Болт стыковой

 

Полезная модель относится к конструкциям стержневых крепежных изделий верхнего строения железнодорожного пути, а именно к болтам для скрепления накладками стыков железнодорожных рельсов. В соответствии с техническим решением по патенту болт стыковой содержит стержень с гладким и резьбовым участками, головку куполообразной формы и подголовок овального поперечного сечения с галтельным переходом от головки к подголовку. На гладком участке стержня в зоне примыкания к подголовку выполнен участок конической формы, который в зоне примыкания к подголовку в поперечном сечении имеет форму эллипса с большой осью, равной 1,16÷1,20 диаметра гладкого участка стержня, и меньшей осью, равной 1,05÷1,10 диаметра гладкого участка стержня. У болтов предлагаемой конструкции статическая прочность соединения головки со стержнем увеличивается на 10-18%, а количество циклов до разрушения возрастает на 8-16% по сравнению со стыковыми болтами традиционной конструкции, Ил.2

Полезная модель относится к конструкциям стержневых крепежных изделий верхнего строения железнодорожного пути, а именно к болтам для скрепления накладками стыков железнодорожных рельсов.

Известен болт для рельсовых стыков железнодорожного пути, содержащий стержень с гладким и резьбовым участками, головку куполообразной формы и подголовок овального поперечного сечения (Горячая штамповка крепежных изделий / В.В.Кривощапов, О.С.Железков, П.Е.Левченко и др. - Магнитогорск: МиниТип, 1997, с.10, рис 2).

Известная конструкция болта обладает сравнительно низкой выносливостью. В процессе эксплуатации болты испытывают значительные циклически изменяющиеся нагрузки, в результате действия которых часто происходит разрушение болтов в местах соединения головки с подголовком и подголовка со стержнем, так как в этих местах возникает значительная концентрация напряжений. Таким образом, недостатком болтов известной конструкции является сравнительно низкая способность сопротивляться разрушению под действием циклически изменяющихся напряжений (выносливость - прочность при циклически изменяющихся напряжениях).

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому техническому решению является болт для рельсовых стыков железнодорожного пути, содержащий стержень с гладким и резьбовым участками, головку куполообразной формы и подголовок овального поперечного сечения с галтельным переходом от головки к подголовку. Гладкая стержневая часть болта, примыкающая к подголовку, имеет поперечное сечение в виде круга с диаметром, примерно равным 0,92 от наружного диаметра резьбы (ГОСТ 11530-93 «Болты для рельсовых стыков железнодорожного пути»).

Недостатком данной конструкции болтов также является сравнительно низкая способность сопротивляться разрушению под действием циклически изменяющихся напряжений (выносливость - прочность при циклически изменяющихся напряжениях).

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является повышение циклической прочности болтов за счет уменьшения концентрации напряжений и увеличения площади поперечного сечения в месте перехода от головки к стержню.

Технический результат, обеспечиваемый предлагаемым изобретением, заключается в повышении прочности болта при циклически изменяющихся напряжениях.

Согласно предлагаемой полезной модели у известного стыкового болта, содержащего стержень с гладким и резьбовым участками, головку куполообразной формы и подголовок овального поперечного сечения с галтельным переходом от головки к подголовку, на гладком участке стержня в зоне примыкания к подголовку выполнен участок конической формы, который в зоне примыкания к подголовку в поперечном сечении имеет форму эллипса с большой осью, равной 1,16÷1,20 диаметра гладкого участка стержня, и меньшей осью, равной 1,05÷1,10 диаметра гладкого участка стержня.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен общий вид стыкового болта; на фиг.2 - сечение по А-А на фиг.1 в месте перехода от подголовка к стержню.

Болт стыковой содержит стержень с гладким 1 (фиг.1) и резьбовым 2 участками, головку 3 куполообразной формы и подголовок 4 овального поперечного сечения с галтельным переходом 5 от головки к подголовку. На гладком участке 1 стержня в зоне примыкания к подголовку 4 выполнен участок 6 конической формы. Этот участок в зоне примыкания к подголовку 4 в поперечном сечении имеет форму эллипса 7 (фиг.2), у которого большая ось а равна 1,16÷1,20 диаметра d гладкого участка стержня, а меньшая ось b=(1,05÷1,10)d.

