Ротор электрической машины
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение интенсивности охлаждения ротора. Ротор электрической машины содержит закрытый обмоткодержатель 3, в котором размещена лобовая часть 1 обмотки. Бандаж 2 закрепляет лобовую часть обмотки на обмоткодержателе 3, а элементы из теплопроводящего материала с развитой поверхностью выполнены в виде расположенных между лобовыми частями 1 обмотки и бандажом 2 пластин 6, размещенных в сквозных отверстиях бандажа. Благодаря пластинам тепло от нагретой лобовой части обмотки .отводится вентилирующим воздухом, что позволяет почти в два раза повысить срок службы изоляции. 4 ил. с 5р (Л с 356
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„SUnn 124 2
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И A ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3814654/24-07 (22) 07.10.84 (46) 23.07.86. Бюл. № 27 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электровозостроения (72) В.И. Захаров, Ю.М, Украинский и Н.В. Князев (53) 621.313.713(088.8) (56) Авторское свидетельство ЧССР № 120762, кл. 21 d 55/02, 1966.
Авторское свидетельство ЧССР № 126572, кл. 21 d 53/02, 1970.
Авторское свидетельство СССР № 68)595, кл. Н 02 К 5/04, 1977, (5D 4 Н 02 К 1/32 9/04, 9/22 (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения — повышение интенсивности охлаждения ротора. Ротор электрической машины содержит закрытый обмоткодержатель 3, в котором размещена лобовая часть 1 обмотки. Бандаж 2 закрепляет лобовую часть обмотки на обмоткодержателе 3, а элементы из теплопроводящего материала с развитой поверхностью выполнены в виде расположенных между лобовыми частями 1 обмотки и бандажом 2 пластин 6, размещенных в сквозных отверстиях бандажа. Благодаря пластинам тепло от нагретой лобовой части обмотки отводится вентилирующим воздухом, что позволяет почти в два раза повысить срок службы изоляции. 4 ил, 1246249
Изобретение относится к электромашиностроению, а более конкретно к конструкции якорей электрических машин с закрытым обмоткодержателем.
Целью изобретения является повышение интенсивности охлаждения.
На фиг. 1 показан якорь со стороны задней лобовой части, продольный разрез; на фиг, 2 — разрез Л-А на фиг, 1, "на фиг. 3 — пластина; на фиг, 4 — то же, вариант.
Якорь содержит обмотку, лобовая часть 1 которой закреплены бандажом 2 на обмоткодержателе 3, имеющем защитный фланец 4, и изолирована от обмоткодержателя 3 изоляцией 5. Ыежду лобовой частью 1 обмотки и бандажом 2 закреплены пластины
6 из теплопроводящего материала, например из меди, алюминия и их сплавов. Пластины 6 в местах закрепления бандажом 2 контактируют с лобо— вой частью либо непосредственно, либо через небольшой слой дополнительной изоляции, служащей для механической защиты основной изоляции и не оказывающей существенного влияния на величину теплового сопротивления от меди обмотки 1 и к пластине 6.
Пластины 6 имеют выступающие открытые участки 7, предназначенные для контактирования с. вентилирующим воздухом и выполненные, например, П-образной формы (фиг. 3) для увеличения теплоотдающей поверхности. П-образные выступы расположены в отверстиях бан— дажа с интервалами по окружности лобовой части. На фиг. 4 изображен вариант пластины, в которой развитые теплоотдающие поверхности образованы отогнутыми краями 8 выполненных в ней прорезей. В зависимости от длины вылета лобовой части обмотки на пластине могут быть выполнены один или несколько участков с развитой теплоотдающей поверхностьн>.
При работе электрической машины тепло от нагретой лобовой части 1 обмотки передается пластине 6 и от— водится вентилирующим воздухом, омывающим наружные и внутренние поверхности П-образных выступов. При ис— пользова.нии пластин (фиг. 4) эффективность охлаждения достигается развитой поверхностью теплоотдачи отги1О бов 8 и интенсивным переме>званием вентилирующегс воздуха этими отгибами при вращении якоря.
В предлагаемом якоре электрической машины температура наиболее на15 гретой лобовой части обмотки может быть снижена по сравнению с известнь.м устройством, что, в свою очередь, позвсляет повысить почти в два раза срок службы изоляции якоря или при
20 сохранении срока службы изоляции и температуры обмотки на 2-ЗЖ уменьшить сечение меди обмотки и общий расход меди, или при сохранении указанных параметров на 2-3Х повысить мощность электрической машины.
Формула изобретения
Ротор электрической машины, содержащий обмотку, закрытый обмоткодержатель, в котором размещена лобовая часть обмотки,,изолированная от него дол ол.нит ель ной из оляцией, ба ндаж, з акр епляющий лобовую часть обмотки на обмоткодержателе, и элементы из теплопроводящего материала с развитой поверхность:ю, закрепленные в зоне лобовой части и имеюшие выступающие по наружной поверхности обмотки части, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повьш>ения интенсивности охлаждения, указанные элементы выполнены в виде расположенных между наружной поверхностью лобовой части обмотки и банда>ком пластин, а бандаж имеет сквозные отверстия, в которых размещены выступающие части пластин.
1246249
Составитель Л. Карцева
Техред М.Ходанич
Корректор М. Пожо
Редактор А. Ворович
Тираж 631
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Заказ 4014/49
Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектная, 4


