Система контроля соблюдения технологической дисциплины при осмотре и ремонте железнодорожных вагонов на пункте технического обслуживания

 

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, а именно к автоматизированным устройствам контроля за ходом выполнения осмотрщиками железнодорожных вагонов работ по осмотру и ремонту вагонов на пункте технического обслуживания. Использование полезной модели позволяет расширить функциональные возможности системы контроля. Система контроля соблюдения технологической дисциплины при осмотре и ремонте вагонов на ПТО включает радиосеть 1 с радиомодемами 2 и репитерами 3, стационарную базовую GPS станцию 4, радиомаяк, находящийся у осмотрщика и включающий GPS приемник и трансивер 6, и мобильный радиотерминал 7 для передачи кодированных сообщений о выполненной осмотрщиком в ходе ремонта работе на центральную станцию 8. Радиосеть 1 связана с центральной станцией 8 при помощи блока управления 9. 1 илл.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, в частности, к автоматизированным устройствам контроля соблюдения технологической дисциплины при осмотре и ремонте вагонов на пункте технического обслуживания (ПТО), т.е. к автоматизированным устройствам контроля за ходом выполнения осмотрщиками вагонов работ, определенных технологическими инструкциями при осмотре и ремонте вагонов.

В качестве ближайшего технического решения к заявляемому выбрано устройство определения местоположения осмотрщика железнодорожных вагонов (патент РФ 59264, МПК8 G01S 1/02, 2006 г.), содержащее радиомаяк, включающий GPS приемник и трансивер, и радиосеть с радиомодемами и репитерами, посредством которых GPS сигнал транслируется на центральную станцию.

Указанное устройство является, по сути дела, системой контроля соблюдения технологической дисциплины при осмотре и ремонте вагонов на ПТО. Недостатками такой системы являются ограниченные функциональные возможности, поскольку контролируется только положение осмотрщиков, а не выполняемая ими работа.

Задача, решаемая полезной моделью - расширение функциональных возможностей системы контроля соблюдения технологической дисциплины при осмотре и ремонте железнодорожных вагонов на ПТО.

Указанная задача решается тем, что система контроля соблюдения технологической дисциплины при осмотре и ремонте железнодорожных вагонов на пункте технического обслуживания, включающая радиосеть с радиомодемами и репитерами, радиомаяк, находящийся у осмотрщика и содержащий GPS приемник и трансивер, блок управления, вход которого подсоединен к радиосети, а выход связан с центральной станцией, дополнительно снабжена стационарной базовой GPS станцией с трансивером, и мобильным радиотерминалом, находящимся у осмотрщика и выполненным с возможностью передачи кодированных сообщений о выполненной осмотрщиком работе.

В варианте технического решения мобильный терминал выполнен в виде устройства преобразования речи осмотрщика в кодированное сообщение.

В варианте технического решения мобильный терминал выполнен в виде устройства с ручным вводом информации о выполненной осмотрщиком работе.

Полезная модель иллюстрируется чертежом. На фиг.1 схематически показана заявляемая система контроля соблюдения технологической дисциплины при осмотре и ремонте железнодорожных вагонов на ПТО. Она включает радиосеть 1, в состав которой входят радиомодемы 2, установленные на опорах, и репитеры (усилители сигналов) 3, стационарная базовая GPS станция 4 с заранее известными с высокой точностью координатами, снабженная трансивером, находящиеся у осмотрщика 5 радиомаяк, включающий GPS приемник и трансивер 6, и мобильный радиотерминал (терминал, снабженный радиомодемом) 7 для передачи кодированных сообщений о выполненной осмотрщиком в ходе ремонта работе на центральную станцию 8. Мобильный терминал 7 может быть выполнен в виде устройства преобразования речи осмотрщика в кодированное сообщение, передаваемое далее по линиям связи (по радиоканалу), или в виде устройства с ручным вводом информации о выполненной осмотрщиком работе (также с дальнейшей передачей кодированного сообщения по радиоканалу). В первом случае речевое сообщение осмотрщика воспринимается микрофоном мобильного терминала, во втором случае осмотрщик набирает код, соответствующий выполненной работе на клавиатуре мобильного терминала 7. Базовая GPS станция 4 располагается в геометрическом центре зоны пункта технического обслуживания, чтобы обеспечить одинаковые условия приема и передачи радиосигнала для GPS приемников и трансиверов 6. Радиосеть 1 подсоединена к входу блока управления 9, выход которого связан с центральной станцией 8.

