Унифицированный мобильный комплекс навигационного обеспечения и контроля действий совместных специализированных групп с отображением информации на автоматизированных рабочих местах ситуационных центров безопасности железнодорожного транспорта

 

Полезная модель относится к области навигационного обеспечения передвижения объектов, в частности, к области навигационного контроля передвижения совместных специализированных групп (ССГ) на железнодорожном транспорте и может быть использована для мониторинга ССГ и оперативного обмена информацией с ситуационными центрами при возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций. Технический результат заключается в повышении качества контроля действий ССГ, оперативности взаимодействия с ситуационными центрами безопасности, повышении надежности и сохранности грузов и объектов на железнодорожном транспорте. К комплексе используют мобильное навигационное устройство (МНУ), включающее размещенные в корпусе центральный процессор, блок времени, блок памяти, приемники навигационных сигналов систем ГЛОНАСС и GPS, подключенные через коммутатор к центральному процессору, GSM модуль, вход которого соединен с выходом процессора, а выход связан посредством сотовой связи с АРМ ситуационных центров безопасности, а также блок индикации и управления. Входы/выходы блоков памяти и времени подключены к соответствующим выходам/входам процессора. Блок индикации и управления включает расположенные на внешней стороне корпуса световые индикаторы наличия питающего напряжения, приема навигационных сигналов систем ГЛОНАСС и GPS, подключенные к соответствующим выходам блока питания и приемников навигационных сигналов, а также кнопку включения сигнала «тревожного сообщения», соединенную с соответствующим входом процессора, причем аппаратно-программные устройства АРМ выполнены с возможность отображения маршрута ССГ. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к области навигационного обеспечения передвижения объектов, в частности, к области навигационного контроля передвижения совместных специализированных групп охраны (ССГ) на железнодорожном транспорте и может быть использована для мониторинга местоположения ССГ и оперативного обмена информацией с ситуационными центрами при возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций.

Известна многозоновая стационарно-передвижная система контроля за движением автотранспортных средств, включающая множество стационарно установленных на дорогах зон контроля, в которых над дорогой установлены светильники и видеокамеры, передвижной контрольный пункт, коммутационные устройства и разделители полос и направлений движения, снабжена установленными на контрольном пункте системой видеонаблюдения, системой телефонной связи, а также системой телекоммуникационной связи, связанной с системой видеонаблюдения, с системой телефонной связи и локальной вычислительной сетью (RU 2137203 С1, 11.11.98).

Предназначенная для контроля автотранспортных средств известная система требует для мониторинга специальных зон, что связано с большими расходами на установку и эксплуатацию технических средств. Система обеспечивает контроль только на дорогах, оборудованных средствами видеонаблюдения, что сужает область использования системы.

Известно многофункциональное устройство дистанционного контроля, информирования и предотвращения чрезвычайных ситуаций, содержащее контроллер приема и передачи информации, к которому подключены входные компоненты: проводные датчики, беспроводные датчики, звуковые имитаторы и сирены, микропроцессорный блок управления с клавиатурой и индикатором, бесперебойный источник питания и телефонный дозваниватель, радиобрелки, контроллеры-считыватели, мобильный телефон, радиостанции, аудио- и видеоаппаратура, дублирующие проводные и беспроводные компоненты связи систем безопасности, и информационно-сервисный центр (RU 55522 U1, 14.03.2005).

Известная система требует установки на каждый защищаемый от кражи объект специальных радиотехнических средств, аудио- и видеоаппаратуру, что для условий работы железнодорожного транспорта неприемлемо, так как требует больших затрат.

Наиболее близким аналогом является система местоопределения и диспетчеризации мобильных бригад скорой помощи, содержащая спутники навигационной системы, ретранслятор с приемопередающей антенной, установленный в центральной части города, диспетчерский пункт, машины скорой помощи, стационарную аппаратуру, установленную на профильных медицинских учреждениях (RU 2278418 С1, 17.09.2004). Диспетчерский пункт содержит приемную антенну, приемопередающую антенну, приемник GPS-сигналов, радиостанцию, блок сопряжения, ЭВМ, дисплей и устройство документации. Бортовой комплекс каждой машины скорой помощи содержит приемную антенну, приемопередающую антенну, приемник GPS-сигналов, радиостанцию, блок сопряжения, микропроцессор, датчики дополнительной информации, дисплей. Стационарная аппаратура диспетчерского пункта содержит приемопередающую антенну, радиостанцию, блок сопряжения и микропроцессор.

Известная система обеспечивает с помощью навигационной системы GPS контроль местоположения машин скорой помощи и оперативный обмен информацией с диспетчерским пунктом и профильными медицинскими учреждениями. Однако при затенении спутников навигационной системы GPS контроль местоположения машин скорой помощи затруднен, что не позволяет осуществить оперативное оповещение соответствующих дежурных служб при возникновении нештатных ситуаций. Кроме того, в известной системе отсутствует контроль за передвижением медицинского персонала, что является важным в случае возникновения нештатных ситуаций, поскольку в известной системе не предусмотрен носимый вариант навигационного устройства.

