Колесо транспортного средства
КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДС ВА, содержащее ступицу, на которой смонтированы взаимопараллельные обручи , связанные с грунтозацепами фиг.1 (Л ф ьо о сд 4 шарнирами, оси которых направлены в точку пересечения оси ступицы с перпендикулярной ей плоскостью, проходящей через середину ступицы, отличающее ся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем автоматического выдвижения грунтозацепов в зависимости от условий движения, обручи соединены со ступицей обгонными муфтами разнонаправленного действия с ограничителями поворота, а грунтозацепы выполнены упругими и установлены под углом к оси ступицы.
„„SU„„1092054
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК 1 ц В 60 В 19/00, Ó"7
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМ,Ф,СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3560881/27-1! (22) 10.03.83 (46) 15.05.84. Бюл. Ф 18 (72) М.М.Кузьмин, И.С.Болховитинов, А.И.Егоров и И.Ф. Кажукало (53) 629.113.012.3(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
В 948694, кл. В 60 В 19/00, 1981 (прототип). (54)(57) КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТ-.
ВА, содержащее ступицу, на которой смонтированы взаимопараллельные обручи, связанные с грунтозацепами шарнирами, оси которых направлены в точку пересечения оси ступицы с перпендикулярной ей плоскостью, проходя щей через середину ступицы, о т л ичающее с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем автоматического выдвижения грунтозацепов в зависимости от условий движения, обручи соединены со ступицей обгонными муфтами разнонаправленного действия с ограничителями поворота, а грунтозацепы выполнены упругими и установлены под углом к
1092054
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к колесным движителям.
Известно колесо транспортного средства, содержащее ступицу, на 5 которой смонтированы взаимопараллель * ные обручи, связанные с грузозацепами шарнирами, оси которых направлены в точку пересечения оси ступицы с перпендикулярной ей плоскостью, проходящей через середину ступйцы $13.
Н едост ат ком данной конструкции является недостаточное сцепление на сыпучих грунтах.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем автоматического выдвижения грунтозацепов в зависимости от условий движения.
Поставленная цель достигается, 20 тем,что в колесе транспортного сред-— ства, содержащем ступицу, на которой смонтированы взаимопараллельные обру чи, связанные с грунтозацепами шарнирами, оси которых направлены в точку
Пересечения оси ступицы с перпендикулярной ей плоскостью, проходящей через середину ступицы, обручи соединены со ступицей обгонными муфтами разнонаправленного действия с ограни- 30 чителями поворота, а грунтозацепы выполнены упругими и установлены под углом к оси ступицы.
На фиг.1 изображено колесо, общий вид; на фиг. 2 — то же, попереч- 35 ный разрез;,на фиг.3 — схема деформации грунтозацепов при буксовании.
Колесо содержит ступицу 1, на которой установлены взаимопараллельные 40 обручи 2 и 3, на которых шарнирно установлены гибкие в радиальном направлении .грунтозацепы 4, а обручи
2 и 3 соединены со ступицей 1 через обгонные муфты 5 и 6 с помощью 45 спиц 7. Пространство между грунтозацепами 4 затянуто эластичной сеткой
8. Кроме того, ход обгонных муфт ограничен упорами 9, Грунтозацепы 4 к обручам 2 и 3 крепятся с помощью 50 шарниров 10, оси которых пересекают-. ся на оси колеса в одной точке.
Колесо работает следующим обраSOMe
При движении по ровной дороге на один из обручей 2 через обгонную муфту 5 передается крутящий момент
М „, который на втордй обруч 3 пере дается через гибкие грунтозацепы 4, т.е. второй обруч 3 работает как бы в ведомом режиме. При движении в тяжелых дорожных условиях, например. по сухому песку, малосвязанному грунту, обруч 2, нагруженный крутящим моментом М „, пробуксовывает, а второй обруч 3, заторможенный моментом от силы сопротивления качению, подторможен. Возникает разница в угловом повороте обручей 2 и 3. Гибкие грунтозацепы 4 при этом изгибаются в радиальном направлении наружу, так как они имеют предварительный изгиб в этом направлении, тем самым увеличивая свою высоту на величину д и заостряясь по форме.
Далее, по мере увеличения буксования, возрастает M „, передаваемый грунтозацепами 4 на второй обруч 3.
Очевидно, что максимальный изгиб грунтозацепов в тот момент, когда они параллельны оси колеса. Дальней.- ший взаимный поворот обручей 2 и 3 нежелателен, так как приводит к уменьшению высоты грунтозацепов и снижению силы сцепления колеса с грунтом. Поэтому взаимный поворот обручей ограничивается упорами 9.
В тот момент, когда передаваемый
М = М, второй обруч 3 вращается с первым как одно целое. После выезда на ровную твердую дорогу второй обод 3 под действием сил упругости грунтозацепов 4 занимает свое первоначальное исходное положение.
При движении задним ходом все преисходит аналогично, только теперь в роли ведущего обруча является об-. . руч 3, а обруч 2 — ведомым, соответственно включается в работу обгонная муфта 6, а муфта 5 выключается.
Таким образом, положительный эффект предлагаемого изобретения заключается в повышении силы сцепления грунтозацепов с грунтом за счет повышения их высоты и изменения форыа, причем все процессы происходят автоматически без вмешательства водителя.
1092054
Составитель Т. Попова
Редактор Н. Воловик Техред Л.Еоцюбняк корректор В. Гирняк .
Заказ 318б/10 Тираж 657 Подписное
ВНИИНИ Государственного комитета по делам изобретений н открытий !
13035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., p. М5
ЮВВЮ Ю
Филиал ППП "Патент", r.Óærîðîä, ул,Проектная,4


