Мобильная ракетная установка "мини-град"

 

Полезная модель относится к вооружению сухопутных войск, конкретно, к малогабаритным ракетным системам залпового огня. Технической задачей является повышение скрытности и мобильности малогабаритной ракетной установки на базе легкового автомобиля. Ракетная установка «Мини-Град» собрана на базе легкового автомобиля 1. Багажное отделение автомобиля оснащено металлическим кузовом 2 коробчатого сечения. Внутри кузова смонтирован подъемник 3 с поворотной платформой 4, на которой закреплен пакет пусковых труб 5. На пакете 5 сверху закреплена крышка 6 для закрытия люка 7 в крыше кузова 2 после опускания пакета 5 внутрь кузова. Автомобиль оснащен двумя выдвижными гидродомкратами 11. Кузов имеет подпол для боезапаса 12. 5 п-тов ф-лы, 2 илл.

Предлагаемая полезная модель относится к вооружению сухопутных войск, конкретно, к малогабаритным ракетным системам залпового огня.

Известна корабельная ракетная система залпового огня (РСЗО), содержащая подъемник, поворотную платформу и пакет труб для запуска ракет, оснащенный механизмом наведения по вертикали (см., например, патент РФ 2258191, 2003). Наиболее близкой, на наш взгляд, к предлагаемой полезной модели является малогабаритная РСЗО «FADGR-1» производства компании Aerospace Industries Organization - прототип (см. каталог вооружения William Cook Defence, издание 23-е, 2002-2003, стр.834; источник: www.william-cook.co.uk). Указанная РСЗО выполнена на базе открытого легкового автомобиля типа джип. В багажном отделении джипа закреплена довольно высокая (для обеспечения отвода ракетных газов) опора, на которой смонтирована турель с пакетом пусковых труб, снабженным ручным механизмом наведения по вертикали.

К недостаткам прототипа следует отнести неудобство эксплуатации. Из-за высокого расположения пакета с ракетами автомобиль неустойчив во время движения, что не позволяет ему развивать большую скорость. Кроме того, джип с торчащими сверху пусковыми трубами легко идентифицировать как боевую машину и уничтожить при помощи авиационных средств поражения, например, с вертолета или беспилотного ЛА.

Технической задачей является повышение скрытности и мобильности малогабаритной РСЗО на платформе легкового автомобиля.

Технический результат достигается тем, что в мобильной ракетной установке, включающей легковой автомобиль повышенной проходимости, в багажном отделении которого размещен пакет пусковых труб для запуска ракет, снабженный механизмами наведения по вертикали и по горизонтали, багажное отделение оснащено коробчатым кузовом, имеющим в крыше люк для указанного пакета, который оборудован подъемником, смонтированным с возможностью подъема пакета через люк и фиксации пакета над крышей кузова, при этом на пакете закреплена крышка для закрытия люка при опускании пакета внутрь кузова.

Подъемник может быть выполнен по схеме «ножницы» и связан при помощи винтовой передачи с электроприводом, подключенным к силовой установке автомобиля. Механизм наведения пакета труб по вертикали может быть выполнен в виде гидроцилиндра, корпус которого закреплен на подъемнике, а шток связан с передним концом пакета, у которого задний конец шарнирно связан с подъемником. Ракетная установка может быть выполнена на базе российского автомобиля «УАЗ-Патриот», оборудованного выдвижными домкратами для упора в колеи от колес автомобиля. Багажное отделение может иметь подпол для размещения боезапаса.

Полезная модель поясняется чертежами. На фиг.1 показан вид ракетной установки в походном положении, на фиг.2 - вид установки непосредственно перед запуском ракет.

