Устройство для импульсного регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока

 

ОП ИСАКИИ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсиик

Социалистически«

Республик н

<и 997220 (6t ) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 15 . 05 . 81 (21) 3286899/24-07 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 15 . 0 2 . 83 . Бюллетень Мв 6

JlàTà опубликования описания 16. 02.83 (5l)M. Кд.

Н 02 P 7/28

Гееударственньй «емнтет

СССР (53) УДК)621.314.. .1(088.8) йе аеввм нвабретеннй и еткрытий

В. И. Мишин, В. В. Зырянов и В; Урзиков т т 1

r .ч; т

Украинская ордена Трудовогф Красного Знамени,т сельскохозяйственная академия

{72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМПУЛЬСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО

ТОКА

Изобретение относится к области силовой полупроводниковой техники, в частности к тиристорным широтноимпульсным преобразователям (ШИП), и может быть использовано для регулирования скорости вращения электродви- 5 гателей постоянного тока электротранспорта.

Известны независимые ШИП с парал1о лельной емкостной коммутацией, основанные на том, что коммутирующий конденсатор, предварительно заряженный по цепи, не зависящей от нагрузки, в нужные моменты времени разряжа-,, ется через вспомогательный вентиль, запирая при этом основной тиристор.

Известен широтно-импульсный преобразователь, в котором независимый контур с коммутирующим конденсатором 2о получает питание. от дополнительного источника. Такой ШИП характеризуется гибким и плавным регулированием частоты вращения, надежной работой элект2 ропривода, хорошей перегрузочной способностью Р3.

Недостатками ШИП является необходимость иметь дополнительным источник для питания коммутирующих цепей, сложность схемы управления тиристораии,. некоторая ограниченность и зависииость диапазона регулирования от нагрузки и от частоты коммутации, подпитка цепи нагрузки дополнительным источникои при перезарядке конденсатора.

Наиболее близкии по техническому решению к предлагаемоиу является устройство для импульсного регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока, содержащее управляемую тиристорную цепь переиенного тока с коммутирующим конденсаторои, включающую зарядный, рабочий и коммутирующий тиристоры, импульсный трансформатор с обмотками управления и обратный диод, включенный

997220 4 параллельно выводам, для подключения, электродвигателя $2/.

Недостатками этого устройства являются возможность коротких замыканий источника. питания при повышении входного напряжения, а также обрывах цепей дополнительных обмоток импульсных трансформаторов; .ограниченный диапазон регулирования скважности малая жесткость внешней характеристики, сравнительно нивкая возможная частота коммутации и малая рабочая область .токов нагрузки из-за отсутствия контура ускоренного разряда коммутирующего конденсатора, независимого от силовой цепи; завышенная установленная мощность обратного диода, так как через него замыкаются одновременно токи разряда конденсатора и двигателя, не гарантировано надежное запирание рабочего тиристора при изменении входного напряжения, а следовательно, и напряжения на коммутирующем конденсаторе, возможность обрат ного разряда конденсатора через источник питания при резком возраста- нии тока нагрузки и падений напряжения источника, т.е. устройство имеет недостаточный диапазон регулирования выходных частот при значительных изменениях величины нагрузки, невысокую надежность и сложное управление.

Цель изобретения - расширение диапазона регулирования выходных частот при значительных изменениях величины нагрузки, повышение надежности и упрощение.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для импульсного регулирования скорости вращения эпект родвигателя постоянного тока, содержащее управляемую тиристорную цепь переменного тока с коммутирующим конденсатором; включающую зарядный, рабочий и коммутирующий тиристоры, импульсный трансформатор с обмотками управления и обратный диод, включен" ный параллельно выводам для подключения электродвигателя, снабжено инвертором напряжения с выходным разделительным трансформатором вторичная обмотка которого через зарядный тири стор соединена с .коммутирующим конденсатором, включенным параллельно рабочему тиристору,зашунтированному дополнительно введенным диодом, через коммутирующий тиристор.

Кроме того, устройство снабжено задающим генератором с выходным им- пульсным трансформатором, вторичные обмотки которого соединены с цепями управления тиристоров инвертора непосредственно, а с цепями управления рабочего коммутирующего и зарядного тиристоров - через фазосдвигающие цепи.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема устройства для импульсного регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока смешанного возбуждения; на фиг. 2 по казана при периоде Т изменения напряжения на нагрузке длительность его импульса без временного сдвига фазосдвигающих цепей и прй работе этих цепей.

