Механический импульсный вариатор
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
09) 01) (др F 16 Н 33/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTGPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3733356/25-28 (22) 26.04.84 (46) 23.01,86. Бюл. У 3 (72) Г.А.Омельянович (53) 621.830 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 903633, кл. F 16 Н 33/02, 1979, (54) (57) МЕХАНИЧЕСКИЙ ИМПУЛЬСНЫЙ
ВАРИАТОР, содержащий корпус, размещенный в нем на подшипниках полый ведомый маховик с выполненными внутри него на боковых стенках эллипсными дорожками, коаксиально установленные в нем ведущие звено и ролики, взаимодействующие с зллипсными дорожками, о т л и ч а ющ и й, с я тем, что,,с целью повышения динамических характеристик и КЩ, ведущее звено выполнено в виде маховика с диаметрально расположенными радиальными и наклонными к оси пазами и диаметральным отверстием, а вариатор снабжен инерционными маятниками с радиальными пазами, в которых размещены ролики, взаимодействующие с наклонными пазами ведущего звена, контрроликами, взаимодействующими с наклонными пазами, и установленными в диаметральном отверстии грузами, опирающимися на ролики.
1206527
Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для автоматического изменения крутящего момента и скорости, Цель изобретения — повышение динамических характеристик и КПД вариатора, На фиг. 1 изображен механический импульсный вариатор, разрез; на фиг,2 — разрез А-А на фиг, 1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4-7 -взаимодействие звеньев вариатора.
Вариатор состоит из корпуса 1, полого ведомого маховика 2, выполненного из боковых крышек 3 и 4 и средней проставки 5. На крышках 3 и 4 выполнены дорожки 6 и 7.
Ведомый маховик 2 установлен в корпусе 1 на подшипниках Я, Внутри полого маховика 2 коаксиально ему установлены ведущее звено 9 и инерционные маятники 10. Ведущее звено 9 выполнено в виде маховика с диаметральными отверстиями, в котором расположены грузы 11. Кроме того, на ведущем звене имеются наклонные и радиальные пазы 12, взаимодействующие соответственно с роликами 13 и 14 и контрроликами 15 и 16.
На маятниках выполнены радиальные пазы 17, в которые. входят оси роликов и контрроликов.
Ролики 14 взаимодействуют с грузами 11. Таким образом, вариатор состоит из двух динамических систем, отношение импульсов которых за цикл равно 1:2.
Контрролики 15 и 16 нейтрализуют действия центробежных и инерционных сил роликов 13 и 14 на звено 9 и маховик 2.
Вариатор работает следующим образом.
На участке О-В звено 9, вращаясь по направлению часовой стрелки (фиг.4), действует силами Р на ролики 13, накатывая их по эллипсной дорожке 6 и вклинивая между поверхностями наклонных пазов 12 и пазов 17, и ускоряет маятники 10. Суммарные силы P действующих сил P
II о звена 9 и сил Р реакции маятников, направленные нормально к эллипсной поверхности, описанной из цента О>
1О
50 на плече и, создают на участке О-В на маховике 2 положительный момент M.
B это время центробежные силы грузов 11 влияния на величину момента M практически,не имеют.
На участке В-С движению маятников 10 припятствуют центробежные силь! грузов 11, замедляя их. При этом действующие центробежные силы P грузов 11 через ролики 14, с одной стороны, и действующие инерII ционные силы P от замедления маятников, с другой стороны, суммируются и нормально направлены к эллипсной поверхности дорожки 6, описанной из центра 0, Силы Р создают на плече а на маховике 2 положительный момент M. При этом затраченная работа на участке О-В на ускорение маятников возвращается звену 9 (фиг.5), На участке С-D замедление маятников 10 продолжается. При этом действующие инерционные силы Р маятников 10 на ролики 13, с одной
I стороны, и силь> Р реакции звена 9, с другой стороны, поверхностями наклоннь>х пазов 12 и поверхностями пазов 17 расклинивают ролики 13, прижимая их к эллипсной дорожке 7.
Суммарная. сила P направленная нормально к эллипсной дорожке 7, описанной из центра О на плече > создает на маховике 2 положительный момент М (фиг,6). При этом центробежные силы грузов 11 влияния на величину момента на маховике 2 практически не имеют.
На этом участке маятники 10 возвращают звену 9 работу, затраченную ранее на их ускорение.
На участке D-E центробежные силы P" грузов 11, действуя на ролики 14, скатывая их по эллипсной дорожке 6, ускоряют маятники 10, суммируя при этом действующие центробежные силы Р грузов 11, с одной
I> стороны, и реактивные силы P от ускорения маятников 10, с другой стороны. Силы Р, нормально направленные к эллипсной поверхности, описанной из центра О на плече O создают отрицательный момент М на маховике 2. При этом звено 9 затрачивает работу на ускорение грузов 11, перемещающихся от центра на периферию, 1206527
1И и
1206527
Филиал ППП "Патент", r.Ужгород, ул.Проектная, 4 1206527
ВНИИПИ Заказ 8681/37 Тираж
Под*исное