Стыковой болт работает следующим образом. При монтаже железнодорожного пути в местах стыков между подошвой и головкой с каждой стороны соединяемых рельсов размещаются накладки в виде пластин с отверстиями овальной формы. Накладки устанавливаются таким образом, что отверстия в накладках совмещаются с отверстиями в рельсах, и в них устанавливаются стыковые болты, причем подголовок 4 (фиг.1) овальной формы размещается в отверстии одной из накладок, а со стороны другой накладки на резьбовой участок 2 болта с помощью динамометрического ключа навинчивается гайка, которой создается определенное усилие затяжки. Во время движения подвижного состава со стороны колес на рельсы передаются усилия, которые в местах стыков рельс частично воспринимаются накладками и от них передаются на стыковые болты. При этом стыковые болты испытывают переменные во времени осевые растягивающие силы, вызывающие возникновение циклически изменяющихся напряжений в теле болтов. Изменение конструкции болтов путем выполнения коническим участка 6 стержня в зоне примыкания к подголовку 4, позволяет снизить концентрацию напряжений и увеличить площадь поперечного сечения в вышеуказанном месте, что обеспечивает повышение прочности соединения головки 3 со стержнем при циклически изменяющихся нагрузках.

По инициативе авторов были изготовлены опытные партии стыковых болтов М 24×150 с различным конструктивным выполнением участка перехода от подголовка к стержню. Болты изготавливались из стали марки ст.35, взятой из одной плавки. После горячей штамповки головки и накатки резьбы вхолодную, болты подвергались термической обработке, которая включала закалку и отпуск.

Опытная партия болтов в лабораторных условиях была испытана на разрыв с использованием «косой» шайбы и на выносливость от циклических нагрузок. Результаты испытаний представлены в таблице.

Таблица.Результаты испытаний стыковых болтов на разрыв и циклическую нагрузку
Размеры поперечного сечения в месте перехода от подголовка к стержнюНагрузка в момент разрушения, кН Количество циклов до разрушения Примечание
a=b=d=22,0 мм 2951,35×10 6Отрыв головки
a=25,5 мм; 324 1,46×106 Часть болтов разрушилась по резьбе, а часть - за счет отрыва головки
b=23,1 мм;
a=26,4 мм; 348 1,56×106 Разрушение по резьбе
b=24,0 мм;
a=11,5 мм; 350 1,58×106 Разрушение по резьбе
b=24,0 мм;

Анализ результатов испытаний показали, что у болтов предлагаемой конструкции с эллиптической формой поперечного сечения в месте перехода от подголовка к стержню при и статическая прочность соединения головки со стержнем увеличивается на 10-18%, а количество циклов до разрушения возрастает на 8-16% по сравнению со стыковыми болтами традиционной конструкции, у которых a=b=d. Увеличение размера а на величину более, чем 1,20 d практически не повышает прочности болтов в целом, так как в этом случае разрушение болтов происходит по резьбе. Размер b не может быть более 1,1 d по конструктивным соображения, так как этот размер не может быть больше ширины подголовка, который равен наружному диаметру резьбы.

Болт стыковой, содержащий стержень с гладким и резьбовым участками, головку куполообразной формы и подголовок овального поперечного сечения с галтельным переходом от головки к подголовку, отличающийся тем, что на гладком участке стержня в зоне примыкания к подголовку выполнен участок конической формы, который в зоне примыкания к подголовку в поперечном сечении имеет форму эллипса с большой осью, равной 1,16÷1,20 диаметра гладкого участка стержня, и меньшей осью, равной 1,05÷1,10 диаметра гладкого участка стержня.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к устройствам соединения арматуры, выполненной из металла, и может найти применение в строительстве для создания железобетонных конструкций

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции верхнего строения железнодорожного пути для кривых радиусом 850 м и менее

Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкции верхнего строения железнодорожного пути, и может быть использована в конструкции электрически изолирующих рельсовых стыковых соединений
Наверх