Устройство управления электродвигателем постоянного тока
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащее связанные последовательно широтно-импульсный модулятор, усилитель импульсов, датчик тока, включенный в цепь якоря электродвигателя, пороговый элемент, вход которого подключен к датчику тока, а выход через последовательно соединеннее первый и второй резисторы связан со входом . триггера Шмитта, выход которого под- . ключен к второму входу усилителя импульсов , диод, шунтирующий второй резистор , и конденсатор, включенный между входом триггера Шмитта и общей шиной источника питания, отличающееся тем, что, с целью улучшения статических и динамических параметров , -в него введены две схемы ИЛИ и ключ, причем входм первой схемы ИЛИ подключены к выходам широтноимпульсного модулятора и порогового элемента, а выход - к входу усилителя импульсов, входы второй схемы ИЛИ подключены к выходам триггера йЬштта и порогового элемента, ключ подсоединен параллельно конденсатору, а упW равляющий вход ключа соединен с выходом второй схекм ИЛИ.
„„8Ц„„1015479, А
СОЮЗ СОВЕТСКИХ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
33 т
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ
К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3346811/24-07 (22) 15. 10. 81 (46) 30.04. 83. Вюл. Р 16 (72) A.H.Màðîâ и t0.Í.Âàñèëüåâ (53) 621.316.718.5(088.8) (56) 1. Авторское свндетельство СССР
Р 424272, кл. Н 02 Р 7/28, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2817322/24-07, I êë. Н 02 Р 7/28, 05.03.80. (54)(57) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕИ ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащее связанные последовательно широтно-импульсный модулятор, усилитель импульсов, датчик тока, включенный в цепь якоря электродвигателя, пороговый элемент, вход которого подключен к датчику тока, а выход через последовательно соединенные первый и второй резисторы связан со входом
:триггера Шмитта, выход которого под- . ключен к второму входу усилителя импульсов, диод, шунтирующий второй резистор, и конденсатор, включенный между входом триггера Шмитта и общей шиной источника питания, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью улучшения статических и динамических параметров, в него введены две схемы
ИЛИ и ключ, причем входы первой схемы ИЛИ подключены к выходам широтноимпульсного модулятора и порогового элемента, а выход — к входу усилителя импульсов, входы второй схемы ИЛИ подключены к выходам триггера Шмитта и порогового элемента, ключ подсоеди-Я нен параллельно конденсатору, а управляющий вход ключа соединен с выходом второй схемы ИЛИ.
1015479
Изобретение относится к электротехнике и может найти применение для широтно-импульсного управления электродвигателем н режимах пуска и при перегрузках.
Известно устройство управления электродвигателем, содер>кащее широтно-импульсный модулятор, усилитель, датчик тока и схему защиты усилителя от перегрузки $ 1/.
Недостатком указанного устройстна 0 является низкая надежность из-за срабатывания схемы защиты от пусковых токо в, Наиболее близким к предлагаемому является устройство управления элек- 15 троднигателем постоянного тока, содер>кащее связанные последовательно ,широтно-импульсный модулятор, усилитель импульсон, датчик тока, включенный в цепь якоря электродвигателя, пороговый элемент, вход которого подключен к датчику тока, а выход через последовательно соединенные первый и второй резисторы связан с входом триггера Шмитта, выход которого подключен к второму входу усилителя импульсов, диод, шунтирующий второй резистор, и конденсатор, включенный между входом триггера Шмитта и общей шиной (2j..
Недостатком известного устройства является большая зона нечувствительности, обусловленная тем, что в малых сигналах управления (малой относительной длительности импульсов широтно-импульсного модулятора) среднее значение тока двигателя не достигает величины, необходимой для преодоления момента сопротивления, вследствие чего снижаются статические и динамические параметры электропривода. 40
Цель изобретения — улучшение статических и динамических параметров.
