Пожарный автомобиль

 

Пожарный автомобиль содержит кабину экипажа и установленную на шасси на надрамнике пожарную надстройку, содержащую передний модуль, жестко закрепленный на надрамнике, и съемный задний модуль с прикрепленными снизу направляющими, установленными на направляющих, прикрепленных к надрамнику и перпендикулярных продольной оси автомобиля. Съемный задний модуль снабжен с каждого бока парой телескопических гидравлических опор, установленных с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном продольной оси автомобиля. В переднем модуле размещены пожарные рукава и вспомогательное пожарно-техническое оборудование, а в съемном заднем модуле установлена насосная установка с автономным двигателем внутреннего сгорания. 1 11 з.п., 5 илл.

Полезная модель относится к автомобилестроению, а именно, к пожарным автомобилям общего применения.

Известен пожарный автомобиль (см. патент RU 2304994, МП К А62С 27/00, опубликован 27.08.2007), включающий установленный на шасси автомобиля надрамник, на котором закреплен посредством упругих опор пожарный модуль, состоящий из цистерны для воды, бака для пенообразующей жидкости, лафетного ствола, отсеков для размещения вспомогательного оборудования, включая пожарные рукава, огнетушители и аварийно-спасательный инструмент, и насосной установки. Насосная установка установлена на раме и снабжена автономным двигателем внутреннего сгорания.

Данная пожарная машина может быть оборудована на базе обычного грузового автомобиля, что позволяет создать мобильное средство для тушения пожара. Однако отсутствие автономного привода насосной установки приводит к необходимости использования для последней двигателя автомобиля с соответствующим усложнением его конструкции. Кроме того, сдвинутая на задние колеса цистерна для воды приводит к значительной нагрузке на заднюю ось автомобиля и смещению его центра тяжести к задним колеса, что снижает устойчивость пожарной машины.

Известен пожарно-спасательный автомобиль-пикап (см. патент RU 72191, МПК B62D 29/00, опубликован 10.04.2008), содержащий кабину, кузов с установленной в нем пожарной установкой и спасательным оборудованием. Автомобиль дополнительно снабжен размещенным в кузове стеллажом, принимающим пожарную установку и спасательное оборудование и выполненным с возможностью перемещения вдоль кузова до положения рабочего состояния. стеллаж состоит из передней и задней частей, соединенных шарнирно и снабжен универсальными элементами закрепления оборудования.

Использование двигателя внутреннего сгорания в качестве привода насоса позволяет организовать более длительную работу пожарного оборудования, что связано с тем, что для привода насоса не требуется столь мощный мотор, который установлен на автомобиле. Это позволяет снизить расход горючего при тушении пожара и увеличить запас горючего на борту с соответствующим увеличением длительности автономной работы.

Недостатком известного пожарного автомобиля является невозможность подачи воды из удаленного источника, так как в нем не предусмотрена возможность съема пожарной установкой и перемещения ее к удаленному источнику воды.

Наиболее близким по технической сущности и совокупности существенных признаков к заявляемому техническому решению является пожарный автомобиль (см. заявка DE 202005014873, МПК А62С 27/00, опубликован 05.01.2006) Пожарный автомобиль-прототип содержит кабину водителя экипажа из шести человек и установленную на шасси на надрамнике пожарную надстройку, в которой размещены пожарные рукава, вспомогательное пожарно-техническое оборудование и съемная насосная установка с автономным двигателем внутреннего сгорания.

В пожарном автомобиле-прототипе насосную установку с автономным двигателем внутреннего сгорания экипаж снимает вручную, что не позволяет осуществлять быстрое развертывание пожарного оборудования и устанавливать в пожарном автомобиле высокопроизводительную крупногабаритную насосную установку.

Задачей, которую решает заявляемое техническое решение, являлась разработка такого пожарного автомобиля, который бы обеспечивал подачу большого количества воды (от 6000 л/мин и более), быстрое развертывание пожарного оборудования как от места пожара к источнику воды, так и от источника воды к месту пожара на расстояние до 2000 м.

Поставленная задача решается тем, что пожарный автомобиль кабину экипажа и установленную на шасси на надрамнике пожарную надстройку. Пожарная надстройка содержит передний модуль, жестко закрепленный на надрамнике, и съемный задний модуль с прикрепленными снизу направляющими, совмещенные с направляющими, прикрепленными к надрамнику перпендикулярно продольной оси автомобиля. Съемный задний модуль снабжен двумя парами телескопических гидравлических опор, установленных с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном продольной оси автомобиля. В переднем модуле размещены пожарные рукава и вспомогательное пожарно-техническое оборудование. В съемном заднем модуле установлена насосная установка с автономным двигателем внутреннего сгорания.