Задачей полезной модели является создание унифицированного мобильного комплекса навигационного обеспечения и контроля действий совместных специализированных групп с отображением информации на автоматизированных рабочих местах ситуационных центров безопасности железнодорожного транспорта.

Технический результат заключается в повышении качества контроля действий специализированных групп, оперативности взаимодействия с региональными центрами безопасности, повышении надежности и сохранности грузов и объектов на железнодорожном транспорте.

Указанный технический результат достигается тем, что унифицированный мобильный комплекс навигационного обеспечения и контроля действий совместных специализированных групп охраны содержит мобильное навигационное устройство для каждой группы охраны, включающее установленные в корпусе центральный процессор, блок времени, блок памяти, приемники навигационных сигналов систем ГЛОНАСС и GPS, подключенные через коммутатор к центральному процессору, GSM модуль, вход которого соединен с выходом процессора, а выход связан посредством сотовой связи с автоматизированными рабочими местами ситуационных центров безопасности железной дороги, а также блок индикации и управления, при этом входы/выходы блоков памяти и времени подключены к соответствующим выходам/входам процессора, а блок индикации и управления включает расположенные на внешней стороне корпуса световые индикаторы наличия питающего напряжения, приема навигационных сигналов систем ГЛОНАСС и GPS, подключенные к соответствующим выходам блока питания и приемников навигационных сигналов, а также кнопку включения сигнала «тревожного сообщения», соединенную с соответствующим входом процессора, причем аппаратно-программные устройства автоматизированных рабочих местах ситуационных центров безопасности железной дороги выполнены с возможностью отображения информации о маршруте следования совместных специализированных групп.

Мобильное навигационное устройство выполнено в виде носимого устройства, его корпус выполнен из металла с рифленой поверхностью, что повышает надежность эксплуатации устройства.

Сущность заявленного комплекса поясняется рисунком на фиг.1, на котором изображена структурная схема одного из вариантов выполнения предлагаемого комплекса.

Каждая группа снабжена мобильным переносным навигационным устройством 5 (МНУ). Вес МНУ 5 не более 500 г. Информация о местоположении мобильного навигационного устройства (МНУ) 5 с искусственного спутника 1 навигационной системы GPS по каналу радиосвязи 3 поступает в центральный процессор 12 через антенну 6 GPS и приемник 9 сигналов GPS, блок 17 переключения, а с искусственного спутника 2 навигационной системы ГЛОНАСС по каналу радиосвязи 4 через антенну ГЛОНАСС 7, приемник 10 системы ГЛОНАСС блок 17 переключения. Вход/выход центрального процессора 12 соединен с выходами/входами блока 13 памяти, блока времени в виде часов 14 и блока 15 управления и индикации. Энергонезависимое питание компонентов МНУ 5 осуществляют от источника 16 питания. С выхода центрального процессора 12 через модуль 11 GSM, антенну 8 GSM, канал 19 радиосвязи локальной сети 20 GSM, канал 23 радиосвязи, соединяющий сети 20 и 18 GSM и Интернет, канал 21 радиосвязи, соединенный с устройством 24 ввода автоматизированного рабочего места 22 оператора ситуационного центра регионального центра безопасности (АРМ РЦБ), передают информацию о местоположении ССГ в процессор 25. Входы/выходы процессора 25 соединены с выходами/входами памяти 26 и блоков 27 и 28 контроля совместных специализированных групп и анализа маршрутов. Соответствующий выход процессора 25 подключен к монитору 29. Информация с выхода МНУ5 через локальную сеть 20 GSM, канал 23 радиосвязи, сеть 18 Интернет, канал радиосвязи 30, устройство ввода 32 поступает также в процессор 33 автоматизированного рабочего места 31 ситуационного центра безопасности железных дорог (АРМ ЦБЗ), вход/выход которого соединен соответственно с выходами/входами памяти 34 и блока 36 анализа. Соответствующий выход процессора 33 соединен с входом монитора 35.

Унифицированный мобильный комплекс используется следующим образом.

