Ходовое колесо
ХОДОВОЕ КОЛЕСО по авт. св. № 418431, отличающееся тем, что, с целью упрощения монтажа и повышения долговечности , элементы крепления фланца и втулки установлены под углом к плоскости вращения колеса, при этом полости под штифты в сферической втулке выполнены коническими , а штифты смонтированы с возможностью поджатия к центру оси, при этом сферическая втулка образована из двух вкладышей, установленных с зазором, превышающим максимальную величину по вертикали сегментной части их продольного сечения . (Л 05 00 ГС
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН з(я) В 66 С 9 08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 4, юг. 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
Il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 418431 (21) 3546512/27-11 (22) 25.01.83 (46) 07.08.84. Бюл. № 29 (72) Б. М. Кивенсон и В. А. Ромащенко (71) Краматорский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения (53) 621.874 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 418431, кл. В 66 С 9/08, 1974.. ЯН„, 1106782 А (54) (57) ХОДОВОЕ КОЛЕСО по авг. св. № 418431, отличающееся тем, что, с целью упрощения монтажа и повышения долговечности, элементы крепления фланца и втулки установлены под углом к плоскости вращения колеса, при этом полости под штифты в сферической втулке выполнены коническими, а штифты смонтированы с возможностью поджатия к центру оси, при этом сферическая втулка образована из двух вкладышей, установленных с зазором, превышающим максимальную величину по вертикали сегментной части их продольного сечения.
1106782
Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию и может быть использовано, например, в опорах мостовых кранов.
По основному авт. св. № ¹ 418431 известно ходовое колесо, преимущественно для мостового кра на, содержащее установленный на буксах вал, на котором смонтирован фланец с закрепленным в нем венцом, фланец выполнен в виде полусферических обойм, закрепляющихся на сферической втулке, насаженной на вал со шпонкой, при этом сферическая втулка выполнена крепящейся с фланцем посредством штифтов с лысками, входящими в пазы полусферических обойм !1).
Недостатком конструкции является сложность монтажа и демонтажа колеса, так как для этого требуется разъединение венца и полусферических обойм, а также полусферических обойм друг от друга.
Кроме того, конструкция колеса не дает возможности достаточно точной регулировки угла поворота колеса при его самоустановке, так как зазоры между штифтами и поверхностью пазов в полусферических обоймах постоянны.
Цель изобретения — упрощение монтажа и повышение долговечности.
Поставленная цель достигается тем, что ходовое колесо, преимущественно для мостового крана, содержащее установленный на буксах вал, на котором смонтирован фланец с закрепленным на нем венцом, фланец выполнен в виде полусферических обойм, закрепляющихся на сферической втулке, насаженной на вал со шпонкой, при этом сферическая втулка выполнена крепящейся с фланцем посредством штифтов с лысками, входящими в пазы полусферических обойм, элементы крепления фланца и втулки установлены под углом к плоскости вращения колеса, при этом полости под штифты в сферической втулке выполнены коническими, а штифты смонтированы с возможностью поджатия к центру оси, при этом сферическая втулка образована из двух вкладышей, установленных с зазором, превышающим максимальную величину по вертикали сегментной части их продольного сечения.
На фиг. 1 изображено предложенное ходовое ко. есо, разрез; на фиг. 2 — разрез
А — A на фиг. l.
Ходовое колесо содержит установленный на буксах 1 вал 2, на котором смонтирован фланец 3 с закрепленным на нем венцом 4.
Фланец 3 выполнен в виде полусферических обойм 5 и 6, закрепленных на сферической втулке 7, насаженной на вал 2 со шпонками 8.
5
ЗО
Сферическая втулка 7 скреплена с фланцем 3 посредством штифтов 9, входящих в полости 10 полусферических обойм 5 и 6.
Сферическая втулка 7 выполнена составной из двух вкладышей 11 и 12, в зазорах между которыми размещены шпонки 8, причем суммарный зазор между вкладышами 11 и 12 превышает величину стрелки сегмента сферической поверхности 13 фланца 3.
Пазы 10 полусферических обойм 5 и 6 выполнены с винтовой нарезкой 14, а взаимодействующая с каждым из пазов 10 поверхность штифтов 9 выполнена с винтовой н а резкой 15.
Рабочая часть 16 штифта 9 и взаимодействующая с ним поверхность 17 полости вкладышей 11 и 12 выполнены коническими.
Штифты 9 фиксируются от самоотвинчивания, например, гайкой 18 и пружинной шайбой 19.
Пазы-полости 10 и конические отверстия
l7 выполнены под углом к вертикальной оси симметрии колеса по нормали к сферической поверхности вкладышей 11 и 12.
При монтаже колеса один из вкладышей, например вкладыш 11, вводят внутрь фланца 3 и прижимают к его сферической поверхности 13. Затем вплотную к вкладышу 11 внутрь фланца 3 вводят вкладыш 12 и также прижимают его к противоположной части сферической поверхности 13 фланца 3.
В образовавшееся между вкладышами 11 и 12 отверстие вводят вал 2 с зафиксированными в нем шпонками 8, так чтобы последние попали в зазоры между вкл ады ш ами 11 и 12. Затем ввинчивают в резьбовые полости 10 штифты 9 настолько, чтобы конические рабочие части 16 штифтов 9 образовали необходимый зазор с коническими отверстиями 17 вкладышей 11 и 12.
Демонтаж колеса осуществляется в обратной последовательности.
Величина зазора между коническими рабочими частями 16 штифтов 9 и коническими отверстиями 17 вкладышей 11 и 12 определяется глубиной ввинчивания и может периодически регулироваться. НаприМер, при неодинаковом монтаже крановых колес его устанавливают различным для разных колес крана. Его регулируют также в зависимости от угла перекоса моста крана, который изменяется в процессе эксплуатации.
Использование ходового колеса предложенной конструкции позволит упростить и сократить операции монтажа и демонтажа и повысить точность регулирования угла поворота при самоустановке колеса по рельсу, что особенно важно в связи с изменяющимися во времени перекосами моста крана.
1106782 юг. Z
Составитель М. Жарцова
Редактор А. Шандор Техред И. Верес Корректор М. немчик
Заказ 5233/17 Тираж 826 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и оз крытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


