Ротор асинхронной электрической машины
РОТОР АСИНХРОННОЙ SJIEKTPHЧЕСКОЙ M/vIiniHbl, содержащий, сердечник , вкл1очаюЕ1Ий ярмо и :зубцовз ю зону, вал и вентиляционные лопатки на торцах сердечника, о т л.иV а ю щ и и с я тем, что, с целью улучшения охлаждения, на ropuait . сердечника установлены дополнительные вентиляционные лопатки, расположе П ые со смещением относительно уномянутых лопаток и выполненные за единое целое с ярмом и валом. (О с 00 СП ел о ю
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (sl)4 Н 02 К 9/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3649823/24-07 (22) 11.10.83 (46) 15. 1О .85 . Бюл. Н - 38 (72) .Я.M. Хант (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт эх сктромашиностроения (53) 621.313.713(088.8). (56) Авторское свидетельство СССР
В 663024, кл. Н 02 К 1/28, 1976.
Гурин Я.С. и Кузнецов Б.И.
Проектирование серий электрических машин. !!.: Энергия, 1978, с. 85-99.
ÄÄSUÄÄ 1185502 Д (54)(57) РОТОР АСИНХРОННОЙ Э!ЖКТРИЧЕСКОЙ !!АШИН!!, содержащий сердечник, включающий ярмо и зубцовую зону, вал и вентиляционные лопат-: ки на торцах сердечника, о т л н-у а ю шийся тем, что, с цель|о улучшения охлаждения, на торцах сердечника установлены дополнительные вентиляционные лопатки, распо" ложеввые со смещением относительно упомянутых лопаток и выполненные за единое целое с ярмом и валом.
1 1
Изобретение относится к электро машиностроению, в частности к роторам асинхронных машин °
Цель изобретения — улучшение охлаждения.
На фиг. 1 показан ротор асинхронной машины, поперечная проекция; на фиг. 2 — то же, продольная проекция; на фиг. 3 — ротор со смещенными лопатками, поперечная проекция.
Магнитная цепь ротора состоит иэ ярма 1, зубцовой зоны 2, выполненрой из гофрированной ленты 3 и переходного участка от ярма к зубцам 4.
Электрическая цепь ротора состоит иэ стержней обмотки 5 и короткозамкнутого кольца 6. Вентиляционная часть содержит вентиляционные лопатки 7 и 8 и дополнительные вентиляционные лопатки ярма 9 и 10, вентиляционную полость ярма 11 и вентиляционную полость вала 12.
Механическая часть ротора асипхронной машины состоит из полувалов 13.
Изготавливают ротор асинхронной машины следующим образом.
Зубцовый слой 2 получают из ферромагнитной ленты, например стали 2212, которую гофрируют по ширине. Гофрированную ленту 3 заданной длины сворачивают в цилиндр и помещают в литейную форму. Затем в центре формы проставляют стержень, выполненный из стержневой смеси.
Зубцовый слой разогревают до температуры 500-600 С и в пространство между зубцовьпл слоем и стержнем вводят в расплав ферромагнитного материала, температура которого
1300-1600 С. При температуре магпи.топровода 900-800 С форму удаляют, а заготовку ротора отжигают. Затем удаляют стержни, а зубцовый слой заполняют обмоткой 5. Перед заключительной технологической операцией — балансировкой ротора, бочку ротора шейки вала и свободный конец вала механически обрабатывают.
При заполнении литейной формы расплавом ферроматериала выполняют одновременно за одно целое ярмо 1, .полувалы 13 и вентиляционные лопатки ярма 9 и 10.
Если при изготовлении ярма и вала на их поверхности выполнить технологические канавки 14, то расплав, например силумина, помимо пазов кольца и лопаток заполнит
185502 2
20
55 канавки 14. Таким образом, образуется сплошная вентиляционная лопатка 8, закрепленная на ярме. В этом случае отвод тепла от ярма и вала будет осуществляться также благодаря теплопроводности вентиляционных лопаток.
Простановкой стержней в литейной форме или при центробежной заливке расплава ферроматериала выполняют полыми вал и магнитопровод, что облегчает конструкцию в целом. У многополюсных машин ярма роторов обычно не догружены в магнитном ,:отношении, а унификация заготовок не позволяет изменять диаметры ва,лов, поэтому предложенное исполнение ротора позволит лучше использовать маглитопровод. В тепловом отношении преимущество состоит в том, что илтнитопровод охлаждается через полость и ребра-лопатки.
Вентиляционные процессы интен-. сивнее за счет увеличения площади вентиляционных лопаток, улучшается отвод тепла из центра ротора, так как ярмо выполнено массивным и единое целое с лопатками. В шихтованном пакете отвод тепла в магнитопроводе осуществляется лишь вдоль пластин, так как в аксиальном направлении пакет является экраном, в то время как массивное ярмо для теплопередачи изотропно.
Наиболее эффективна предложенная конструкция вентиляционной системы в электродвигателях защищенного исполнения.
Кроме того, снижаются потери на вихреобразование в межлопаточных каналах и повышается производительность вентиляционного узла. Плавньп переход кинетической энергии в потенциальную за счет изменения потока газа с отбросом его к лобовым частям под углом приводит к снижению вентиляционного шума, снижает шум и в зоне подавлений завихрений газового потока в канале. Интенсивность охлаждения обмотки электрической машины достигается за счет повышенной производительности вентиляционного узла и более спокойного омывания обмотки газом.
Технико-э ко номиче ская эффективность предложенного ротора электрической машины заключается в повышении надежности электрической машины за счет снижения нагрева ее, что обеспечивается увеличением числа и площади вентиляционных лопаток, отводом тепла из нагруженной в температурном отношении части ротора, в выполнении полого магни1185502 топровода и вала. Б виду того, что вентиляционные лопатки выполнены за одно целое с ярмом и валом, повышается жесткость вала, а следовательно облегчается конструк— ция.
2 11


