Гидромеханическая трансмиссия для транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению, к гидромеханическим трансмиссиям для самоходных машин. Цель изобретения - расширение диапазона бесступенчатого регулирования скорости транспортного средства. Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства содержит корпус I,.приводной вал 2, связанный с двигателем 3, дифференциальный механизм 6 с входным 7, выходным 8 и промежуточным 9 звеньями, коробку передач 10 с входным 11 и выходным 12 валами, первый механизм переключения 13, связывающий входное звено дифференциального механизма с корпусом, и гидропередачу 16. гидравлически связывающую приводной вал 2 с промежуточным звеном 9 дифференциального механизма 6. Входной вал II коробки передач 10 связан с приводным валом 2, механизм переключения 13 выполнен с возможностью связи входного звена 7 дифференциального механизма 6 с выходным валом 12 коробки передач 10, а выходное звено 8 дифференциального механизма связано с выходным валом 4. При этом трансмиссия снабжена сблокированным с первым вторым механизмом переключения 14, связывающим промежуточное звено 9 дифференциального механизма 6 с гидропередачей 16 или с корпусом I при связи механизма 13 переключения входного звена 7 дифференциального механизма с выходным валом 12 коробки передач 10, а механизм 13 переключения выполнен с возможностью связи входного звена дифференциального механизма с выходным валом коробки передач и выходным звеном дифференциального механизма при отсоединении механизмом 14 переключения промежуточного звена дифференциального механизма от гидропередачи и корпуса. 2 з.п.ф-лы, 4 ил. (Л ю оо 4; 4; (;о
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (59 4 В 60 К 17 10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3890180/27-11 (22) 29.04.85 (46) 07.01.87. Бюл. ¹ 1 (72) О. К. Довнар (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Планетарные передачи. / Под ред.
В. Н. Кудрявцева.— Л.: Машиностроение, 1977, с. 513.
Авторское свидетел ьство СССР № 298495, кл. В 60 К 17/10, 16.03.71. (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, к гидромеханическим трансмиссиям для самоходных машин. Цель изобретения — расширение диапазона бесступенчатого регулирования скорости транспортного средства. Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства содержит корпус 1, приводной вал 2, связанный с двигателем 3, дифференциальный механизм 6 с входным 7, выходным 8 и промежуточным
9 звеньями, коробку передач 10 с входным 11 и выходным 12 валами, первый механизм переключения 13, связывающий входное звено
„„SU„„1281449 А1 дифференциального механизма с корпусом, и гидропередачу 16, гидравлически связывающую приводной вал 2 с промежуточным звеном 9 дифференциального механизма 6.
Входной вал 11 коробки передач 10 связан с приводным валом 2, механизм переключения 13 выполнен с возможностью связи входного звена 7 дифференциального механизма 6 с выходным валом 12 коробки передач 10, а выходное звено 8 дифференциального механизма связано с выходным валом 4.
При этом трансмиссия снабжена сблокированным с первым вторым механизмом переключения 14, связывающим промежуточное звено 9 дифференциального механизма 6 с гидропередачей 16 или с корпусом 1 при связи механизма 3 переключения входного Я звена 7 дифференциального механизма с выходным валом 12 коробки передач 10, а ф/ механизм 13 переключения выполнен с возможностью связи входного звена дифференциального механизма с выходным валом коробки передач и выходным звеном диффе- ф ренциального механизма при отсоединении механизмом 14 переключения промежуточного звена дифференциального механизма от ги- ф 1 дропередачи и корпуса. 2 з.п.ф-лы, 4 ил. Q()
J Оее
1281449
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных средств.
Цель изобретения — расширение диапазона бесступенчатого регулирования скорости транспортного средства.
На фиг.l показана кинематическая схема трансмиссии с управляющим устройством в первой позиции; на фиг.2 - то же, с управляющим устройством во второй позиции; на фиг.3 — то же, в третьеи позиции; на ! о фиг.4 — то же, в четвертой позиции.
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства содержит корпус 1, приводной вал 2, связанный с двигателем 3, выводной вал 4, связанный с движителем 5, дифференциальный механизм 6 с входным звеном 7, например, коренной шестерней, выходным звеном 8, например, водилом, и промежуточным звеном 9, например, солнечной шестерней, коробку 10 передач с входным валом 11и выходным валом 12. 20
Трансмиссия снабжена первым механизмом 13 переключения и вторым механизMoivI 14 переключения, которые сблокированы и объединены в многопозиционное управляющее устройство с рычагом 15. Трансмиссия содержит гидропередачу 16, состоящую из регулируемого насоса 17 с входным элементом гидропередачи 18, связанным через шестерню 19 с приводным валом 2, и нерегулируемого гидромотора 20 с выходным элсментом 21.
ЗО
Входной вал 11 коробки передач связан с приводным валом 2, а выходное звено 8 дифференциального механизма 6 — с выводным валом 4. Первый механизм 13 переключения расположен на входном звене 7 дифференциального механизма 6, а второй механизм 14 переключения - на выходном элементе 21 гидропередачи 16.
Гидромеханическая трансмиссия работает следующим образом.