Поставленная цель достигается тем, что н устройстно управления электродвигателем постоянного тока, содержа-45 щее связанные последовательно широт но-импульсный модулятор, усилитель импульсов, датчик тока, включенный в цепь якоря электродвигателя, пороговый элемент, вход которого подключен к датчику тока, а выход через последовательно соединенные первый и второй резисторы связан с входом тригге-, ра Шмитта, выход которого подключен ко второму входу усилителя импульсов, диод, шунтирующий второй резистор, и конденсатор, включенный между входом триггера Шмитта и общей шиной, введены две схемы ИЛИ и ключ, причем входы первой схемы ИЛИ подключены к вы- . ! ми ходам широтно-импульсного модулятора о и порогового элемента, а выход - к входу усилителя импульсов, входы второй схемы ИЛИ подключены к выходам триггера. Шмитта и порогового элемента, ключ подсоединен параллельно кон-65 дейсатору, а управляющий вход ключа соединен с выходом второй схемы ИЛИ.
На чертеже представлена схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит связанные последовательно широтно-импульсный Модулятор 1, усилитель 2 импульсов, датчик 3 тока в цепи якоря электроднигателя 4. К датчику 3 тока подключен вход порогового элемента 5, выход которого через последовательно соединенные первый б и второй 7 резисторы связан с входом триггера Шмитта 8, выход которого подключен к второму входу усилителя 2 импульсов. Устройство содержит диод 9, шунтирующий нторой резистор 7, и конденсатор 10, включенный между входом триггера Шмитта 8 и общей шиной. Устройство содержит также дне схемы ИЛИ 11 и 12 и ключ 13. Входы первой схемы ИЛИ 11. подключены к выходам широтно-импульсного модулятора 1 и порогового элемента 5, а выход — к входу усилителя
2 импульсов. Входы второй схемы ИЛИ 12 подключены к выходам триггера Шмитта
8 и порогового элемента 5. Ключ 13 подсоединен параллельно конденсатору
10, а управляющий вход ключа соединен с выходом второй схемы ИЛИ 12.
Устройство работает следующим образом.
В пусковом режиме появление первого даже короткого импульса а созда3 ет на датчике 3 тока импульс тока, близкий к пусковому. Поэтому срабатывает пороговый элемент и появляется сигнал а =1 и соответственно в„=1.
Следовательно, среднее значение тока в двигателе увеличивается и достигает значения, необходимого для трогания двигателя. Окончание импульсов а 1 и в =1 определяется спадом пус1 кового тока до уровня срабатывания порогового элемента 5, цйпример номинального..
После начала движения для вращения ,пнигателя с малой скоростью требуетcl меньшее среднее значение тока через двигатель, которое обеспечивается управляющими импульсами аЗ с малой относительной длительностью.
При появлении сигнала а =1 размы кается ключ 13 и конденсатор 10 начинает заряжаться. Поскольку импульсы а„ в режиме пуска большой длительностй и цикл может повторяться, то конденсатор 10 может зарядиться .до уровня срабатываний триггера Шмитта, который отключит усилитель 2 импульсов, т.е. произойдет ложное срабатывание защиты. Чтобы этого не происходило, в перерывах между импульсами ключ 13 замыкается и разряжает конденсатор 10, При длительной перегрузке двигателя конденсатор 10 заряжается до уровня срабатывания триггера Шмитта 8, 1015479
Составители В.Поспелов
Редактор Н.Ковалева Техред О.НецеКорректор!C.Шекмар
Заказ 3229/51 Тираж 687 : . . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская 1наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г.уигород, ул.Проектная, 4 появляется сигнал а 1, и отключается усилитель 2 импульсов. Исчезает сигнал а, .но ключ 13 остается разомкнутым под воздействием сигнала а 1-че-. рез схему ИЛИ 12.
Таким образом„ предлагаемое устройство имеет меньшую по сравнению с известным зону нечувствительнооти и. лучшие статические к динамические ха рактеристики.


