Вариатор н.п.ефимова
Вариатор по авт. св. 990552 отличающийся тем, что, с целью повьшения нагрузочной способности , рабочие поверхности клиновых элементовJ взаимодействующие с зу .бьями, вьшолнены плоскими, поофиль зубьев зубчатого колеса - эвольвентный , а параметры вариатора определены из зависимости t а -.1 а - rj) - F, t - максимальное расстояние где между валами; а - кратчайшее расстояние прямолинейного профиля от оси вращения цилиндра; Кд - радиус окружности выступов зубчатого колеса; Г1 - радиус основной окружности зубчатого колеса. (Л ел со ел
СО1ОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСГIУБЛИК ((9у (! () е где
R а
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ,(61 ) 990552 (2I) 3342754/25-28 (22) 22.09.81 (46) 30.04.85. Бюл. Р 16 (72) Н. П. Ефимов (53) 621.833(088.8) (56) 1 ° Авторское свидетельство СССР
ll 990552 кл. В 60 К,17/06,,1978 (прототип). (54) ВАРИАТОР Н. П. ЕФИМОВА. (57) Вариатор по авт. св. II 990552 отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, рабочие поверхности клиновых элементов, взаимодействующие с зуа(5(1F 16 И 29/04; В 60 К 17/06.бьями, выполнены плоскими, поофиль зубьев зубчатого колеса — эвольвентный, а параметры вариатора определены из зависимости а Ъ 1 максимальное расстояние между валами; кратчайшее расстояние прямолинейного профиля от оси вращения цилиндра; радиус окружности выступов зубчатого колеса; радиус основной окружности зубчатого колеса.
1153154
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам бесступенчатого изменения и передачи крутящего момента от источника к потребителю. 5
По основному авт. св. У 990552 известен вариатор, содержащий корпус с установленными в нем параллельно входным и выходным валами, устройство изменения расстояния между валом и редуктор, ведущий элемент которого закреплен на входном валу, а ведомый - иа выходном, в котором с целью упрощения конструкции ре" дуктор дополнительно снабжен клиновыми элементами, а ведущий элемент представляет собой цилиндр с кольцевой направляющей, в которой размещены укаэанные клиновые элементы, подпружиненные относительно ведомого элемента, выполненного в:виде зубчатого колеса, количество зубьев которого равно количеству клиновых элементов, противоположные направляющие концы которых размещены в соответствующих впадинах зубчатого колеса Я .
Недостатком известного вариатора является его малая нагрузочная способность вследствие повышенного изно- ЗО са в точке контакта клиновых элементов и зубьев колеса.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности вариатора. 35
Указанная цель достигается тем, что рабочие поверхности клиновых элементов, взаимодействующие с зубьями выполнены плоскими, профиль зубьев зубчатого колеса — эвольвентньй, а 40 параметры вариатора определены из зависимости
3 a (R - rl,) - 1, где 1 — максимальное расстояние между валами; а — кратчайшее расстояние прямолинейного профиля от оси вращения цилиндра;
R — радиус окружности выступов 50 зубчатого колеса; г — радиус основной окружности ь зубчатого колеса.
На фиг. 1 схематически изображен вариатор, продольный разрез; на фиг, 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг, 3 — сечение Б-Б на фиг. 1.
Вариатор содержит корпус 1, в котором установлены на подшипниках качения или скольжения с валами зубчатое колесо 2 и цилиндр 3 с кольцевой направляющей. Профиль 4 зубьев зубчатого колеса выполнен эвольвентным.
Рабочие поверхности 5 клиновых элементов 6, взаимодействующие с зубьями, выполнены плоскими.
Устройство изменения расстояния между валами может быть выполнено в виде плиты 7, подвижно соединенной с корпусом 1, например, через стержни 8 и винт 9 с рукояткой 10.
Пружины 11 могут быть закреплены на сепараторе 12, жестко соединенным с зубчатым колесом. Нерабочий профиль
l3 зубьев может быть любым, в том числе и прямолинейным.
Вариатор работает следующим образом.
При вращении зубчатого. колеса 2 по часовой стрелке (фиг. 2) крутящий момент на цилиндр 3 передается через один из клиновых элементов 6, способный сообщать цилиндру 3 наибольшую скорость и заклинивающийся при этом в кольцевой направляющей цилиндра 3.
Другие клиновые элементы свободно скользят относительно направляющей.
Для изменения передаточного отнощения вращают винт 9 с помощью рукоятки 10. При этом изменяется межосевое расстояние 1 между зубчатым колесом 2 и цилиндром 3.
Благодаря описанному выполнению зацепления зубчатого колеса и клиновых элементов в этом зацеплении образуется гидродинамический слой смазки, снижающий потери мощности и износ профилей, исключается кромочный контакт, что повышает долговечность, нагрузочную способность и КПД вариатора .
1153154
Тираж 898 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
II3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Закаэ 2480/31
Филиал ППП "Патент", r Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель В. Сергеев
Редактор С. Тимохина Техред А.Кикемезей Корректор И. Муска