Первый режим работы в первой позиции управляющего устройства (фиг. 1). При этом входное звено 7 дифференциального механизма 6 связано с корпусом 1 через»ервый механизм 13 переключения. а промежуточное звено 9 — с выходным элементом 21 через второй механизм 14 переключения. За счет изменения подачи рабочей жидкости от насоса 17 регулируются обороты мотора 20 и связанного с ним промежуточного звена 9, что при остановленном входном звене 7 обеспечивает выходному звену 8 и связанному с ним движителю 5 изменение скорости от нуля О до определенной в первом режиме мощности гидропередачи 16 скорости.
Второй режим работы во второй позиции управляющего устройства (фиг.2). При этом звено 7 связано с выходным валом 12 коробки 10 передач через механизм 13, а звено 55
9 — с выходным элементом 21 через механизм 14. 3а счет изменения передаточного числа коробки 10 передач ступенчато изменяется скорость входного звена 7 дифференIIèàëüíorо механизма 6, что в сочетании с бесступенчатым регулированием скорости промежуточного звена 9 дифференциального механизма 6 бесступенчато регулирует скорость выходного звена 8 дифференциального механизма 6 и связанного с ним движителя 5 в поддиапазонах, обеспечиваемых коробкой 10 передач и могцностью гидропередачи 16.
Третий режим работы в третьей позиции управляющего устройства (фиг.3). При этом звено 7 связано с выходным валом 12 коробки 10 через механизм 13, а звено 9 с корпусом 1 через механизм 14. 3а счет изменения передаточного числа коробки 10 передач ступенчато изменяются скорости выходного вала 12 и связанного с ним звена 7, что приводит звено 8 и движитель 5 при остановленном звене 9 к ступенчатым скоростям выходного вала 12, измененным на передаточное число дифференциального механизма 6.
Четвертый режим работы в четвертой позиции управляющего устройства (фиг.4).
При этом звено 7 связано с выходным валом 12 коробки 10 передач и звеном 8 через механизм 13, что блокирует дифференциальный механизм 6, а звено 9 освобождается от связанных друг с другом корпуса 1 и элемента 21 гидропередачи 16. Ступенчато изменяемые скорости выходного вала 12 без изменений при заблокированном дифференциальном механизме 6 передаются выходному валу 4 и движителю 5.
Так как в первом и во всех поддиапазонах второго режима работы гидромеханической трансмиссии переда гочное число от промежуточного звена 9 дифференциального механизма 6 к движителю 5 остается постоянным, то это обеспечивает постоянную полную загрузку гидропередачи 16, что при наименьшем числе передач коробки 10 передач обеспечивает наибольший диапазон регулирования скорости транспортного средства.
Третий и четвертый режимы работы гидромеханической трансмиссии обеспечивают ступенчатое изменение скоростей транспортного средства без участия гидропередачи в случае отсутствия необходимости в бесступенчатой регулировке, что на некоторых работах более экономично, а также обеспечивают возможность работы ил и транспортировки транспортного средства при выходе гидропередачи 16 из строя.
Таким образом, связь в гидромеханической трансмиссии входного вала коробки передач с приводным валом, выполнение механизмов переключения с возможностью связи входного звена дифференциаьного механизма с выходным валом корооки передач, а также связь выходного звена дифференциального механизма с выводным валом обеспечивает расширение диапазона бесступенчатого регулирования скорости транс1281449
Формула изобретения (Риг. 2 портного средства без увеличения мощности гидропередачи и усложнения коробки передач.
l. Гидромеханическая трансмиссия для транспортного средства, содержащая корпус, приводной вал, связанный с двигателем, выводной вал, связанный с движителем, дифференциальный механизм с входным, выходным и промежуточным звеньями, коробку передач с входным и выходным валами, гидропередачу с входным и выходным элементами и многопозиционное управляющее устройство с двумя сблокированными механизмами переключения, первый из которых расположен на входном звене дифференциального механизма, при этом в первой позиции управляющего устройства входное звено дифференциального механизма связано с корпусом через первый механизм переключения, отличающаяся тем, что, .с целью расширения диапазона бесступенчатого регулирования скорости транспортного средства, входной элемент гидропередачи и входной вал коробки передач связаны с приводным валом, выходное звено дифференциального механизма связано с выходным валом, второй механизм переключения установлен на выходном элементе гидропередачи, при этом в первой и второй позициях управляющего устройства выходной элемент гидропередачи связан с промежуточным звеном дифференциального механизма через второй механизм переключения, а во второй позиции управляющего устройства входное звено дифференциального механизма связано с выходным валом коробки передач через первый механизм переключения.
2. Трансмиссия по п. 1, отличающаяся тем, что управляющее устройство снабжено третьей позицией, в которой входное звено дифференциального механизма связано с выходным валом коробки передач через первый механизм переключения, а промежуточное звено дифференциального механизма и выходной элемент гидроцередачи связаны с корпусом через второй механизм переключения.
3. Трансмиссия по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что управляющее устройство снабжено четвертой позицией, в которой входное звено дифференциального механизма связано через первый механизм переключения с выходным валом коробки передач и с выходным звеном дифференциального механизма, а выходной элемент гидропередачи— с корпусом.
1281449
Составитель В. Лысунец
Редактор Н. Рогулич Техред И. Верее Корректор М. Самборская
Заказ 7161/14 Тираж 597 Подписное
ВНИИГ!И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4, 5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