Устройство содержит основной ти ристор 1, шунтирующий его диод 2, дроссель 3, якор ь двигателя 4, QGMQT ки последовательного 5 и независимого 6 возбуждения > коммутирующий тиристор 7, зарядный тиристор 8,. коммутирующий конденсатор 9, выходной трансформатор 10, инвертор напряжения 11, задающий генератор 12, обратный диод 13, выходной импульсный трансформатор 14 с первичной обмоткой

15 .и вторичными обмотками 16-22, фазосдвигающую цепь 23 с переменным резистором 24 и фазосдвигающие цепи 25 и 26 со спаренным потенциометром 27.

На фиг. 2 при периоде Т изменения напряжения на нагрузке показана длительность импульса его t - без временного сдвига фазосдвигающих цепей, йиА и йит -соответственно при работе фазосдвигающих цепей управления

4О тиристоров 1 и 7.

Устройство работает следующим образом.

В момент подачи управляющих импульсов через фазосдвигающие цепи

45 23 и 26 от выходных обмоток 16 и 18 включаются тиристоры 1 и 8. При этом напряжение подается на нагрузку и через выходной разделительный трансформатор 10 и тиристор 8 происходит

5О заряд коммутирующего конденсатора 9 .от инвертора 11 с полярностью, ука. занной на фиг. 1.

Для запирания основного тиристора 1 включается коммутирующий тирисH тор 7. При этом происходит процесс разряда конденсатора 9 по цепи 7,3 и 2. По окончании процессов заряда и разряда конденсатора тиристоры 7 г

5 997220 6 и 8 запираются естественной комму- конденсатора уменьшение коммутацион-

1 тацией. ных потерь, равенство тока рабочего

Шунтирующий диод 2 обеспечивает. тиристора току нагрузки. уменьшение времени разряда конден- Поскольку процессы заряда и разсатора и, следовательно, прямоуголь- 5 ряда конденсатора практически не влиную форму импульсов. выходного напря- яют на величину и форму импульсов жения. Это приводит к увеличению напряжения на нагрузке, то управле -. жесткости внешних характеристик,,рас- ние частотой вращения электродвига= ширению диапазена..регулирования вы- теля получается гибким и плавным в ходного напряжения при значительных Ю широком диапазоне изменения нагруэизменениях нагрузки. Дроссель 3 со ки. средней точкой дойолнительно уменьша- Инвертор 11 питается от той же свет влияние разряда конденсатора на - ти постоянного тока, что и двиганагрузку. . - тель. Цепи урравления тиристорами инТак как в предлагаемом устройст- 15 вертора подключены через диоды к выве тиристоры 1 и 8 могут включаться в ходным обмоткам 19-22 трансформатора различные .моменты времени первого 14. Первичная обмотка 15-трансформаполупериода импульсов напряжения, тора 11 подключена к выходным зажи-. трансформатора 10, а тиристор 7 -, мам задающего генератора 12 с регуво втором полупериоде его, то скваж- рз лируемой или постоянной частотой имность .можно регулировать изменением пульсов, Трансформатор 10 имеет коэф моментов включения тиристоров 1 и фициент трансформации, при котором

7 (фиг . 2) . Минимальная длитель- конденсатор заряжается до напряженость импульсов напряжения получа- ния, достаточного для надежного эапиется при включении тиристора 1 в .кон- g5 рания рабочего тиристора во всем дице первого полупериода, тиристора, апазоне изменения нагрузки.-Кро7 - в начале второго, а максималь-. ме того, указанный трансформатор ,.ная (со скважностью равной 1) - при электрически отделяет контур з»арявключении тиристора 1. в начале перво- да от силовой цепи. го полупериода .и тиристора 7 в конце зв Цепи управления и коммутирующие второго полупериода. Плавное peryw-,êoíòóðì при работе нагрузки на полрование скважности от 0 до 1 достига- ном напряжении могут быть отключены ется тем, что переменный резистор 24 размыканием обмотки 15» что ведет фазосдвигающей цепи 23 позволяет изме- к дополнительной экономии электронять скважность практически от 0 до энергии.

