Лопастной винт

 

Лопастной винт относится к любой области, где может быть использован лопастной винт (воздушный, гребной и д.р.). Лопастной винт, содержит, как минимум, две лопасти, каждая из которых имеет на своих концах лопатки, при этом лопатки выполнены по отношению к плоскости вращения винта радиусными и симметричными, по форме соответствующими внешнему радиусу вращения винта и перпендикулярными по отношению к плоскости вращения винта и имитирующие кольцевую беззазорную насадку. Высота лопатки лопастного винта соответствует максимальному шагу винта h, ширина лопатки соответствует ширине лопасти, а толщина лопатки d зависит от условий работы винта в среде данной плотности и заданной скорости вращательного и осевого поступательного движения винта, при этом d=f(,,Vo). Высота лопатки относительно фронтальной и тыльной поверхностей лопасти в вертикальном к плоскости сечения лопасти направлении равновелика вверх и вниз, при этом углы лопаток скруглены.

Лопастной винт относится к любой области, где может быть использован лопастной винт (воздушный, гребной), это область авиастроения (самолеты, вертолеты, автожиры), турбиностроение, кораблестроение (надводные и подводные суда, суда на воздушной подушке), вентиляторная и ветроэлектрическая техника.

Известен лопастной винт, патент СССР №1711664, МПК В64С 11/00, в котором повышение КПД винта и уменьшение аэродинамических потерь достигается за счет обеспечения безотрывного обтекания винта.

Известен также лопастной винт, патент на полезную модель №43249 В64С 11/00. Лопасти винта предлагаемого по данному техническому решению снабжены диффузорами, оси которых имеют положительный угол атаки, а диффузоры выполнены в виде лопаток с радиусом кривизны, установленных под углом 40-45° к тыльной плоскости лопасти, причем передняя кромка лопаток расположена под углом 90-105°, а задняя кромка под углом 30-45° к продольной оси лопатки. Такое расположение лопаток по отношению к лопасти возможно эффективно при использовании на разнонаправленных соосных винтах, однако расположение задней кромки лопатки под углом 30-45° к продольной оси лопатки в единичных винтах, во-первых, увеличивает радиус лопастного винта и, кроме того, будет создавать дополнительный турбулентный поток струи с тыльной стороны винта, что отрицательно влияет на силу тяги винта за счет концевых потерь и дополнительного сужения потока за винтом за счет турбулентности.

Технической задачей полезной модели является уменьшение коэффициента концевых потерь лопастного винта, и как следствие -

увеличение эффективной площади лопастного винта и, соответственно, тяговых характеристик лопастного винта.

Техническая задача решается за счет того, что

у лопастного винта, содержащего, как минимум, две лопасти, каждая из которых имеет на своих концах лопатки, лопатки выполнены по отношению к плоскости вращения винта радиусными и симметричными, по форме соответствующими внешнему радиусу вращения винта и перпендикулярными по отношению к плоскости вращения винта и имитирующие кольцевую беззазорную насадку.

Кроме того, высота лопатки лопастного винта соответствует максимальному шагу винта h, ширина лопатки соответствует ширине лопасти ?, а толщина лопатки d зависит от условий работы винта в среде данной плотности и заданной скорости вращательного и осевого поступательного движения винта, при этом d=f(,,Vo),

где f - функциональная зависимость;

- плотность среды;

- угловая скорость вращения винта;

V o - скорость поступательного движения винта.

При этом высота лопаток лопастного винта относительно фронтальной и тыльной поверхностей лопасти в вертикальном к плоскости сечения лопасти направлении равновелика вверх и вниз, при этом углы лопаток скруглены.

Заявленное техническое решение подтверждается чертежами, где

на фиг 1 изображен лопастной винт в плоскости вращения лопастного винта;

на фиг.2 изображен лопастной винт в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения лопастного винта;

на фиг.3 изображено увеличенное сечение по АА фрагмента лопастного винта с лопаткой;

на фиг.4 изображена схема сил, действующих на элемент лопасти винта на примере лопастного винта авиационного;

на фиг.5 изображена схема геометрического шага лопасти;

на фиг.6 изображена оконечная часть лопасти 2 с указанием нерабочей части лопасти;

на фиг.7 схематично изображена сметаемая площадь лопастного винта с указанием ее нерабочей части.

