переносом, т.е. при угловом смещении плиты 3 и фланца 2 относительно перегородки 8, работоспособность амортизатора сохраняется 40
55 благодаря наличию сферического шарнира 10 и шарнира-уплотнителя 13. Надежность разобщения полостей А и Б основного упругого элемента 1 и упругого элемента 6 в этом случае также не снижается за счет выполнения клапана 11 и дополнительного клапана 1 в виде полусфер.
Атмосферное давление в полости пустотелого поршня 5 позволяет повысить перепад давлений внутри и снаружи дополнительного упругого элемента 6 и достичь, таким образом, более эффективного гашения колебаний.
Пневматический амортизатор, содержащий основной пневматический упругий элемент с фланцем, пустотелъпЪ поршень, расположенный в нем дополнительный упругий элемент с крьппкой, перегородку с центральным отверстием, разделяющую полости упругих элементов, стяжку, соединяющую фланец с крышкой, и клапан, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения эффективности демпфирования, он снабжен трубчатым элементом„ охватывающим его сферическим шарниромуплотнителем, установленным в центральном отверстии перегородки с воэможностью возвратно-поступательного перемещения трубчатого элемента относительно шарнира-уплотнителя, и дополнительным клапаном, оба клапана расположены на противоположных концах стяжки с зазором относительно торцов трубчатого элемента, а полый поршень сообщен с атмосферой.


