Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей за счет обеспечения реверсирования направления вращения выходного хвостовика и повьшение безопасности привода. В показанном на схеме положении гидрораспределителя 16 вал отбора выключен гидромашина .15 не вращается, тормоз 9 включен. Принудительно остановлено при этом выходное звено 4, а с ним и хвостовик 5, При включении позиции 18 гидрораспределителя 16 тормоз 9 выключается , а также включается муфта 8, что приводит входное звено во вращение . Выходное звено и хвостовик получают при этом постоянную скорость вращения. При включении позиции 19 гидрораспределителя 16 муфта 8 включена, а на выходное звено 4 от двигателя 6 мощность поступает двумя потоками: постоянным от входного звена 2 и переменньш от промежуточного звена через гидромашины 14 и 15.1 ил. е (Л С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЩМЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) 934 А1 (51) 4 В 60 К 17/28
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4112756/31-11 (22) 27,08.86 (46) 30,01.88. Бюл. Я 4 (7 1) Белорусский политехнический институт (72) О.К.Довнар, А.Т.Скойбеда, В.Л.Николаенко и А.И.Бобровник (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1316857, кл. В 60 К 17/28, 1985.. (54) МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА
МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей эа счет обеспечения реверсирования направления вращения выходного хвостовика и повышение беэопасности привода. В показанном на схеме положении гидрораспределителя
16 вал отбора выключен гидромашина .15 не вращается, тормоз 9 включен.
Принудительно остановлено при этом выходное звено 4, а с ним и хвостовик 5. При включении позиции 18 гидрораспределителя 16 тормоз 9 выключается, а также включается муфта 8, что приводит входное звено во вращение. Выходное звено и хвостовик получают при этом постоянную скорость вращения. При включении позиции 19 гидрораспределителя 16 муфта 8 включена, а на выходное звено 4 от двигателя 6 мощность поступает двумя потоками: постоянным от входного звена 2 и переменным от промежуточного звена через гидромашины 14 и
15. 1 ил.
69934
15 и
13
Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, а более конкретно к механизмам привода валов отбора мощности тракторов и аналогичных машин.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей за счет обеспечения реверсирования направле ния вращения выходного хвостовика и повышение безопасности привода.
На чертеже изображена гидравлическая принципиальная схема механизма. !
Механизм привода вала отбора мощ-! ности транспортного средства содер( жит планетарный механизм 1 с входным звеном 2, промежуточным звеном 3 и по крайней мере одним. выходным звено
4, связанным с выходным хвостовиком
5. Между входным звеном 2 и двигателем 6 установлен фрикционный узел 7. состоящий иэ муфты 8 и тормоза 9.
Нажимной элемент 10 муфты 8 и тормоза 9, подпружиненный пружинами 11, выполнен общим и включающим при подаче давления в полость 12 управления муфту 8, что связывает входное звено 2 с двигателем 6, и выключающим при отсутствии подачи давления в полость 12 управления тормс 9, что связывает входное звено 2 с корпусом 13. Гидромашина 14 переменной производительности связана с двигателем 6, а гидромашина 15 постояннбй производительности — с промежуточным звеном 3. Гидрораспределитель 16 выполнен четырехпозиционным с позициями 17-20 и шестилинейным с линиями 21-26, при этом первая линия 21 связана с полостью 12 управления муфты, вторая линия 22 — с входом гидромашины 15, третья линия 23 — с источником 27 давления, четвертая линия 24 — с выходом гидромашины 14, пятая линия 25 — с гидробаком 28, а шестая линия 26 — с выходом гидромашины 15.
Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства работает следующим образом.
В положении гидрораспределителя 16 с включенной позицией 17 вал отбора мощности выключен. Линии 22 и 26 при этом закрыты, а линии 21 и 24 связаны с линией 25, т.е ° гидромашина 15 не вращается, а в фрикционном узле
7, так как давление в полости 12 отсутствует, включен тормоз 9, свя20
55 зывающий входное звено 2 с корпусом
13. Принудительно -остановлено при этом выходное звено 4, а с ним и хвостовик 5.
Для обеспечения работы вапа отбора мощности с постоянной скоростью основного вращения включается позиция 18 гидрораспределителя 16, Линия
21 при этом связана с линией 23, что обеспечивает подачу давления в полость 12 управления и выключение тормоза 19 и включение муфты 8. что приводит входное звено 2 во вращение со скоростью двигателя 6. Линии
22 и 26 при этом остаются запертыми, в результате чего промежуточное звено 3 вращение не получает, а выходное звено 4 и хвостовик 5 получают постоянную скорость вращения.
Для обеспечения работы вала отбора мощности с переменной скоростью основного вращения включается позиция 19 гидрораспределителя 16. Линия
21 при этом продолжает связываться с линией 23, т.е. включена муфта 8, линия 24 связана с линией 22, а линия
25 — с линией 26. На выходное звено
4 от двигателя 6 мощность поступает двумя потоками — постоянным от входного звена 2 через муфту 9 и переменным — от промежуточного звена 3 через гидромашины 15 и 14, Регулированием второго потока обеспечива ют бесступенчатое регулирование скорости выходного хвостовика 5.
Для обеспечения работы вала отбора мощности с переменной скоростью реверсного вращения включается позиция 20 гидрораспределителя 16. Линия 21 при этом связана с линией
25, т,е. давление в полости 12 отсутствует и включен тормоз 9, линия
22 также связана с линией 25, а линия
26 связана с линией 24. На выходное звено 4 от двигателя 6 подается только переменный потокмощности через гидромашины 14 и 15 и промежуточное. звено 3, вращающееся в противоположном относительно основного направлении,что при остановленном входном звене 2 приводит выходное звено 4, а с ним и хвостовик 5 с переменной пониженной скоростью в обратное относительно основного вращения направление.
Формула изобретения
Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства, со1369934 4 тая — с пятой, в третьей позиции— первая линия соединена с третьей, а вторая — с четвертой линией, о т
5 личающийся тем,что,с целью расширения функциональных возможностей за счет обеспечения реверсирования направления вращения выходного хвостовика и повышения безопасности привода, он снабжен тормозом с общим с муфтой подпружиненным нажимным элементом двустороннего действия, а гидрораспределитель выполнен четырехпозиционным и шестилинейным, шестая линия которого соединена с выходом второй гидромашины, при этом в третьей позиции гидрораспределителя пятая лийия соединена с шестой, в четвертой позиции
его первая линия соединена с вто рой и пятой линиями, а четвертая линия соединена с шестой. держащий планетарный механизм с входным звеном, через фрикционную ,муфту связанным с двигателем, промежуточным звеном, и по крайней мере одним выходным звеном, связанным с выходным хвостовиком, .регулируемую гидропередачу, одна из гидромашин которой связана с двигателем, а вторая " с промежуточным звеном планетарного механизма, и гидрораспределитель, первая линия которого связана с муфтой, вторая — с входом второй гидромашины, третья — с источником питания, четвертая — с выходом 1б первой гидромашины и пятая — с гидробаком, при этом в первой позиции гидрораспределителя его первая линия оединена с четвертой и пятой линиями, во второй позиции — первая линия соединена с третьей, а четверСоставитель А. Барыков
Техред А.Кравчук Корректор А.Ильин
Редактор Л.Повхан
Заказ 348/13
Тираж 558 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 5


