Судовой движитель
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1232566 А 1 (51) 4
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3561821/27-11 (22) 10.03.83 (46) 23.05.86. Бюл. № 19 (72) А. Ф. Шишлаков (53) 629.125.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 54933, кл. В 63 Н 19/00, 1939. (54) (57) СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ, содержащий раму, закрепленную на корпусе судна с возможностью ее возвратно-поступательного перемещения перпендикулярно продольной оси судна в горизонтальной плоскости, привод ее перемещения, поворотные относительно своей продольной оси лопасти, расположенные вертикально и закрепленные на раме, а также привод поворота этих лопастей, выполненный в виде зубчатой передачи, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД, он снабжен направляющими, установленными на корпусе судна, а на них смонтирована рама, при этом привод ее перемещения выполнен с барабанами, закрепленными на корпусе судна, гибкими лентами, натянутыми на эти барабаны, тяговым элементом, выполненным в виде планки и закрепленным на гибких лентах в поперечном направлении, тягами, шарнирно прикрепленными одними своими концами к раме, а другими — к тяговому элементу, при этом привод поворота лопастей смонтирован на раме и выполнен с рычагами, одни концы которых шарнирно присоединены к тяговому элементу, а другие связаны с зубчатой передачей с возможностью продольного перемещения, при этом движитель снабжен пружинами для гашения инерф ционных нагрузок в конечных точках перемещения рамы, прикрепленными к корпусу
С:
1232566
Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям.
Цель изобретения — повышение КПД движителя.
На фиг. 1 изображен судовой движитель, общий вид; на фиг. 2 — зубчатая передача привода поворота лопастей; на фиг. 3 — рычаг привода поворота лопастей, вид сзади; на фиг. 4 — сечение А — А на фиг. 3.
1О
Судовой движитель содержит раму 1, закрепленную на корпусе 2 судна с возможностью ее возвратно-поступательного перемещения перпендикулярно продольной оси судна в горизонтальной плоскости, привод перемещения рамы 1, поворотные относительно своей продольной оси лопасти 3, расположенные вертикально и закрепленные на раме 1, а также привод поворота этих лопастей 3, выполненный в виде зубчатой передачи 4. При этом судовой движитель снабжен направляющими 5, установленными на корпусе 2 судна, а на них смонтирована рама 1. Привод перемещения рамы 1 выполнен с барабанами 6 и 7, закрепленными на корпусе 2 судна, гибкими лентами 8, натянутыми на эти барабаны 6 и
7, тяговым элементом 9, выполненным в виде планки и закрепленным на гибких лентах 8 в поперечном направлении, и тягами
10, шарнирно закрепленными одними своими концами к раме 1, а другими — к тяговому элементу 9. При этом привод поворота лопастей 3 смонтирован на раме 1 и выполнен с рычагами 11, одни концы которых шарнирно присоединены к тяговому элементу 9, а другие связаны с зубчатой передачей 4 с возможностью продольного перемещения. При этом движитель снабжен пружинами 12 для гашения инерционных нагрузок в конечных точках перемещения рамы 1, прикрепленными к корпусу 2 судна.
Судовой движитель работает следующим образом. 40
Барабаны 6 синхронно вращаются от судового двигателя через валы 13 и перемешают гибкие ленты 8 в одном направлении.
Перемещение гибких лент 8 через тяговый элемент 9 и тяги 10 передается раме 1, скользящей по направляющим 5. При совершении гибкими лентами 8 одного оборота рама 1 перемещается один раз в прямом и обратном направлениях. Вместе с рамой 1 перемещаются лопасти 3, расположенные по отношению к набегающему потоку под некоторым углом атаки и тем самым создающие тягу для движения судна. Для получения тяги в одном направлении при прямом и обратном движениях лопастей 3, последние поворачиваются относительно своей продольной оси с BQMQIIJbþ зубчатой передачи 4 и угловых зубчатых передач 14, кинематически связанных между собой валами 15.
При движении тягового элемента 9 в верхней части гибких лент 8 связанные с ним рычаги 11 обеспечивают определенное относительно потока угловое положение лопастей 3 и судно получает прямой ход. При огибании барабанов 7 гибкими лентами вместе с тяговым элементом 9 рычаги 11 поворачиваются и через зубчатую передачу 4, валы
15 и угловые зубчатые передачи 14 поворачивают лопасти 3. Передаточное отношение всех зубчатых передач обеспечивает симметричный поворот лопастей 3, что позволяет получить ту же тягу в том же направлении.
Изменение скорости судна осуществляется изменением частоты вращения ведущих барабанов 6. Кроме того, предусмотрен механизм изменения угла атаки лопастей 3, содержащий щеки 16, жестко связанные с валом 17 зубчатой передачи 4, и щеки 18, связанные с одними из концов рычагов 11, при этом щеки 16 и 18 скреплены между собой болтами 19. Для изменения угла атаки лопастей ослабляют болты 19, щеку 16 смещают в угловом направлении относительно щеки 18 и вновь затягивают болты
19. Продольное перемещение одних из концов рычагов 11 обеспечивается размещением их во втулках 20, жестко закрепленных на щеках 18.
l232566
1232566 фиг. 5
Я-Я б
Составитель А. Печерина
Редактор М. Бланар Техред И. Верес Корректор О. Луговая
Заказ 2506/21 Тираж 422 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4



