Способ определения момента статического трения коллекторной электрической машины
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА СТАТИЧЕСКОГО ТРЕНИЯ КОЛЛЕКТОРНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, заключающийся в том, что подключают к якорю исследуемой машины постоянное напряжение , изменяют величину этого напряжения до момента начала вращения вала исследуемой машины, фиксируют эту величину и снимают напряжение с якоря, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения точности определения момента трения, дополнительно приводят вал исследуемой машины во вращение с постоянной частотой , измеряют. ЭДС, обмотки якора исследуемой машины, а момент статического трения определяют по формуле Е iMcikiC «Г7Т - ЕДС обмотки якоря где Е U макс значение напряжения, ср . ответствующее моменту на , чала вращения вала; п - чс1стота вращения вала; fg R - сопротивление датчика то ка в обмотке якоря. D
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН
И ABTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3526158/25-28 (22) 07.07.82 (46) 07.12.84. Бюл. Р 45 (72) Л.Б.Напираев, В.Н.Крывой и М.Е.Гуськова (53).658.562 ° 012.7(088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР
М 813167, кл. G 01 М 13/04, 1981 (прототип). (54). (57) СПОСОБ .ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА
СТАТИЧЕСКОГО ТРЕНИЯ КОЛЛЕКТОРНОИ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОИ МА1ПИНИ, заключающийся в том, что подключают к якорю исследуемой машины постоянное напряжение, изменяют величину этого. напря- жения до момента начала вращения вала исследуемой машины, фиксируют эту величину и снимают напряжение
„„SU„„A
1(51) G 01 М 13/04 с якоря, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения момента трения, дополнительно приводят вал исследуемой машины во вращение с постоянной частотой, измеряют ЭДС, обмотки якоря. исследуемой машины, а-момент статического трения определяют по формуле
E " жс м=зо
В .n R Ъ где Е ЕДС обмотки якоря; значение напряжения, со. ответствующее моменту начала вращения вала; .
n — частота вращения вала; g
R — сопротивление датчика то ка в обмотке якоря.
1128135
Изобретение относится. к измери, тельной технике и может быть использовано для определения момента статического трения коллекторной электрической машины.постоянного тока.
Известен способ .бпределения момента статического. трения коллекториой электрической машины, заключающийся в том, что подключают ж якорю исследуемой машины постоянное напряжение, изменяют величину этого напряжения до момента начала вращеийя вача исследуемой машины, фик-. сируют эту величину и снимают напряжение с якоря PJ .
Однако известный способ имеет недостаточно высокую точность, поскольку не учитывает 4}актического значения полезного магнитного пото ка полюса в воздушном зазоре и действительное число проводников в обмотке якоря, Целью изобретения является;повышение точности определения момента трения.
Эта цель достигается тем, что согласно способу определения момента статического трения коллекториой электрической машины, заключающемуся s том, что пощслючают к якорю исследуемой машины постоянное напряжение, изменяют величину этого напряжения до момента начала вращения: вала исследуемой машины, фиксируют эту величину и снимают напряжение с якоря, дополнительно приводят вал исследуемой машины во вра- 3 ,щеиие с постоянной частотой,. измеряют ЭДС обмотки якоря исследуемой машины, а момент статического треийя определяют по формуле с "макс 4
M 90 — т и Я
25 приводного двигателя Э, приводят вал исследуемой машины 1 во вращение с постоянной частотой, обеспеЗО чиваемой блоком 4, измеряют вольтс "макс
50 полезного магнитного потока полюса
55 в воздушном зазоре и числа проводников в обмотке якоря. ель В.Харитонов .Ващищина Корректор N.äåì÷èê где В эс - ЭДС обмотки якоряк
Ч щк - значение напряжения,со, ответствующее моменту начала. вращения вала1
n - -част та вращения sama;
Я вЂ” сопротивление датчика . тока в оомотке якоря.
На чертеже показана схема осуществления способа. определения момента статического трения коллекториой электрической машины.
Схема содержит исследуемую машину l, связанную муфтой 2 с приводньэл двигателем 3, управляемьвл от блока 4 стабилизации.частоты враще-! .Составит
Редактор П.Коссей . Техред О ния вала двигателя 3, переключатель
5, вольтметр б, клюя 7, датчик 8 тока якоря машины 1, регулируемый источник 9 постоянного напряжения и управляющее вычислительное устройство 10..
Способ осуществляют следующим образом.
Через управляющее вычислительное устройство 10 отключают муфту 2, подключают с помощью ключа 7 датчик
В к якорю исследуемой машины 1 регулируемый источник 9 постоянного напряжения, соединяют датчик 8 через переключатель 5 с вольтметром б.
Изменяют величнну напряжения источ-. ника 9, подключенного к якорю исследуемой машины l,.до начала вращения вала фиксируют эту величину и. снимают напряжение с якоря машины 1, причем зафиксированное показание вольтметра б, соответствующее моменту начала вращения вала машины l определяют по спаду тока якоря исследуемой машины 1. Затем через управляющее вычислительное устройство 10 включают муфту 2 и соединяют валы испытываемой машины 1 и метром б ЭДС обмотки якоря нсследуещой машины l, а момент статического трения определяют по формуле где Е - ЭДС обмотки якорЯ машины }ма„с- значение напряжения, соответствующее моменту начала вращения вала;
- частота вращения вала;
- сопротивление датчика 8 тока.
Экономический эффект от применения способа определения момента статического трения коллекторной электрической машины по сравнению с извест-. ным заключается в том„ что определение момента статического трения выполняется с более высокой точностью эа счет учета фактических значений
Заказ 9020/31 Тираж 822 Подписное
ВНИИПИ 1 осударственного комитета СССР по.делам изобретений и открытий
ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная, 4

