Шаровой затвор шарового крана

Авторы патента:


 

При изготовлении шарового затвора 1 на его сферическую уплотнительную поверхность 3 напыляют, например, методом газотермического напыления, слой покрытия на основе карбидов вольфрама, хрома, титана, кремния на связке никелевых или кобальтовых сплавов, включающих никель-хром, кобальт-хром, никель-вольфрам, никель-титан, самофлюсующиеся сплавы, включающие никель-хром-бор-кремний, с включениями на границе зерен напыленного покрытия наночастиц, включающих окислы алюминия и/или титана, при этом содержание наноразмерных окислов лежит в пределах от 0,05 до 5 вес.%. Шаровой затвор в составе шарового крана может длительное время работать в условиях агрессивной среды при воздействии на него абразивных частиц различных размеров, поскольку защитный слой, нанесенный на сферическую уплотнительную поверхность 3 шарового затвора 1, наиболее взаимодействующую с агрессивной средой, замедляет процесс-разрушения поверхности на этих участках. Это происходит благодаря. составу напыляемого слоя, обладающего требуемым уровнем прочностных и коррозионных свойств, одновременно наноразмерные частицы, включающие окислы алюминия и/или титана, обеспечивают снижение коэффициента трения при открывании и закрывании шарового крана, что обеспечивает надежную его эксплуатацию, в том числе для кранов большого диаметра. Полезная модель позволяет повысить гарантированный ресурс эксплуатации шаровых кранов.

Полезная модель относится к шаровым затворам шаровых кранов, используемых в газовой, нефтяной, химической и других областях промышленности.

Известен шаровой затвор шарового крана, имеющий покрытие на сферической уплотнительной поверхности в виде слоистой структуры, у которой наружный защитный слой - слой оксида алюминия, а подслой - слой алюминия или алюминиевого сплава (Патент РФ 2192574, F16К 5/06, 2002 г.).

Недостатком такого покрытия является то, что при воздействии на рабочую поверхность шарового затвора крупных абразивных частиц происходит повреждение и дальнейшее отслаивание покрытия, из-за возникающей на месте трещин и царапин подпленочной коррозии. Кроме того, отслоение покрытия возможно из-за ударных нагрузок на рабочую поверхность шарового затвора.

Известен шаровой затвор шарового крана, имеющий покрытие на сферической уплотнительной поверхности в виде напыленного слоя на основе легированной стали (Патент РФ 46065, F16К 5/06, 2005 г.).

Известен шаровой затвор шарового крана, имеющий покрытие на сферической уплотнительной поверхности на основе карбидов металлов (Патент РФ 46065, F16К 5/06, 2006 г.).

Недостатком таких покрытии является высокие коэффициенты трения легированной стали и карбида, что затрудняет работу приводов при открытии и закрытии шарового крана и делает невозможным применение данных покрытий для кранов проходным сечением более 500 мм из-за усилий, необходимых для открытия и закрытия.

Задачей заявленного решения является создание покрытия, обладающего высокой твердостью, коррозионной стойкостью и при этом низким коэффициентом трения, обеспечивающего надежную работу шаровых кранов, в том числе большого диаметра в условиях агрессивных сред.

Задача решается тем, что в шаровом затворе шарового крана, имеющем покрытие на сферической уплотнительной поверхности, это покрытие выполнено в виде напиленного методом газотермического напыления слоя на основе карбидов вольфрама, хрома, титана, кремния на связке никелевых или кобальтовых сплавов, включающих никель-хром, кобальт-хром, никель-вольфрам, никель-титан, самофлюсующиеся сплавы, включающие никель-хром-бор-кремний, с включениями на границе зерен напыленного покрытия наночастиц, включающих окислы алюминия и/или титана. Формирование данных частиц происходит при одновременном напылении карбидов на связке в виде порошка и подачей гелей, включающих гидроксиды алюминия и/или титана вместе с топливом. Общее количество наноразмерных окислов, включающих окислы алюминия и/или титана, составляет от 0,05 до 5 вес.%.. При нанесения карбидного покрытия с наночастицами окислов в количестве менее 0,05 вес.%. не наблюдается эффекта снижения коэффициента трения. При содержании наночастиц окислов в количестве более 5 вес.%. происходит снижение когезионных характеристик покрытия.