Заявляемая система работает следующим образом. По командам, поступающим с блока управления 9, радиомодемы 2 опрашивают GPS приемники и трансиверы 6. Если осмотрщик находится в пределах диаграммы направленности одного из радиомодемов 2, его GPS приемник принимает радиосигнал и передает его на трансивер, который формирует сигнал, несущий информацию о положении осмотрщика.

Формирование указанного сигнала производится следующим образом. Базовая GPS станция 4 измеряет т.н. псевдодальности до всех спутников, которые потенциально могут быть использованы GPS приемником 6, и постоянно формирует навигационные поправки к указанным псевдодальностям, которые затем по радиосети 1 передаются на центральную станцию 8. На центральную станцию 8 посредством трансивера 7 по радиосети 1 также поступает информация, полученная находящимся у осмотрщика радиомаяком по GPS каналу. На центральной станции 8 полученная от базовой станции 4 и трансиверов 6 информация обрабатывается и с учетом навигационных поправок, формируемых базовой станцией 4, определяются текущее местоположение осмотрщика 5. Такой режим работы GPS систем называется дифференциальным и позволяет, в конечном итоге, существенно повысить точность определения координат осмотрщика.

Поскольку расстояние между базовой GPS станцией 4 и трансиверами 6 невелико, систематические ошибки измерения, обусловленные внешними по отношению к GPS приемникам причинами, в значительной мере компенсируются.

Кроме определения местоположения осмотрщика в заявляемой системе осуществляется и контроль соблюдения технологической дисциплины при осмотре и ремонте вагонов, а именно - контроль за ходом выполнения осмотрщиками вагонов работ, определенных технологическими инструкциями. Такой контроль осуществляется при помощи мобильного терминала 7. В одном варианте реализации системы мобильный терминал выполнен в виде устройства преобразования речи осмотрщика в кодированное сообщение. В этом случае голосовой сигнал осмотрщика, регистрируемый микрофоном терминала и несущий информацию о произведенной в данный момент времени работе, преобразовывается в цифровую форму, подвергается специальной обработке и в виде кода передается по радиоканалу на центральную станцию 8. В другом варианте реализации изобретения мобильный терминал выполнен в виде устройства с ручным вводом кода. Осмотрщик после выполнения работы набирает на клавиатуре терминала кодовое сообщение (выбирая его из хранящейся в терминале библиотеки кодов), соответствующее данной рабочей операции или неисправности, и кодированное сообщение передается по радиоканалу на центральную станцию.

На стадии осмотра на центральную станцию передаются, как правило, только координаты осмотрщика, а на стадии ремонта центральная станция одновременно получает информацию как о местоположении осмотрщика, так и о выполняемой им работе.

В результате заявляемая полезная модель за счет дополнительного снабжения системы контроля мобильным терминалом и базовой GPS станцией с известными координатами позволяет расширить функциональные возможности системы, обеспечив контроль не только местоположения осмотрщика, но и выполняемых им работ. Мобильный терминал обеспечивает передачу необходимой информации на центральную станцию, а базовая GPS станция способствует повышению точности локализации положения осмотрщика и, как следствие - возможности корректного контроля за выполняемыми рабочими операциями и временем их выполнения. При отсутствии дифференциального GPS режима точность определения координат осмотрщика снижается и, соответственно, уменьшается вероятность корректной корреляции на центральной станции между текущим положением осмотрщика и выполняемой в данный момент времени рабочей операцией (поскольку GPS система при отсутствии базовой станции с заранее известными и точно определенными координатами не сможет в ряде случаев разрешить расстояние между отдельными узлами вагона, осматриваемого или ремонтируемого осмотрщиком).

1. Система контроля соблюдения технологической дисциплины при осмотре и ремонте железнодорожных вагонов на пункте технического обслуживания, включающая радиосеть с радиомодемами и репитерами; радиомаяк, находящийся у осмотрщика и содержащий GPS приемник и трансивер, блок управления, вход которого подсоединен к радиосети, а выход связан с центральной станцией, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена стационарной базовой GPS станцией с трансивером и мобильным радиотерминалом, находящимся у осмотрщика и выполненным с возможностью передачи кодированных сообщений о выполненной осмотрщиком работе.

2. Система контроля по п.1, отличающаяся тем, что мобильный терминал выполнен в виде устройства преобразования речи осмотрщика в кодированное сообщение.

3. Система контроля по п.1, отличающаяся тем, что мобильный терминал выполнен в виде устройства с ручным вводом информации о выполненной осмотрщиком работе.



 

Наверх