Устройство для транспортирования магнитной ленты
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5ц 4 G 11 В 15/46
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1
Ага
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3908066/24-10 (22) 12.06.85 (46) 23.10.86. Бюл. Ф 39 (72) М.А.Кисляков (53) 534.852(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
И- 868830, кл. G 11 В 15/18, 19?9.
Авторское свидетельство СССР
В 1115103, кл. G 11 В 15/46, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ МАГНИТНОЙ ЛЕНТЫ (57) Изобретение относитсяк приборостроению и может быть использовано в аппаратах точной магнитной записи, где требуется регулировка и стабилизация скорости движения ленты в широких пределах в обоих направлениях.
Цель изобретения — повышение точности стабилизации натяжения ленты в режимах рабочего хода при одновременном исключении перегрузок ленты в режимах ускоренных перемоток. В режиме оста„.80„„1265846 A 1 нова натяжение по обе стороны от тракта 12 поддерживается одинаковым первой системой автоматического регу,лирования натяжения (САРН) 1 и САРН
2 на уровне, определяемом задатчиком номинального натяжения 17 через вычитающий блок 18 и сумматор 16.Неподвижность ленты обеспечивается датчиком 13 скорости ленты. При нулевом сигнале с выхода задатчика 15 скорости ленты на выходе операционного усилителя 14 (ОУ) также нулевой сигнал. В режиме рабочего хода вправо положительный .сигнал рассогласования с выхода ОУ 14 не проходит через элемент с положительной зоной нечувствительности (ЭПЗН) 19, благо- фф даря чему натяжение в подающей ветви .остается стабильным, но свободно про- С ходит через элемент с отрицательной зоной нечувствительности (ЭОЗН) 20, Я вызывая увеличением сигнала на входе
САРН 2 перемещение ленты 11 вправо
©)
CA
«М
©Ъ
1265846 со стабильной скоростью, определяемой задатчиком 15. В режиме рабочего хода влево CAPH 2 поддерживает номинальное натяжение, а CAPH 1 стабилизирует скорость. В режиме ускоренной перемотки повышение скорости обеспеИзобретение относится к приборостроению, а именно к технике магнитной записи, и может быть использовано в аппаратах точной магнитной записи, где требуется регулировка H стабилизация скорости движения ленты в широких пределах в обоих направлениях.
Цель изобретения — повышение точности стабилизации натяжения ленты 10 в режимах рабочего хода при одновременном исключении перегрузок ленты в режимах ускоренных перемоток.
На фиг. 1 приведена структурная схема устройства для транспортирова- 15 ния магнитной ленты; на фиг. 2 — схема исполнения элемента с отрицательной зоной нечувствительности, вариант.
Устройство (фиг. 1) содержит пер- 20 вый и второй блоки 1 и 2 автомати- ческой регулировки натяжения (БАРН), каждый из которых включает соответственно рулонный накопитель 3 и 4 магнитной ленты, связанный с электродви- 25 гателем 5 и 6, который подключен к выходу усилителей 7 и 8 мощности, инвертирующим входом подключенного к датчикам 9 и 10 натяжения магнитной ленты 11, заправленной в тракт 12 30 и сопряженный с датчиком 13 скорости ленты, выход которого подключен к инвертирующему входу операционного усилителя 14, прямым входом соединенного с задатчиком 15 скорости ленты. Один
1 из входов сумматора 16 подключен к. задатчику 17 номинального натяжения, а выход соединен со входом ВАРН 2.
Выход задатчика 17 соединен с одним входом блока 18 вычитания, выход уси- 4а лителя 14 соединен через блок 19 с положительной зоной нечувствительнос- . ти с другим входом блока 18 и через блок 20 с отрицательной зоной нечувстчивается не только повышением натяжения в приемной ветви, но также и понижением натяжения в подающей ветви, т.к. при. этом сигнал с выхода ОУ 14 велик и свободно проходит через
ЭПЗН 19 и ЭОЗН 20. 2 ил. вительности подключен к другому входуу сумматора 16 .
Один из возможных вариантов выполнения элемента 20 с отрицательной зоной нечувствительности (фиг. 2 ) содержит операционный усилитель 21, диоды 22 и 23, стабилитрон 24 и два резистора 25 и 26. Элемент 19 с положительной зоной нечувствительности также может быть выполнен по схеме фиг. 2, но диоды 22 и 23 и стабилитрон 24 должны иметь обратное включение.
Устройство работает следующим образом.
Регулирование натяжения магнитной ленты 11 слева и справа от тракта 12 осуществляется одинаковыми ВАРН 1 и 2. Оба контура ВАРН замыкает магнитная лента 11, разделяемая трактом
12 на левую и правую ветви.Номинальное натяжение ленты 11 определяется задатчиком 17, сигнал с которого через сумматор 16 поступает на вход
БАРН 2, а через вычитающий блок 18 на вход БАРН 1.