Радиосигналы о местоположении МНУ 5 с искусственного спутника 1 системы GPS через радиоканал 3 поступают в антенное устройство 6, приемник 9 сигналов GPS и блок 17 переключения сигналов в центральный процессор 12. Информация о местонахождении МНУ 5 хранится в памяти 13. В случае затенения сигналов с навигационного спутника 1 системы GPS центральный процессор 12 передает сигнал на блок 15 управления, который через процессор 12, передает управляющий сигнал на блок 17 переключения, который переключает прием сигналов на приемник 10 системы ГЛОНАСС. В этом случае фиксацию местоположения МНУ 5 обеспечивает искусственные спутники 2 системы ГЛОНАСС. Поступившие от искусственных спутников 2 системы ГЛОНАСС радиосигналы также записываются в память 13. Все поступающие в память 13 сигналы фиксируются по времени с помощью часов 14, которые обеспечивают синхронизацию по времени всех компонентов МНУ 5. Информация о местоположении МНУ 5 из центрального процессора 12 через модуль 11 и антенну 8 GSM, по радиоканалу 19, локальную сеть GSM 20, систему радиосвязи с сетью Интернет 23, сеть Интернет 18, радиоканалу 21, устройство ввода 24 поступает в процессор 25 автоматизированного рабочего места 22 оператора ситуационного центра регионального центра безопасности (АРМ РЦБ). С помощью процессора 25 в блоке 28 анализируют маршрут специализированной рабочей группы (ССГ) на соответствие заданному работниками ситуационного центра регионального центра безопасности. В блоке 27 контролируется местоположение ССГ и формируется сигнал на соответствие местоположения заданному или уведомление об изменении маршрута, который через процессор 25 выводится на монитор 29.

При необходимости передачи сообщения о возникновении нештатной или чрезвычайной ситуации пользователь МНУ 5 подает через модуль 11 GSM и антенну 8 GSM, радиоканалы 19, 23 и 21, локальную сеть 20 GSM, устройство 24 ввода информацию в процессор 25, которая непрерывно отображается в виде светового или/и звукового сигнала на мониторе 29.

Для информирования пользователя МНУ 5 о факте получения отправленного сигнала оператором РЦБ, предусмотрен следующий алгоритм управления световой подсветки тревожной кнопки. После нажатия тревожной кнопки загорается ее подсветка, гашение кнопки происходит только тогда, когда оператор АРМ РЦБ 22 подтвердит получения сигнала от этого МНУ 5. После получения сигнала тревоги от МНУ 5 оператор АРМ РЦБ 22 выполняет необходимую служебную инструкцию, предусмотренную для таких случаев.

1. Унифицированный мобильный комплекс навигационного обеспечения и контроля действий совместных специализированных групп с отображением информации на автоматизированных рабочих местах ситуационных центров безопасности железнодорожного транспорта, содержащий мобильное навигационное устройство для каждой специализированной группы, включающее размещенные в корпусе центральный процессор, блок времени, блок памяти, приемники навигационных сигналов систем ГЛОНАСС и GPS, подключенные через коммутатор к центральному процессору, GSM модуль, вход которого соединен с выходом процессора, а выход связан посредством сотовой связи с автоматизированными рабочими местами ситуационных центров безопасности железнодорожного транспорта, а также блок индикации и управления, при этом входы/выходы блоков памяти и времени подключены к соответствующим выходам/входам процессора, а блок индикации и управления включает расположенные на внешней стороне корпуса световые индикаторы наличия питающего напряжения, приема навигационных сигналов систем ГЛОНАСС и GPS, подключенные к соответствующим выходам блока питания и приемников навигационных сигналов, а также кнопку включения сигнала «тревожного сообщения», соединенную с соответствующим входом процессора, мобильное навигационное устройство для каждой группы охраны, включающее установленные в корпусе центральный процессор, блок времени, блок памяти, приемники навигационных сигналов систем ГЛОНАСС и GPS, подключенные через коммутатор к центральному процессору, GSM модуль, вход которого соединен с выходом процессора, а выход связан посредством сотовой связи с аппаратно-программными устройствами автоматизированных рабочих мест ситуационных центров безопасности на железнодорожном транспорте, а также блок индикации и управления, при этом входы/выходы блоков памяти и времени подключены к соответствующим выходам/входам процессора, а блок индикации и управления включает расположенные на внешней стороне корпуса световые индикаторы наличия питающего напряжения, приема навигационных сигналов систем ГЛОНАСС и GPS, подключенные к соответствующим выходам блока питания и приемников навигационных сигналов, а также кнопку включения сигнала «тревожного сообщения», соединенную с соответствующим входом процессора, причем аппаратно-программные устройства автоматизированных рабочих местах ситуационных центров безопасности железной дороги выполнены с возможностью отображения информации о маршруте следования совместных специализированных групп.

2. Унифицированный мобильный комплекс по п.1, отличающийся тем, что мобильное навигационное устройство выполнено в виде носимого устройства.

3. Унифицированный мобильный комплекс по п.1 или 2, отличающийся тем, что корпус мобильного навигационного устройства выполнен из металла.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области навигации и подвижной связи и может быть использована в задачах мониторинга рыбопромысловых и иных морских и речных судов

Полезная модель относится к системам мониторинга и охраны подвижных объектов и может быть использована в составе противоугонных комплексов и как самостоятельное устройство, позволяющее предотвратить несанкционированное использование транспортного средства (объекта), и принять своевременные меры по его поиску и возврату

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в подвижных пунктах управления и информационно - технического обеспечения комплексов вооружений, в частности в мобильных пунктах навигации и топогеодезической привязки на базе шасси специальных транспортных средств, являющихся их транспортной, энергетической и информационно - аналитической базой
Наверх