Устройство для автоматического запирания и отпирания заднего борта кузова самосвала
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИ ЧЕСКОГО ЗАПИРАНИЯ И ОТПИРАНИЯ ЗАДНЕГО БОРТА КУЗОВА САМОСВАЛА, содержаш,ее поворотный в продольной вертикальной плоскости двуплечий рычаг, закрепленный на нижней поверхности днища кузова с возможностью взаимодействия одного его плеча с рамой самосвала, а второе его плечо посредством подпружиненной тяги шарнирно связано с запором борта, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, оно снабжено установленным на раме самосвала упором и подпружиненным рычагом с захватом, шарнирно закрепленным на нижней поверхности днища кузова с возможностью взаимодействия своим концом с упором, при этом на втором плече двуплечего рычага имеется палец для взаимодействия с ним захвата. (Л о со 1НШ4 оо о со
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
З(51) В 60 P 1 26
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ !."Н А ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3404040/27-11 (22) 10.03.82 (46) 30.07.83. Бюл. № 28 (72) Р. А., Азаматов, В. Н. Барун, В. В. Васин и Н. Ф. Орлова (71) Камское объединение по производству большегрузных автомобилей (53) 629.114.3 (088.8) (56) 1. Акимов А. Г. и др. Саморазтружающийся автотранспорт. М., «Машиностроение»; 1965, с. 66, фиг. 46 д.
2. Авторское свидетельство СССР № 247805, кл. В 60 P 1/26, 1966 (прототип) . (54) (57) УСТРОЛСТВО ДЛЯ АВТОМАТИ
ЧЕСКОГО ЗАПИРАНИЯ И ОТПИРАНИЯ
ЗАДНЕГО БОРТА КУЗОВА САМОСВАЛА, „„SU„„1031809 А содержащее поворотный в продольной вертикальной плоскости двуплечий рычаг, закрепленный на нижней поверхности днища кузова с возможностью взаимодействия одного его плеча с рамой самосвала, а второе его плечо посредством подпружиненной тяги шарнирно связано с запором борта, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, оно снабжено установленным на раме самосвала упором и подпружиненным рычагом с захватом, шарнирно закрепленным па нижней поверхности днища кузова с возможностью взаимодействия своим концом с упором, при этом на втором плече двуплечего рычага имеется палец для взаимодействия с ним захвата.
1031809
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных средствах с самосвально-съемными кузовами.
Известно устройство для автоматического запирания и отпирания заднего борта самосвального кузова, содержащее установленные на балках основания кузова двуплечие рычаги, верхние плечи которых соединены посредством тяг с крюками, запирающими борт, нижние плечи выполняют роль упоров и могут быть снабжены роликами, закрепленными на их концах (lj.
Недостатком данного устройства является то, что при использовании его на транспортных средствах с самосвальносъемными кузовами во время снятия кузова с шасси происходит самооткрывание заднего борта.
Кроме того устройство характеризуется низкой надежностью.
Известно также устройство для автоматического запирания и отпирания заднего борта кузова самосвала, содержащее поворотный в продольной вертикальной плоскости двуплечий рычаг, закрепленный на нижней поверхности днища кузова с возможностью взаимодействия одного его плеча с рамой самовала, а второе его плечо посредством подпружиненной тяги шарнирно связано с запором борта (2).
Недостатком указанного устройства является отсутствие возможностии запирания борта при снятии кузова.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик.
Поставленная цель достигается тем, что устройство для автоматического запирания и отпирания заднего борта кузова самосвала, содержащее поворотный в продольной вертикальной плоскости двуплечий рычаг, закрепленный на нижней поверхности днища кузова с возможностью взаимодействия одного его плеча с рамой самосвала, а второе его плечо посредством подпружиненной тяги шарнирно связано с запором борта, снабжено установленным на раме самосвала упором и подпружиненным рычагом с захватом, шарнирно закрепленным на нижней поверхности днища кузова с возможностью взаимодействия своим концом-с упором, при этом на втором плече двуплечего рычага имеется палец для взаимодействия с ним захвата.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство в транспортном положении, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — положение элементов устройства при горизонтальном смещении кузова назад перед его съемом; на фиг. 4 — то же, при работе автомобиля в режиме самосвала, На продольных балках основания кузова с обеих сторон посредством осей 1 установлены двуплечие рычаги 2. Каждый двуплечий рычаг выполнен составным. Одно плечо 3 рычага 2 имеет на конце ролик 4, который контактирует с лонжероном рамы. Это плечо 3 выполнено корытообразным с встроенным внутри пальцем 5. Второе плечо 6 рычага 2 шарнирно соединено посредством тяги 7 с крюком 8, удерживающим борт кузова в запертом состоянии. На тяге
7 установлена пружина 9, На кронштейне
1î основания кузова посредством оси 10 шарнирно закреплен рычаг 11, подпружиненный пружиной 12 кручения и имеющий крючкообразный захват !3 (фиг. 1) для взаимо действия с пальцем 5. На конце рычага l l
15 имеется ролик 14, взаимодействующий с установленным на раме самосвала упором 15.
Устройство работает. следующим образом.
Режим съема и установки кузова на автомобиль (шасси). Для снятия кузова с о шасси самосвала кузову сообщают горизонтальное движение, а затем он снимается с шасси. Ролик 14 при горизонтальном смещении кузова отходит от упора 15, при этом рычаг 11 под действием пружины 12 поворачивается вокруг оси 10 и крючко25 образным захватом 13 зацепляется за палец 5 плеча 3, блокируя его. Это удерживает задний борт от открывания при съеме кузова с шасси автомобиля, когда кузов занимает наклонное положение.
При затягивании кузова на шасси рычаг 11 доходит до упора 15, ролик 14 контактирует с упором 15 и выводит из зацепления с пальцем 5 плеча 3 крючкообразный захват 13 рычага 11. Двуплечий рычаг 2 разблокируется и устройство может рабоЗ5 тать в режиме подъем — опускание, обеспечивая автоматическое открывание и закрывание заднего борта кузова.
Режим подъем-опускание. При опроки40 дывании кузова вместе с кузовом самосвала поднимаются рычаги 2, закрепленные посредством осей l на балках основания кузова. Ролик 4 отходит от рамы и дает возможность поворачиваться рычагу 2, тяга 7 освобождает крюк 8, который откидывает4 ся под действием пружины 9. Борт открывается и кузов разгружается. Ролик 14 рычага 11 при подъеме кузова отходит от упора 15 и рычаг 11 поворачивается под действием пружины 12 в фиксированное положение. После разгрузки при опускании
50 кузова механизм работает в обратном порядке.
Использование предлагаемого устройства снижает трудоемкость, а также позво55 ляет сократить время разгрузки кчзова и исключить ручную фиксацию запоров при снятии кузова с шасси.!
031809
1031809
Редактор М. Рачкулинец
Заказ 5301/20
Составитель Ю. Таубер
Техред И. Верес Корректор А. Ильин
Тираж 675 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