Перемещение ленты 11 влево или вправо с требуемой скоростью осуществляется за счет перераспределение натяжения между ветвями. Выходной сигнал задатчика 15 скорости ленты пропорционален требуемой скорости ее транспортирования и имеет положительную полярность при движении вправо и отрицательную при перемещении влево. Операционный усилитель 14 усиливает сигнал рассогласования по скорости и воздействует через элемент 20 с отрицательной зоной нечувствительности и. сумматор 16 на вторую ВАРН 2, управляющую натяжением в правой ветви, а через элемент 19 с положительной зоной нечувствитель126 з ности и блок 18 на первую БАРН 1, управляющую натяжением в левой ветви.
Когда на выходе элемента 15 скорости ленты нулевой потенциал и лен- 5
° та 11 неподвижна, нулевой сигнал рассогласования с выхода операционного усилителя 14 не изменяет сигнала номинального натяжения, поступающего с выхода задатчика 17 номинального натяжения через блок 18 на ВАРН 1, а через сумматор 16 на БАРН 2. Натяжения в левой и правой ветвях одинаковы и равны номинальному значению.
При включении режима рабочего хода вправо натяжение на выходе задатчика 15 скорости ленты увеличивается, положительный потенциал с выхода операционного усилителя 14 не проходит через блок 19 с положительной зоной нечувствительности на блок 18 и далее в БАРН 1, поэтому натяжение в левой ветви не изменяется. Но одновременно положительное напряжение с выхода операционного усилителя 14 поступает через блок 20 с отрицатель— ной зоной нечувствительности на вход сумматора 16 и повышает его выходной сигнал, поступающий на ВАРН 2, поэтому натяжение в правой ветви на- ЗО чинает расти до обеспечения стабильной скорости транспортирования ленты 11. Таким образом, ВАРН 1 обеспечивает в этом режиме стабилизацию натяжения, а ВАРН 2 изменением катя- 35 жения обеспечивает стабильную скорость транспортирования ленты. При включении режима рабочего хода влево на выходе задатчика 15 скорости ленты появляется отрицательный по- 40 тенциал, усиленный операционным усилителем 14, который проходит через элемент 19 с положительной зоной не-, чувствительности на вычитающий вход блока 18 вычитания. В результате про-45 исходит увеличение напряжения на входе БАРН 1 и увеличение натяжения
1в левой ветви. Натяжение же в правой ветви устанавливается на номинальном значении благодаря тому, что малый 50 отрицательный сигнал через блок 20 с отрицательной зоной нечувствительности не проходит. Таким образом, стаби лизация скорости в этом режиме осуществляется также за счет изменения 55 натяжения только в приемной (левой) ветви, а натяжение в подающей ветви остается постоянным, необходимым для
5846 качественных записи и воспроизведения.
В режимах перемоток на малых ско— ростях работа схемы не отличается от ее работы в рабочих режимах. Но при ускоренных перемотках сохранение натяжения(в подающей ветви на неизменном уровне потребовало бы черезмерного повышения натяжения в приемной ветви, что недопустимо в аппаратах точной магнитной записи. Поэтому при повышении скорости транспортирования ленты регулирование осуществляется одновременным повышением натяжения в приемной ветви и снижением натяжения в подающей ветви. Например, при перемотке влево по мере увеличения по абсолютной величине отрицательного напряжения на выходе операционного усилителя 14 наступает момент, когда стабилитрон 24 и диод 23 открываются и блок 20 с отрицательной зоной нечувствительности начинает пропускать отрицательное напряжение на сумматор 16, благодаря чему напряжение на входе БАРН 2 начинает уменьшаться, в связи с чем начинает уменьшаться и натяжение в правой ветви.
Повышение стабильности натяжения магнитной ленты в рабочих режимах с возможностью плавного перехода без переключений в режим ускоренных перемоток, когда натяжение в подающей ветви снижается по мере увеличения скорости, позволяет повысить качество и достоверность записи и воспро.— изведения сигналов, и сохранить сигналограмму без искажений при ускоренных перемотках в аппаратуре точной магнитной записи.
Формула и э обретения
Устройство для транспортирования магнитной ленты, содержащее первый и второй блоки автоматического регулирования натяжения ленты, датчик скорости ленты, выходом подключенный к инвертирующему входу операционного усилителя, прямым входом подключенного к выходу задатчика скорости ленты, сумматор, один из входов которого подключен к выходу эадатчика номинального натяжения, а выход — к входу второго блока автоматического регулирования натяжения ленты, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с цеСоставитель А.Лисицын
Техред М.Ходанич
Редактор П.Коссей
Корректор A.Îáðó÷àð
Заказ 5671/50 Тираж 543
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва; Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4
5 12 лью повыщения точности стабилизации натяжения ленты в режимах рабочего хода при одновременном исключении перегрузок ленты в режимах ускоренных перемоток, в него введены вычитающий блок, элемент с положительной зоной нечувствительности и элемент с отрицательной зоной нечувствительности, при этом выход операционного усилителя через элемент с отрицатель65846 б ной зоной нечувствительности соединей с другим входом сумматора, а через элемент с положительной зоной нечувствительности — с вычитающим входом вычитающего блока, суммирующий вход которого подключен к выходу задатчика номинального натяжения, а выход
"соединен с входом первого блока автоматического регулирования натяже10 ния ленты,



