Статор электрической машины
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ , содержащий магнитопровод с обмоткой , закрепленной в его пазах при помощи кольцевых гребенок из теплопроводной магнитодиэлектрической массы, и корпус с продольными ребрами охлаждения. закрепленными своими основаниями в спинке магнитопровода и соединенными с торцов монолитными кольцами, отличающийся тем, что, с целью повыщения эксплуатационной надежности путем снижения вибрации и шума при улучшении теплоотвода, на внутренней поверхности корпуса расположены кольцевые ребра, скрепляющие спинку магнитопровода, а наружная поверхность корпуса имеет с одной стороны кольцевое ребро жесткости, выполненное за единое целое с продольными ребрами охлаждения и имеющее отверстия для прохода охлаждающего воздуха, обращенные к полостям между ребрами о.хлаждения, и гребенки имеют кольцевые выступы, при помощи которых жестко скреплены с корпусом 8 над лобовыми частями обмоток. Фиг.1
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (ц 4 Н 02 К 9/22, 5/24
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фигл
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3715562/24-07 (22) 28.03.84 (46) 30.10.85. Бюл. № 40
1 (72) А. И. Яковлев (71) Харьковский ордена Ленина авиационный институт им. Н. Е. Жуковского (53) 621.313.713 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 826504, кл. Н 02 К 5/18, 1981.
Авторское свидетельство СССР № 708466, кл. Н 02 К 9/22, 1977. (54) (57) CTATOP ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий магнитопровод с обмоткой, закрепленной в его пазах при помощи кольцевых гребенок из теплопроводной магнитодиэлектрической массы, и корпус с продольными ребрами охлаждения, „„SU„1188828 A закрепленными своими основаниями в спинке магнитопровода и соединенными с торцов монолитными кольцами, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности путем снижения вибрации и шума при улучшении теплоотвода, на внутренней поверхности корпуса расположены кольцевые ребра, скрепляющие спинку магнитопровода, а наружная поверхность корпуса имеет с одной стороны кольцевое ребро жесткости, выполненное за единое целое с продольными ребрами охлаждения и имеющее отверстия для прохода охлаждающего воздуха, обращенные к полостям между ребрами охлаждения, и гребенки имеют кольцевые выступы, при помощи которых жестко скреплены с корпусом над лобовыми частями обмоток.
1188828
Фиг. 2
Составитель Л. Карцева
Техред И. Верес ° Корректор В. Синицкая
Тираж 645 Г!одпнсное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035. Москва, 7K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал 1 ПП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Ю. Середа
Заказ 6751/55
Изобретение относится к электротехнике преимущественно к разделу статоров электродвигателей переменного тока малой и средней мощности малошумного и маловибрационного исполнения.
Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности путем снижения вибрации и шума при улучшении теплоотвода.
На фиг. 1 изображен предлагаемый статор, продольный разрез; на фиг. 2 то же, поперечный разрез; на фиг. 3 — кольцевая гребенка из магнитодиэлектрика.
Пакет пластин магнитопровода 1 имеет на поверхности спинки продольные каналы 2, в которых при образовании оребренного корпуса 3 с ребрами 4 охлаждения (например, методом литья из алюминия) располагаются стержни 5. Спинка магнитопроводd 1 и его зубцовая зона жестко скреплены в осевом и тангенциальном направлении с корпусом 3. При этом спинка магнитопровода 1 скреплена с корпусом 3 посредством внутренних кольцевых ребер 6 жесткости и наружного ребра 7 с отверстиями 8.
Причем наружное кольцевое ребро 7 выполнено за единое целое с продольными ребрами 4 охлаждения и расположено с одной стороны — со стороны приводного конца вала двигателя; зубцовая зона магнитопровода 1 жестко скреплена с корпусом
3 при помощи кольцевых гребенок 9, которые стороной гребенки 10 плотно установлены в пазах 11 с двух сторон магнитнопровода 1 и стороной кольцевого выступа 12 жестко скреплены с корпусом 3 над лобовыми частями обмотки 13 статора. Кольцевые гребенки выполнены из магнитодиэлектрика.
Для улучшения теплопередачи от обмоток 13 к хорошо охлаждаемому корпусу 3, полости, образованные кольцевыми гребенками 9 и свисающими частями корпуса 3, через технологическое отверстие 14 заполнены теплопроводящей массой 15. Кольцевые ребра 6 и 7 в сочетании с интегральной кольцевой гребенкой 9 образуют конструктивную систему мероприятий по снижению вибрации и шума электромашин по сравнению с базовым объектом за счет более жесткой конструкции корпуса и скреп15 ления зубцовой зоны в монолит. При работе электрической машины возникает вибрация статора от радиальной и тангенциальной электромагнитных сил. Кольцевые ребра 6 и 7, как показали опыты, весьма эффективно демпфируют вибрации от радиальной
20 электромагнитной силы, а плотная установка в пазах и внутри корпуса магнитодиэлектрической гребенки 9 приводит к снижению тангенциальной составляющей вибрации. Суммарный эффект по снижению вибрации на частотах 250-500 Гц в указанном двигателе составляет 6-8 дб.
Кроме указанного результата по снижению вибрации преимуществом предлагаемой конструкции статора является наиболее эффективный отвод теплоты от обмо30 ток к корпусу, в результате чего температура обмоток уменьшилась по сравнению с базовым объектом на указанном двигателе на 28 С.