Наличие в заявляемом пожарном автомобиле съемного заднего модуля, снабженного двумя парами телескопических гидравлических опор, установленных с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном продольной оси автомобиля, позволяет оперативно снимать съемный задний модуль с пожарного автомобиля и устанавливать его в требуемом месте без использования ручного труда, дает возможность применять в насосной установке высокопроизводительное оборудование.

В пожарном автомобиле может быть использовано шасси полноприводного грузового автомобиля, что повышает его проходимость.

В насосной установке может быть использован центробежный насос нормального давления, который обеспечивает подачу не менее 6000 л/мин воды на расстояние до 2000 м.

В качестве автономного двигателя внутреннего сгорания может быть использован дизельный двигатель внутреннего сгорания с непосредственным впрыском топлива.

Пожарные рукава, например, нормального давления, в переднем модуле могут быть уложены в выдвижные секционные контейнеры, что обеспечивает их быстрое развертывание.

В переднем модуле могут быть установлены стеллажи для размещения вспомогательного пожарно-технического оборудования.

Передний модуль может быть оборудован системой циркуляции воздуха и обогрева для обеспечения положительной температуры в модуле при транспортировке рукавов в зимних условиях.

Для облегчения центровки съемный задний модуль при установке его на надрамник в заднюю стенку переднего модуля могут быть вмонтированы прожектор и видеокамера, подключенная к монитору в кабине водителя, а на передней стенке съемного заднего модуля и на надрамнике нанесены светоотражающие полоски, совмещаемые при установке на надрамник съемного заднего модуля.

Насосная установка с автономным двигателем внутреннего сгорания могут быть установлены в съемном заднем модуле перпендикулярно продольной оси автомобиля для большей компактности размещения оборудования.

Боковые стенки переднего модуля и съемного модуля могут быть снабжены двухстворчатыми дверями с горизонтальным открытием, причем верхние створки открываются вперед - вверх, а нижние створки открываются вперед - вниз, служа платформами при выгрузке пожарных рукавов и вспомогательного пожарно-технического оборудования.

В переднем модуле могут быть размещены пожарные рукава нормального давления.

Кабина экипажа предпочтительно содержит два ряда сидений.

Заявляемая полезная модель иллюстрируется чертежом, где:

на фиг.1 приведен общий вид сбоку на заявляемый пожарный автомобиль в походном положении;

на фиг.2 показан вид сбоку на заявляемый пожарный автомобиль в момент снятия съемного заднего модуля;

на фиг.3 приведен вид сзади на заявляемый пожарный автомобиль перед началом снятия съемного заднего модуля;

на фиг.4 показан вид сзади на заявляемый пожарный автомобиль с выдвинутыми в стороны телескопическими гидравлическими опорами;

на фиг.5 приведен вид сзади на заявляемый пожарный автомобиль с поднятым съемным задним модулем.

Заявляемый пожарный автомобиль 1 (фиг.1, фиг.2) содержит шасси 2, например, шасси бескапотного полноприводного грузового автомобиля, кабину, например цельнометаллическую, экипажа с местом 3 для водителя и секцию 4 для других членов экипажа, установленную на шасси 2 на надрамнике 5, и пожарную надстройку 6, содержащую передний модуль 7, жестко закрепленный на надрамнике 5, и съемный задний модуль 8 с прикрепленными снизу направляющими, совмещенными с направляющими 9, прикрепленными к надрамнику 5 и перпендикулярными продольной оси автомобиля 1. Съемный задний модуль 8 снабжен двумя парами телескопических гидравлических опор 10, установленных с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном продольной оси автомобиля 1. В переднем модуле 7 размещены пожарные рукава 11 нормального (до 1,6 МПа), уложенные в выдвижные секционные контейнеры 12. Вспомогательное пожарно-техническое оборудование 13 (например, ручные стволы нормального давления, огнетушители и набор ЗИП) размещены на стеллажах 14. В съемном заднем модуле 8 установлена насосная установка 15 с автономным дизельным двигателем 16 внутреннего сгорания, а также привод 17 телескопических гидравлических опор 10. В нижнюю часть задней стенки переднего модуля 7 вмонтирована видеокамера 18, подключенная к монитору в кабине у водителя. В верхнюю часть задней стенки переднего модуля 7 вмонтирован прожектор 19 для освещения светоотражающих полосок на передней стенке съемного заднего модуля 8 и на надрамнике 5, совмещаемые при установке на надрамник 5 съемного заднего модуля 8. Боковые стенки переднего модуля 7 могут быть снабжены двухстворчатыми дверями 20 с горизонтальным открытием, причем верхние створки 21 открываются вперед-вверх, а нижние створки 22 открываются вперед - вниз. В нижней части съемного заднего модуля 8, справа и слева, выведены напорные и всасывающие водные коммуникации 23.