Выполнение покрытия в виде напыленного слоя, осуществляемого газотермическим методом напыления карбидов вольфрама, хрома, титана, кремния на связке никелевых или кобальтовых сплавов, включающих никель-хром, кобальт-хром, никель-вольфрам, никель-титан, самофлюсующиеся сплавы, включающие никель-хром-бор-кремний, с включениями на границе зерен напыленного покрытия наночастиц, включающих окислы алюминия и/или титана, обеспечивает необходимую износостойкость и коррозионную стойкость, а присутствие в покрытии наноразмерных окислов, включающих окислы алюминия и/или титана, обеспечивает низкий коэффициент трения (Таблица 1, Протокол испытаний от 01.10.2009). На чертеже показан продольный разрез шарового крана с шаровым затвором с нанесенным покрытием.

В таблице приведены сведения о ресурсе работы шарового крана, имеющего на своей поверхности покрытие из числа вышеприведенных, в следующих средах:

Среда 1: неагрессивный природный газ, содержащий жидкие углеводороды, этиленгликоль, метанол (СН 3ОН), турбинные масла, воду и механические примеси в следующем количестве: влага и конденсат - до 1200 мг/нм3; механические примеси до 10 м2/нм3 с размером частиц до, 1 мм, а также реагенты, вызывающие коррозию: сероводород - не более 20 мг/нм3, натрий + калий - не более 3 мг/нм3.

Среда 2: вода, глинистый раствор, цементный раствор, растворы кислот соляной, серной, муравьиной в концентрации до 20%, нефть.

Таблица 1
Материал покрытия Количество наноразмерных включений, вес.% Твердость, HRC Ресурс крана, кол-во циклов
Основа Включения Среда 1Среда 2
WC-CoCr Аl2O3 0.570-72 Не менее 4700 Не менее 4000
168-71
3 69-72
WC-CoCrTiO20.5 69-72 Не менее 450 Не менее 4000
Сr3С2-NiCr Аl2O3 168-70
СrзСз-NiCrTiO 23 68-69
0.563-65 Не менее 4500 Не менее 2000
163-64
3 61-64
0.562-65 Не менее 4000 Не менее 2000
162-63
3

Из таблицы видно, что при использовании в качестве материала связки в покрытии любого из представленных металлов или сплавов даже в условиях работы в особо агрессивных средах во много раз увеличивается ресурс работы шарового крана по сравнению с кранами, покрытыми, например, легированной сталью, ресурс которых составляет около 1000 циклов.

Полезная модель позволяет обеспечить надежную работу шаровых кранов, в том числе большого диаметра, в течение гарантированного ресурса.

Шаровой затвор шарового крана, имеющий покрытие на сферической уплотнительной поверхности, отличающийся тем, что покрытие выполнено в виде напиленного слоя на основе карбидов вольфрама, хрома, титана, кремния на связке никелевых или кобальтовых сплавов, включающих никель-хром, кобальт-хром, никель-вольфрам, никель-титан, самофлюсующиеся сплавы, включающие никель-хром-бор-кремний, с включениями наноразмерных окислов, включающие окислы алюминия и/или титана, на границе зерен напыленного покрытия, при этом содержание наноразмерных окислов лежит в пределах от 0,05 до 5 вес.%.



 

Похожие патенты:

Затвор выполнен из нержавеющего материала, стоек к агрессивным воздействиям окружающей среды и коррозии. Применяется в горнодобывающей промышленности для перекрывания отверстия рудоспуска. Имеет поворотную конструкцию и снабжен электрическим приводом для удобства работы.

Нержавеющий чугунный поворотный дисковый межфланцевый затвор рудоспуска с электроприводом относится к горному делу и может применяться для изоляции капитальных рудоспусков.

Кран шаровой муфтовый относится к строительству, а конкретно к крану шаровому с фильтром и редуктором давления, применяемому в качестве запорно-водоочистной арматуры, устанавливаемой в трубопровод сети холодного или горячего водоснабжения, газовой сети, в том числе сети сжатого воздуха производственного назначения, в трубопровод, выполняющий какую-либо иную технологическую функцию и транспортирующий жидкость или газ.

Затвор дисковый поворотный относится к запорной трубопроводной арматуре и предназначен для использования в качестве шарового клапана на трубопроводах. Отличие дискового межфланцевого поворотного затвора от аналогов в том, что его конструкция не допускает возникновения гидравлических ударов вследствие излишне быстрого открытия-закрытия поворотных затворов и шаровых кранов, а также вследствие включения в состав конструкции поворотного демпфера.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к шаровым кранам для газовых магистральных и технологических трубопроводов

Полезная модель относится к области диагностики технического состояния трубопроводов большой протяженности и может быть использована, в частности, в магистральных нефтепроводах путем перемещения внутри трубопровода за счет потока среды, транспортируемой по трубопроводу

Пневмоприводный шиберный затвор применяется для осуществления процесса открывания-закрывания пневматических и гидравлических контуров. Достаточно компактен, удобен в использовании и отличается невысокой ценой.
Наверх