Плунжерная пара
ПЛУНЖЕРНАЯ ПАРА топливовпрыскивающего насоса дизеля, содержащая плунжер и втулку с наполнительным и отсечным окнами, отличающаяся тем, что, с целью определения технического состояния без разборки пары, во втулке выполно дополнительное окно, расположенное ниже наполнительного. (Л
СОЮЗ СВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„.SU„„10274 з(ю F 02 М 5944
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ASTOPCHOt4Y СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3395893/25-06 (22) 18 02.82 (46) 07.07.83. Бюл. № 25 (72) М. М. Кулаков (71) Чувашский сельскохозяйственный институт (53) 621.43.038.5 (088.8) (56) 1. Бахтиаров Н. М., Логинов В. Е.
Производство и эксплуатация прецизионных пар. М., «Машиностроение>, 1979, с. 9. (54) (57) ПЛУНЖЕРНАЯ ПАРА топливовпрыскивающего насоса дизеля, содержащая плунжер и втулку с наполнительным и отсечным окнами, отличающаяся тем, что, с целью определения технического состояния без разборки пары, во втулке выполно дополнительное окно, расположенное ниже наполнительного.
1027428
Составитель В. Павлюков
Редактор А. Козориз Техред И. Верес Корректор О. Тигор
Заказ 4702/39 Тираж 550 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к двигателестроению.
Известна плунжерная пара топливовпрыскивающего насоса дизеля, содержащая плунжер и втулку с наполнительным и отсечным окнами (1j
Недостатком этой пары является то, что она недостаточно приспособлена к диагностике утечек топлива через зоны износа у наполнительных окон.
Цель изобретения — определение технического состояния без разборки пары.
Указанная цель достигается тем, что в плунжерной паре топливовпрыскивающего дизеля, содержащей плунжер и втулку с наполнительным и отсечным окнами, во втулке выполнено дополнительное окно, расположенное ниже наполнительного.
На фиг. 1 изображена предлагаемая плунжерная пара распределительного топливовпрыскивающего насоса; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — плунжерная пара рядного насоса.
Плунжерная пара содержит втулку 1, плунжер 2 и дозатор 3. Во втулке 1 имеются наполнительные 4 и нагнетательные 5 окна. Плунжер снабжен рабочим торцом 6.
Во втулке 1 выполнено дополнительное окно
7, связывающее надплунжерную полость 8 с внешней средой за насосом (с баком трактора) по отводящей трубке 9. Дополнительное окно 7 расположено в той зоне втулки
1, которая при нахождении плунжера в НМТ сопрягается с изношенным участком вблизи торца 6 плунжера 2. Окно 7 расположено во втулке 1 ниже наполнительных окон 4 и ниже торца 6 плунжера 2, например, на
1 — 2 мм, когда плунжер расположен в НМТ.
Окно 7 расположено также в той части втулки 1, где не проходит распределительный паз 10 плунжера 2 на ходе нагнетания. Плунжерная втулка снабжена отсечным окном 11.
Плунжерная пара работает следующим образом.
В момент нахождения плунжера 2 в
НМТ зона износа вблизи торца 6 плунжера 2 совмещается с дополнительным окном
7 и топливо из надплунжерной полости 8 поступает к окну 7 и от него через трубку 9 отводится наружу, где по интенсивности истечения топлива судят о состоянии плунжерной пары. В неизношенной плунжерной паре утечки топлива через окно 7 отсутствуют, а затем нарастают по мере нарастания износа в эксплуатации.
При подъеме плунжера вверх и начале нагнетания дополнительное окно 7 полностью перекрывается неизношенной поверхностью плунжера и возрастает расстояние до полости высокого давления, вследствие чего наличие такого окна не сказывается отрицательно на протекании рабочего процесса топливоподачи.
По интенсивности истечения топлива через отводящую трубку, связанную с окном
7, диагностируют плунжерную пару без остановки двигателя на всех режимах его ра25 боты, но предпочтительнее — при малых частотах вращения вала. Можно также для подачи топлива в надплунжерную полость использовать автономный подкачивающий насос и тогда диагностика плунжерной пары выполняется при остановлении двигате30 ля. Можно также по отводящей трубке закачивать топливо в надплунжерную полость, а утечки собирать у наполнительных окон.
Таким образом, изобретение обеспечивает определение технического состояния
35 без разборки пары.

