Активное колесо транспортного средства
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК зсю В 60 В 19/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.
CO 3
C) Р
Cb
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3494554/27-11 (22) 17.09.82 (46) 15.03.84. Бюл. № 10 (72) П. Н. Синкевич и Н. Н. Синкевич (71) Белорусский институт механизации сельского хозяйства (53) 629.113.012.4 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 103366, кл. В 60 В 19/00, 19?8.
2. Авторское свидетельство СССР № 44 1176, кл. В 60 В 19/00, 1971 (прототип) (54) (57) АКТИВНОЕ КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее установленную с возможностью поворота на неподвижной оси ступицу с по крайней ме„„SU„„1079468 A ре двумя ободами, состоящими из изогнутых по окружности секций, каждая из которых одним своим концом шарнирно соединена с жестко прикрепленной к ступице спицей, а другим — со штоком гидроцилиндра, корпус которого шарнирно установлен в ступице и посредством имеющихся в ней каналов сообщен с распределителем давления гидросмеси, отличающееся тем, что, с целью увеличения тягового усилия, каждая спица выполнена в виде гидроцилиндра, аналогичного указанному, а шарнир корпуса каждого гидроцилиндра снабжен фиксатором с гидравлическим приводом, сообщенным с распределителем давления гидросмесй.
1079468
55
Изобретение относится к движителям транспортных средств высокой проходимости, в частности к активным колесам безрельсовых транспортных средств.
Известно шагающее колесо транспортного средства, содержащее поворотно установленный на неподвижной оси корпуса диск с шарнирно прикрепленными опорными гидроцилиндрами, соединенными посредством каналов с распределителем давления текучей сред > (1).
Недостатком этого колеса является то, что при трогании с места опорный гидроцилиндр выдвигается радиально и при этом может скользить по поверхности грунта, не создавая нужного усилия отталкивания.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является активное колесо транспортного средства, содержащее установленную с возможностью поворота на неподвижной оси ступицу с по крайней мере двумя ободами, состоящими из отдельных изогнутых по окружности секций, каждая из которых одним своим концом шарнирно соединена с жестко прикрепленной к ступице спицей, а другим — со штоком гидроцилиндра, корпус которого шарнирно установлен в ступице и посредством имеющихся в ней каналов связан с распределителем давления гидросмеси (2).
Недостатком известного колеса является пониженное тяговое усилие, поскольку для осуществления обратного хода расположение изогнутых секций и их гидроцилиндров на одном ободе зеркальное по отношению к другому. Следовательно, движение колеса осуществляется лишь половиной активных изогнутых секций обода при неподвижности других.
Цель изобретения — увеличение тягового усилия.
Поставленная цель достигается тем, что в активном колесе транспортного средства, содержащем установленную с возможностью поворота на неподвижной оси ступицу с по крайней мере двумя ободами, состоящими из изогнутых по окружности секций, каждая из которых одним своим концом шарнирно соединена с жестко прикрепленной к ступице спицей, а другим — со штоком гидроцилиндра, корпус которого шарнирно установлен в ступице и посредством имеющихся в ней каналов сообщен с распределителем давления гидросмеси, каждая спица выполнена в виде гидроцилиндра, аналогичного указанному, а шарнир корпуса каждого гидроцилиндра снабжен фиксатором с его гидравлическим приводом, сообщенным с распределителем давления гидросмеси
На фиг. 1 схематично показано активное колесо в рабочем состоянии; на фиг. 2— то же, вид сбоку; на фиг. 3 — схема подвода гидросмеси к гидроцилиндрам прямого хода; на фиг. 4 — сечение А-А на фиг. 3;
45 на фиг. 5 — сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг.
6 — узел 1 на фиг. 1.