Пожарный автомобиль 1 работает следующим образом. Прибыв по тревоге к объекту пожара, пожарный автомобиль 1 в случае удаленного от объекта пожара источника воды (открытого водоема или водопроводной сети) подъезжает к нему, экипаж выводит телескопические гидравлические опоры 10 из транспортного положения, раздвигает в стороны и приводом 17 опускает их вниз. Упираясь в грунт, телескопические гидравлические опоры 10 поднимают вверх съемный задний модуль 8. После подъема съемного заднего модуля 8 пожарный автомобиль 1 выезжает из-под него. Экипаж выгружает из секционных контейнеров 12 пожарные рукава 11, разворачивает их, подсоединяет к напорным водным коммуникациям 23 насосной установки 15 и протягивает их к объекту пожара. Одновременно со стеллажей 14 снимают необходимое вспомогательное пожарно-техническое оборудование 13. Одновременно с прокладкой линий, запускают автономный двигатель 16 внутреннего сгорания и насосную установку 15. Насосная установка 15 подает воду от внешнего источника воды (открытого водоема, водопроводной системы) в пожарные рукава 11 нормального давления. После ликвидации источника возгорания пожарный автомобиль 1 задним ходом подъезжает под съемный задний модуль 8. При этом водитель, смотря на картинку на мониторе, передаваемую видеокамерой 18, направляет машину так, чтобы светоотражающие полоски на передней стенке съемного заднего модуля 8 совмещались со светоотражающими полосками на надрамнике 5 при установке на надрамник 5 съемного заднего модуля 8. После совмещения направляющих надрамника 5 и съемного модуля 8 приводом 17 поднимают телескопические гидравлические опоры 10, при этом съемный задний модуль 8 опускается вниз, и его направляющие входят в направляющие 9 надрамника 5. Затем телескопические гидравлические опоры 10 складывают в транспортное положение, при этом происходит фиксация съемного заднего модуля 8 на надрамнике 5.

Пожарный автомобиль может быть использован везде, где требуется доставка к месту пожара большого количества воды путем ее перекачки по напорным рукавам.

1. Пожарный автомобиль, содержащий кабину экипажа и установленную на шасси на надрамнике пожарную надстройку, содержащую передний модуль, жестко закрепленный на надрамнике, и съемный задний модуль с прикрепленными снизу направляющими, совмещенными с направляющими, прикрепленными к надрамнику и перпендикулярными продольной оси автомобиля, и снабженный с каждого бока парой телескопических гидравлических опор, установленных с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном продольной оси автомобиля, при этом в переднем модуле размещены пожарные рукава и вспомогательное пожарно-техническое оборудование, в съемном заднем модуле установлена насосная установка с автономным двигателем внутреннего сгорания.

2. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что в нем использовано шасси полноприводного грузового автомобиля.

3. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что в насосной установке использован центробежный насос нормального давления с высокой производительностью.

4. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что в качестве автономного двигателя внутреннего сгорания использован дизельный двигатель внутреннего сгорания с непосредственным впрыском топлива.

5. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что пожарные рукава уложены в выдвижные секционные контейнеры.

6. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что в переднем модуле установлены стеллажи для размещения вспомогательного пожарно-технического оборудования.

7. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что передний модуль оборудован системой циркуляции воздуха и обогрева.

8. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что в заднюю стенку переднего модуля вмонтированы прожектор и видеокамера, подключенная к монитору в кабине водителя, а на передней стенке съемного заднего модуля и на надрамнике нанесены светоотражающие полоски, совмещаемые при установке на надрамник съемного заднего модуля.

9. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что насосная установка с автономным двигателем внутреннего сгорания установлена в съемном модуле перпендикулярно продольной оси автомобиля.

10. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что боковые стенки переднего модуля снабжены двухстворчатыми дверями с горизонтальным открытием, причем верхние створки открываются вперед-вверх, а нижние створки открываются вперед - вниз.

11. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что пожарная надстройка изготовлена из теплосберегающих материалов.

12. Пожарный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что в переднем модуле размещены пожарные рукава нормального давления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобильной промышленности, речному и морскому флоту и к электростанциям

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания с качающимися рабочими органами
Наверх