В конкретном примере ракетная установка «Мини-Град» собрана на платформе автомобиля 1 модели «УАЗ-Патриот» (далее - автомобиль). Багажное отделение автомобиля оснащено цельнометаллическим коробчатым кузовом 2 (далее - кузов). Здесь смонтирован подъемник 3 с основанием для поворотной платформы 4. На платформе 4 установлены пусковые трубы, скрепленные в пакет 5. На пакете 5 сверху имеется крышка 6 для закрытия люка 7 в крыше кузова. Подъемник 3, выполненный по схеме «ножницы», связан при помощи винтовой передачи с электроприводом 8, который подключен к силовой установке автомобиля (не показано). На подъемнике установлен электропривод 9, обеспечивающий поворот платформы на ±120°. Механизм наведения по вертикали включает гидроцилиндр 10. Автомобиль оснащен двумя выдвижными гидродомкратами 11. Кузов 2 имеет подпол для боезапаса 12 и двери 13.

Ракетную установку «Мини-Град» применяют в следующем порядке. В походном положении пакет 5 с ракетами находится в нижней позиции внутри кузова 2 (см. фиг.1). При этом крышка 6 на пакете закрывает люк 7, защищая кузов от пыли и дождя. В этом положении ракетная установка внешне не отличается от типового автомобиля УАЗ и не привлекает особого внимания разведки противника. При получении боевой задачи установку перегоняют своим ходом на огневой рубеж. Поскольку пакет 5 находится внизу, автомобиль имеет достаточную устойчивость даже на большой скорости. На огневом рубеже автомобиль 1 останавливают, гидродомкраты 11 выдвигают до упора в дорожные колеи для фиксации автомобиля. Затем включают привод 8. Подъемник 3 поднимает пакет 5 с ракетами через люк 7 над кузовом 2. При этом основание для платформы 4 прижимается к краям люка, закрывая его снизу и фиксируя подъемник 3 (см. фиг.2).

Для наведения ракет на цель включают с пульта оператора в кабине водителя привод 9 для наведения пакета по горизонту и привод 10 для наведения по вертикали. Затем с пульта оператора производят запуск ракет по цели. Благодаря тому, что основание для платформы 4 закрывает люк, газы от ракет не попадают в автомобиль. Если требуется повторить запуск ракет, оператор открывает двери 13, достает ракеты боезапаса 12 из подпола, заряжает их в трубы пакета 5 и производит запуск.

После выполнения задания включают реверс привода 8. Подъемник 3 опускает пакет 5 внутрь кузова, крышка 6 закрывает люк 7, в результате чего ракетная установка «превращается» в обычный автомобиль. Таким образом, достигается скрытность и мобильность ракетной установки.

Согласно описанной схеме заявителем разработана техническая документация для ракетной установки с 16-ю пусковыми трубами, начата подготовка к изготовлению опытного образца. Для ракет меньшего калибра проектируется установка с 20-ю пусковыми трубами.

1. Мобильная ракетная установка «Мини-Град», включающая легковой автомобиль повышенной проходимости, в багажном отделении которого размещен пакет пусковых труб для запуска ракет, снабженный механизмами наведения по вертикали и по горизонтали, отличающаяся тем, что багажное отделение оснащено коробчатым кузовом, имеющим в крыше люк для пакета пусковых труб, который оборудован подъемником, смонтированным с возможностью подъема через люк указанного пакета и фиксации пакета над крышей кузова, при этом на пакете пусковых труб закреплена крышка с возможностью закрытия люка при опускании пакета внутрь кузова.

2. Ракетная установка по п.1, отличающаяся тем, что подъемник, выполненный по схеме «ножницы», связан при помощи винтовой передачи с электроприводом, подключенным к силовой установке автомобиля.

3. Ракетная установка по п.1, отличающаяся тем, что механизм наведения пакета по вертикали выполнен в виде гидроцилиндра, корпус которого закреплен на подъемнике, а шток связан с передним концом пакета пусковых труб, задний конец которого шарнирно связан с подъемником.

4. Ракетная установка по п.1, отличающаяся тем, что выполнена на базе автомобиля модели «УАЗ-Патриот», оборудованного выдвижными домкратами для упора в колеи от колес автомобиля.

5. Ракетная установка по п.4, отличающаяся тем, что багажное отделение автомобиля имеет подпол для размещения боезапаса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к противотанковым противокрышевым минам, которые рассчитаны на поражение бронетанковой техники (БТ) в верхнюю, наиболее уязвимую, поверхность
Наверх