Способ измерения жесткости подшипникового узла
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ЖЕСТКОСТИ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА, заключающийся в том, что .создают линейные вынужденные кoJгeбaния узла, измеряют резонансную частоту узла и на основании этой частот определяют жесткость узла, отличающейся тем, что, с целью повышения точности ишepeFtия путем создания вынужденных колебаний корпуса узла вокруг оси вращения, и процессе измерения резонансной частоты создают крутильные резонансные колебания корпуса узла на частоте превышающей частоту момента трогания ротора, демодулируют крутильные колебания и по полученной частоте модуляции крутильных колебаний линейными определяют жесткость подшипникового узла. (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (19) (1)) 4(51) С 01 М 3 0 (; I
) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
° (f
4kl ((°
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPHTHA (21) 3708527/25-27 (22) 06.03.84 (46) 23.05.85. Бюл. М 19 (72) H.П,Вобо>IHc и К.М.Рагульскис (71) Каунасский политехнический институт им. Антанаса Снечкуса (53) 652.562.012.7(088.8) . (56) Приборные шариковые подшипники.
Под ред. К.H.ßâëåíñêoò o. М., "Маыипостроение", 1981, с. 275 †2. (54) (57) СПОСОБ ИЗМКРЕНИЯ ЖЕСТКО(;ТИ
ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА, з аключ аюшийс я в том, что .создают линейные вынужденные колебания узла, измеряют резонансную частоту узла и на основании этой частоты определяют жесткость узла, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения путем создання вынужденных колебаний корпуса узла вокруг оси вращения, в процессе измерения резонансной частоты создают крутильные ( резонансные. колебания корпуса узла на часто)„,, превышающей частоту момента трогания ротора, демодулируют крутильные колеоания и по полученной частоте модуляции крутильных колебаний линейными определяют жесткость подшипникового узла.
1 11573
Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для измерения жесткости подшипниковый узлов. 5
Цель изобретения - повышение точности измерения путем создания вынужденных колебаний корпуса узла вокруг оси вращения.
Цель достигается тем, что в про- 10 цессе измерения резонансной частоты создают крутильные резонансные колебания корпуса узла на частоте, превышающей частоту момента трогания ротора, демодулируют крутильные колебания и по полученной частоте модуляции крутильных колебаний линейными определяют жесткость подшипникового узла.
На фиг, 1 представлена функци- щ ональная схема реализации способа; на фиг. 2 — изменение угла поворота
М резонансной системы крутильных колебаний во времени.
Функциональная схема содержит 25 основание 1, раму 2, упругие элементы 3, через которые рама 2 прикреплена к основанию 1, и вибростенд 4, с помощью которого. раме 2 создаются резонансные колебания по оси 2 . З0
Кроме того, функциональная схема содержит платформу 5., стержень б, одним концом скрепленный с платформой
5, а другим — с рамой 2, блок 7 для создания и измерения крутильных резонансных колебаний стержня 6 и
f исследуемый подшипниковый узел 8 закрепленный на платформе 5 соосно оси стержня 6, состоящий из ротора 9 и подшипников 10.
Способ реализуется следующим обра40 эом.
С помощью вибростенда 4 раме 2 создаются колебания по оси 2 . Одновременно стержню б с помощью блока 7
45 передаются крутильные резонансные колебания относительно оси Х на частоте, при которой вместе с платформой 5 совершает зти колебания только. корпус исследуемого подшипникового узла 8. Это происходит тогда, Я когда выполняется неравенство
М«(З 1,г1 где я — момент трогания ротора в подшипниках;
3 — момент инерции ротора;
q — амплитуда крутильных коле1 баний; у — частота крутильных колебаний.
Под действием на ротор 9 колебаний от вибростенда 4 по оси 2 изменяется момент сопротивления вращению, который при резонансе системы ротор-подшипники увеличивается в несколько раз.
Силь! трения увлекают за собой корпус подшипникового узла 8 и тем самым скручивают стержень 6. В связи с этим изменится угол поворота резонансной системы крутильных колебаний,. т.е. частота крутильных колебаний.
Небольшое изменение момента сопротивления вращению вызывает ощутимое изменение частоты крутильных колебаний. При помощи блока 7 демодулируются крутильные колебания, частота модуляции которых является пропорциональной величине момента сопротивления вращению ротора 9 в подшипниках. При достижении резонанса системы ротор-подшипники момент сопротивления вращению будеr наибольший, тем самым и частота модуляции крутильных колебаний также будет наибольшая.
При фиксировании наибольшей частоты модуляции крутильных колебаний измеряется частота колебаний по оси
Z (частота вибростенда), по величине которой находят жесткость подшипников по оси Z . .Аналогичным образом можно определить и жесткость подшипников.на оси X. Только в этом случае колебания раме 2 нужно создавать по оси Ха
Таким образбм, созданием исследуемому подшипниковому узлу крутильных резонансных колебаний относительно оси вращения ротора и демодулированием их обеспечивается возможность точного определения резонансной частоты колебательной системы ротор-подшипник, по величине которой определяется жесткость подшипников в требуемом направлении.
1157384
ЯЕ) Поднисное
Хираа 897
Заказ 3329/39
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытйй
113035, Иосква, Ж-35 Рауаская наб., д. 4/5
В ЭФТОЮ
Филиал ППП "Патент", r. Уагород, ул. Проектная, 4, Составитель И. Варанов
Редактор А. Шандор Техред Т.ДубииЧак Корректор И. Муска


