Гребной винт
ГРЕБНОЙ ВИНТ, содержащий лопасти, каждая из которых вьтолнена с цилиндрическими сопрягаемыми поверхностями , имеюпщми выступы, расположенные по винтовой линии, установленные в гнезде ступицы с гарантированным натягом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности гребного винта, выступы выполнены в виде микровыступов , винтовад линия микровыступов вьтолнена зигзагообразной, а их высоты уменьшаются от основания лопасти к концу хвостовика. (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (504 В 63Н ) 20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬП ИЙ (21) 3667521/27-11 (22) 29. 11. 83 (46) 15,08.85. Бюл. В 30 (72) А.А.Кузьмин (71) Ленинградский ордена Трудового
Красного Знамени институт водного транспорта (53) 629.12:532.582.5.037(088.8) (56) Орлов П.И. Основы конструирования, т. 1. 1977, с 575. (54)(57) ГРЕБНОЙ ВИНТ, содержащий лопасти, каждая из которых выполнена
„„SU„„1172826 A с цилиндрическими сопрягаемыми поверхностями, имеющими выступы, расположенные по винтовой линии, установленные в гнезде ступицы с гарантированным натягом, о т л и ч а ющ н и с я тем, что, с целью повыше ния надежности гребного винта, выступы выполнены в виде микровыступов, винтовая линия микровыступов выполнена зигзагообразной, а их высоты уменьшаются от основания лопас ти к концу хвостовика.
1172826
Составитель В.Петрушин
Редактор И.Рыбченко Техред О.Неце Корректор А.Обручар
Заказ 4984/19 Тираж 435 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
IIo делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к судостроению и касается гребных винтов со ! съемными лопастями.
Целью изобретения является повышение надежности, гребного винта. 5
На фиг.1 изображен предлагаемый сборный гребной винт, продольный разрез; на фиг.2 — лопасть винта с регулярным микрорельефом.
Гребной винт содержит ступицу 1 и лопасти 2, Каждая лопасть имеет фланец 3 и хвостовпк 4 с непрерывными выступами 5, имеющими форму синусоиды, наложенной,на винтовую линию 6. Высота выступов уменьшается от основания лопасти к концу-хвостовика 4.
Сборка винта осуществляется тепловым методом. Выступы регулярного микрорельефа посадочных поверхнос,тей фланца и хвостовика, характеризующиеся повышенной твердостью и изменяющиеся по высоте по заданиому закону, внедряются в нерегуляр>с ный микрорельеф посадочной поверхности ступицы, имеющий исходную твердость. Выступы регулярного микрорельефа, характеризующиеся большими (на порядок) радиусами закруглений вершин, деформируются упpyro, при этом увеличивается действительная площадЬ .контакта.
При разборке соединения срезания выступов ипи их вершин не происходит. Наличие выступов, внедренных в тело ступицы, приводит при взаимном перемещении деталей к образованию деформационной волны, повышающей коэффициент трения. . После разборки посадочные поверхности лопастей и ступицы не имеют задиров и схватываний и пригодны для дальнейшего использования. Ввиду того, что деформации лежат в упругой зоне, снижения натяга в соединении не происходит. Кроме того, снижается отно— шение коэффициента трения при продольном и круговом смещении.