0,5 в пределах первого полупериода, Устройство для импульсного регулиа потенциометр 27 фазосдвигающей цепи рования скорости вращения электро25 обеспечивает регулирование скваж- двигателя постоянного тока обеспечиности в пределах от 0,5 до 1 во.вто- вает устойчивое управление регулирором полупериоде. . ванием частоты вращения электродвигаПрименение совместно с фазосдвига" теля постоянного тока при изменении ющей цепью 25 еще одной цепи 2б со скважности импульсов напряжения дракспаренным (общим) потенциометром тически от 0 до 1 в широком диашазовсегда обеспечивает при включении не изменения нагрузки. тиристора 7 выключение тиристора 8,: так как управляющие импульсы прихо- формула изобретения дят на эти тиристоры с временнымсдвигом в, . В результате, за весь 1. Устройство для импульсного репериод регулирования нагрузка не гулирования скорости вращения электподпитывается от источника по цепи родвигателя постоянного тока - содер50

10,8,7иЗ ° жащее управляемую тиристорную цепь

Независимость цепей заряда и разря- . переменного тока с коммутирующим кон- . да конденсатора друг от друга и от денсатором, включающую зарядный, рабосиловой цепи за весь период регулиро" чий и коммутирующий тиристоры, импульвания. обеспечивает независимость .про сный трансформатор с обмотками управтекающих в них электромагнитных про- ленив и обратный диод, включенный пв55; цессов от изменения нагрузки и напря- раллельно выводам для подключения жения на зажимах преобразователя, а электродвигателя, о т л и ч а ю щ етакже минимальную величину емкости е с: я .тем, что, с целью расширения

7 - . 997

Ъ диапазона регулирования выходных частот при значительных изменениях величины нагрузки, повышения надежности и упрощения, оно снабжено инвертором напряжения с выходным разделительным трансформатором, вторичная обмотка которого чврез зарядный тиристор сое,динена с коммутирующим конденсатором, включенным параллельно рабочему тиристopy,çàøóíòèðîBàííîèó дополнительно введенным диодом, через коммутирующий тиристор.

2. Устройство по и, 1, о т л и ч а ю,щ е е с я гем что, с целью расширения диапазона регулирования скважности импульсов напряжения,оно

220 8 снабжено задающим генератором с выходным импульсным .трансформатором, вторичные обмотки которого соединены с цепями управления тиристоров инвертора непосредственно, а с цепями уп" равления рабочего, коммутирующего и зарядного тиристоров- через фазосдвигающие. цепи .

Источники информации, 30 принятые во внимание при экспертизе

l. .Авторское свидетельство СССР

N 684691, кл. Н 02 И 3/135, 1979 °

2 . Справочник по преобразовательной технике. Под редакцией чл. кор.

>s АН УССР И. И. Чиженко, Киев, "Техника", 1978, с. 182.

9972è

Составитель Ю. Андреев

Техред М. Костик Корректор С. Шекмар

Редактор Л. Веселовская

Подписное

l филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 956/76 Тираж 685

ВНИИПИ Госудаоственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для импульсного регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для импульсного регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для импульсного регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для импульсного регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для импульсного регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для импульсного регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортных средств, в частности, к электроприводам электромобилей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к системам управления двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления тяговыми электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в высокочастотных зарядных устройствах и источниках питания с гальванической развязкой выходного напряжения для тягового электропривода аккумуляторных автомобилей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в прецизионных системах регулирования угловой скорости, построенных на базе контура фазовой синхронизации

Изобретение относится к способу управления гасительным устройством для рекуперирующей мостовой схемы вентильного преобразователя, причем мостовая схема вентильного преобразователя, управляемая пусковыми импульсами схемы управления, синхронизированной с сетью, своими тремя входами подключена к фазам трехфазной сети, а оба выхода мостовой схемы связаны с электродвигателем постоянного тока, который в генераторном режиме через мостовую схему возвращает энергию в трехфазную сеть, и гасительное устройство управляется блоком управления, от которого выдаются управляющие импульсы в зависимости от контроля электрических и временных параметров

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в промышленных установках для отработки позиционными электроприводами с упругими валопроводами заданных диаграмм перемещения

Изобретение относится к области электротехники, в частности к полупроводниковой технике, и может быть использовано на электроподвижном составе для управления тяговыми электрическими машинами постоянного тока, электротермическими установками и другими потребителями электроэнергии
Наверх