Лопастной винт 1 имеет, как минимум, две лопасти 2. В качестве примера представлен двухлопастной винт.

Каждая из лопастей 2 на своих концах имеет лопатку 3. Лопатка 3 выполнена по отношению к плоскости вращения винта 1 радиусной и симметричной. По форме лопатка 3 соответствует внешнему радиусу вращения винта 1 и перпендикулярна по отношению к плоскости вращения винта 1.

Широко известны устройства для увеличения тяги винта в виде винта в кольце. Такие устройства имеют большую эффективность, однако конструкция их довольно громоздка, монтаж сложен и основная проблема - выставление точного зазора между внутренней поверхностью кольца и концевыми частями лопасти.

При вращении заявляемый лопастной винт 1 с лопаткой имитирует кольцевую беззазорную насадку, таким образом увеличивая тягу винта.

Высота лопатки 3 лопастного винта 1 соответствует максимальному шагу винта h (см. фиг.5.), ширина лопатки 3 соответствует ширине лопасти b, а толщина d лопатки 3 выбирается в зависимости от условий работы винта в среде данной плотности и заданной скорости вращательного и осевого поступательного движения винта, при этом d=f(, , Vo),

где f - функциональная зависимость;

- плотность среды;

- угловая скорость вращения винта;

V o - скорость поступательного движения винта.

Высота лопаток 3 лопастного винта 2 относительно фронтальной 4 и тыльной 5 поверхностей лопасти 2 в вертикальном к плоскости сечения лопасти 2 направлении равновелика вверх и вниз, а углы лопаток выполнены скругленными.

Высота лопаток 3 лопастного винта 2 относительно фронтальной и тыльной поверхностей лопасти 2 (см. фиг.3) одинакова.

Высота лопаток 3 над поверхностью лопасти 2 согласуется с максимальным шагом h лопастного винта 1 (см фиг.3).

На фигуре 4 изображена схема сил, действующих на элемент лопасти 2 лопастного винта 1 на примере авиационного винта.

Где V1 - индуктивная скорость,

W1 - скорость набегающего на профиль потока,

- угол притекания потока к элементу лопасти (под которым воздух притекает к лопасти).

Каждый элемент лопасти обдувается потоком со скоростью W1, поэтому по законам аэродинамики можно записать:

где bdr=ds - площадь элемента лопасти (С х - коэффициент подъемной силы);

b - хорда лопасти,

dye - подъемная сила,

dQ e - сила сопротивления,

- угол установки лопасти,

- угловая скорость вращения.

При вращении угол превращается в угол атаки, под которым воздух притекает к лопасти и обеспечивает подвод воздуха к профилю со скоростью V1.

Переходя к коэффициентам Cт и mk, характеризующим тягу и крутящий момент, можно записать:

где Т - тяга винта.

Мк - крутящий момент, создаваемый двигателем,

m к - потребление мощности винтом.

Коэффициент полезного действия винта:

где N - мощность, затрачиваемая на вращение винта (в л.с.),

L - мощность, затрачиваемая на перемещение;

Т - тяга винта;

Vo - скорость осевого перемещения.

Коэффициенты Ст и m к характеризуют работу винта данной геометрической формы и могут быть найдены для каждого значения относительной скорости Vo путем эксперимента.

В предлагаемом лопастном винте 1 установка лопаток 3 не только меняет характер вихревого течения на конце лопасти 2, но и увеличивает эффективную площадь винта, что влияет на величину коэффициентов С т и mк, при неизменном внешнем радиусе винта R.

Чем шире лопасть на конце и чем больше у нее угол атаки, тем больше величина R (R неэффективная часть радиуса лопасти, не создающая силы тяги, см. фиг.6, 7).

