Способ контроля технического состояния подшипникового узла
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к области диагностики технического состояния подшипникового узла, преимущественно с подшипником скольжения. Целью изобретения является повышение точности контроля за счет учета качества смазки в подшипниковом узле в процессе эксплуатации механизма. Цель достигается тем, что производят спект-- ральный анализ вибрационного сигнала в районе частоты вращения вала.сод, определяют амплитуду вибрационного сигнала В гармонической составляющей на частоте oj, + , а состояние подшипникового узла определяют по углу отклонения шейки вала tjf arccos (1-2mgB/ ), где m - масса вала; I - момент инерции вала; частота огибающей частоты вращения вала. Сравнивают угол отклонения с пороговым значением и по результату судят о качестве смазки. 2 ил. (Л 00 ел о 00 05
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 G 01 M 13/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К Д BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4004936/31-27 (22) 07. 01. 86 (46) 15. 10. 87. Бюл. Р 38 (71) Ленинградский кораблестроительный институт (72) А.В.Авринский, С.А.Рыков, M.Â.Áåðíáëèò и В.Д.Боярский (53) 658.562.012.7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1247709, кл. G 01 М 13/04, 15.06.85. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА (57) Изобретение относится к области машиностроения, а именно к области диагностики технического состояния подшипникового узла, преимущественно с подшипником скольжения. Целью изоб„„Я0„„1345086 А 1 ретения является повышение точности контроля за счет учета качества смазки в подшипниковом узле в процессе эксплуатации механизма. Цель достигается тем, что производят спектральный анализ вибрационного сигнала в районе частоты вращения вала и8, определяют амплитуду вибрационного сигнала В гармонической составляющей на частоте ы + Я„ а состояние подшипникового узла .определяют по углу отклонения шейки вала y=arccos(1-2mgB/
/?Д., ), где т — масса вала; I — момент инерции вала; Я, — частота огибающей частоты вращения вала. Сравнивают угол отклонения с пороговым зна- д
Ж чением и по результату судят о качестве смазки. 2 ил.
134508б
Изобретение относится к машиностроению, а именно к вопросам диагностики технического состояния подшипникового узла, преимущественно с подшипниками скольжения.
Цель изобретения — повышение точности контроля за счет учета качества смазки в подшипниковом узле.
На фиг. 1 дана функциональная схема устройства для осуществления способа; на фиг. 2 — амплитудный спектр
1 вибрации подшипникового узла.
Способ осуществляется следующим образом.
Измеряют вибрацию вращающегося испытуемого подшипникового узла 1 вибродатчиком 2, сигнал с которого через предварительный усилитель 3, измерительный усилитель 4 и полосовой фильтр 5 подают на узкополосный частотный анализатор 6, с помощью ,которого измеряют частоты вращения вала Ы и огибающей этой частоты и амплитуду гармонической составляющей с частотой, равной сумме частоты вращения вала и частоты огибающей этой частоты М +Л, Затем оценивают сосо тояние подшипникового узла путем сравнения с пороговым значением угла отклонения шейки вала в подшипнике, который рассчитывают по формуле
2тпа В
g =arccos(1- — -) туг о где ц — угол отклонения шейки вала в подшипнике;
I m — момент инерции и масса вала подшипникового узла;
Л, — частота огибающей частоты вала;
 — амплитуда измеренной гармонической составляющей;
g — ускорение силы тяжести.
Предлагаемый способ позволяет пос высить точность контроля состояния подшипникового узла за счет учета качества смазки.
1п Формула из обретения
Способ контроля технического состояния подшипникового узла, заключающийся в том, что измеряют момент инерции и массу вала, при вращении подшипникового узла измеряют частоту вращения вала и частоту огибающей этой частоты, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля за. счет учета качества смазки подшипникового узла, измеряют амплитуду гармонической составляющей с частотой, равной сумме частоты вращения вала и частоты огибающей этой
75 частоты, а оценку состояния подшипникового узла производят по сравнению с пороговым значением угла отклонения шейки вала в подшипнике, который рассчитывают пь формуле
2таВ (/ =агссоз(1- †"-) дг о где — угол отклонения шейки вала в подшипнике;
I,m — момент инерции и масса вала подшипникового узла;
Я, — частота огибающей частоты вала;
 — амплитуда измеренной гармонической составляющей;
g — - ускорение силы тяжести.
1345086
Х
Ю
Жу Лу фиР2
Составитель В.Пучинский
Редактор М.Петрова, Техред М.Ходанич Корректор А.Тяско
Заказ 4912/42 Тираж 776 .Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, тная 4