Активное колесо состоит из оси 1, закрепленной на подвеске 2, соединенной с транспортным средством. На оси 1 установлена ступица 3, что вместе является распределителем текучей среды, поступающей в силовые элементы, выполненные в виде гидроцилиндров прямого хода 4 и обратного хода 5 с поршнями 6, штоками 7 и пружинами сжатия 8. Цилиндры 4 и 5 соединены со ступицей 3 посредством пальцев 9, которые закреплены на цилиндрах 4 и 5 жестко, а со ступицей 3 поворотно. В нерабочем состоянии активного колеса гидроцилиндры 4 и 5 стопорятся фиксаторами 10, установленными в полостях ступицы 3, прижимающимися к выемкам пальцев 9 с помощью пружин 1!.
Каждый обод активного колеса выполнен из отдельных изогнутых секций 12, прикрепленных своими концами к штокам 7 гидроцилиндров 4 и 5.
Для поочередного распределения рабочей среды по силовым элементам в оси 1 имеются каналы 13, 14 и 15, а на транспортном средстве установлено золотниковое устройство типа флажка 16 с золотником 17, которое соединено с каналами 13 и 14, по которым гидросмесь подается к активному кОлесу и отводится от него в зависимости от требуемого направления движения. Каналы на другом конце заканчиваются открытыми в сторону наружной поверхности оси выемками 18, 19, 20 и 21 и кольцевыми по всей окружности оси 1 выемками 22 и 23, которые выполняют роль распределителя гидросмеси, поступающей через каналы 24 и
25 ступицы 3 и каналы пальцев 9 в подпоршневые полости гидроцилиндров 4 и 5 и через каналы 26 и 27 ступицы 3 — в подпоршневые полости фиксаторов 10. Выемки 18 и
22 соединены с каналом 13, выемки 20 и
23 — с каналом 14, выемки 19 и 21 — с каналом 15.
Для уменьшения неравномерности движения активного колеса изонутые секции 12 расположены на ободе на нескольких ободьях (фиг. 1), и изогнутые секции каждого обода развернуты относительно соседних на одинаковый угол. Каналы для подвода давления текущей среды к гидроцилиндрам и фиксаторам каждого обода развернуты также на эти углы. Эти каналы, не попавшие в плоскость сечения на фиг. 4 и 5, показаны пунктирными линиями.
Для осуществления движения текучая среда подается, например, по каналу 13.
При этом она поступает во флажок 16, где воздействует на золотник 17, перемещая его вправо и соединяя канал 15 со сливным каналом 14. Текучая среда из канала 13 через выемку 22 и канал 26 поступает в подпоршневое пространство фиксатора 10, сжав пружину 11 и расстопорив палец 9, связанный
1079468
<рог.2 фи8.5 жестко с гидроцилиндром 4. Это дает возможность гидроцилиндру поворачиваться.
Одновременно из канала 13 через выемку 18, канал 24 и полости в пальце 9 текучая среда подается под поршень 6 гидроцилиндра 4, выдвигая шток 7, в результате чего начинает вращаться колесо. После того, как поршень 6 совершит в гидроцилиндре 4 полный ход, поворот секции 12 прекращается, а ступица 3 поворачивается на такой угол, что канал 24 соединяется с выемкой 19 и поршень 6 под действием пружины 8 перемещается вместе с секцией 12 в исходное положение, а на его место встает другая, и процесс повторяется.
При необходимости реверсировать движение давление текучей среды подводится к каналу 14 и отводится по каналу 13. При этом происходит переброс золотника 17 в крайнее левое положение, сливная полость распределителя через золотник 17 соединяется с каналом 13, а текучая среда из канала 14 через выемку 23 и каналы 27 подается в подпоршневые полости фиксаторов
10, стопорящих гидроцилиндры 5, а давление рабочей среды подводится к гидроцилиндрам
5, которые заставляют колесо вращаться в другую сторону. Аналогично работают смещенные на некоторый угол секции 12.
Применение изобретения позволяет простыми техническими средствами значительно увеличить тяговое усилие на основном колесе, а следовательно, и проходимость транспортного средства.
1079468
Ю (риг. 5 фиг. б
Составитель Ю. Шурупов
Редактор Л. Повхан Техред И. Верес Корректор О. Тагор
Заказ 1229/15 Тираж 657 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4