Коэффициент ½ получается у лопасти с округлым концом.

При прямоугольном конце лопасти он возрастает примерно до единицы. Неэффективная часть не создает силы тяги.

У работающего винта заштрихованная часть ометаемой площади силы тяги не дает (см. фиг.6, 7).

Fом - ометаемая площадь винта по внешнему радиусу R.

Эффективная площадь винта меньше ометаемой площади на

где Fом1 - эффективная площадь винта.

Эту величину называют коэффициентом концевых потерь или коэффициентом использования ометаемой площади и обозначают

Иногда пользуются более удобной формулой:

где К - количество лопастей.

Обычно (из экспериментальных данных) Ст0,008; К=3 (количество лопастей);

В случае прямоугольных лопастей на конце, нужно еще уменьшить на 0,01-0,003.

Таким образом, в предлагаемом лопастном винте 1 установка лопаток 3 не только меняет характер вихревого течения на конце лопасти 2, но и увеличивает эффективную площадь лопастного винта 1, что влияет на величину коэффициентов Ст и mк , т.е. увеличивает коэффициент тяги, а следовательно, коэффициент полезного действия винта без увеличения радиуса лопастного винта 1.

Лопастной винт 1 работает следующим образом. При вращении лопастного винта 1 лопасти 2 с лопатками 3 захватывают среду и отбрасывают ее назад, создавая тяговую силу. При этом лопастной винт 1 с лопатками 3 при вращении за счет конфигурации, заявленной в предлагаемом техническом решении, имитирует кольцевую беззазорную насадку, таким образом увеличивая тягу винта. Лопатки 3 препятствуют

срыву потока с концов лопастей 2 и увеличивают эффективную площадь струи, что вызывает увеличение тяги без увеличения радиуса лопастного винта 1, т.е. без увеличения длины лопасти (по сравнению с прототипом, где увеличение силы тяги достигается фактическим увеличением радиуса на величину высоты лопатки, умноженной на cos45°.

При вращении заявляемый лопастной винт 1 с лопаткой 3 имитирует кольцевую беззазорную насадку, таким образом увеличивая тягу винта. Именно выполнение лопатки 3 радиусной и симметричной позволяет достигать указанного эффекта по сравнению с прототипом.

Техническая реализация предложенного решения отличается конструктивной и технологической простотой, обеспечивающей его широкое применение в авиастроении, турбиностроении, кораблестроении. Лопатки 3 могут быть выполнены как за одно целое с лопастью 2 без дополнительных элементов крепления, так и в виде самостоятельных конструкций с последующим креплением к лопасти 2.

1. Лопастной винт, содержащий, как минимум, две лопасти, каждая из которых имеет на своих концах лопатки, отличающийся тем, что лопатки выполнены по отношению к плоскости вращения винта радиусными и симметричными, по форме соответствующими внешнему радиусу вращения винта и перпендикулярными по отношению к плоскости вращения винта и имитирующие кольцевую беззазорную насадку.

2. Лопастной винт по п.1, отличающийся тем, что высота лопатки соответствует максимальному шагу винта h, ширина лопатки соответствует ширине лопасти, а толщина лопатки d зависит от условий работы винта в среде данной плотности и заданной скорости вращательного и осевого поступательного движения винта, при этом d=f(,,Vo),

где f - функциональная зависимость;

- плотность среды;

- угловая скорость вращения винта;

V o - скорость поступательного движения винта.

3. Лопастной винт по п.1, отличающийся тем, что высота лопатки относительно фронтальной и тыльной поверхностей лопасти в вертикальном к плоскости сечения лопасти направлении равновелика вверх и вниз, при этом углы лопаток скруглены.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к конструкции лопастей несущего винта вертолета, устройству на лопастях несущего винта вертолета аэродинамических стабилизаторов

Изобретение относится к оптико-электронной измерительной технике, а именно к устройствам для измерения координат быстродвижущихся объектов, и может быть использовано для измерения несоконусности лопастей несущего винта вертолета
Наверх