Гидрообъемная трансмиссия технологической машины

 

Полезная модель относится к гидрообъемным передачам транспортных машин, преимущественно к приводу ходового оборудования транспортных машин, в том числе с бортовым поворотом. Задачей, решаемой полезной моделью, является снижение сложности и металлоемкости и расширение функциональных возможностей. Насос привода ходового оборудования, насос технологического оборудования и насос управления выполнены однопоточными. Трансмиссия оснащена двухсекционным агрегатом дозирования роторного типа, первая секция которого, работающая в режиме делителя потока рабочей жидкости с постоянными параметрами расхода по контурам потребителей, установлена в напорной магистрали насоса технологического оборудования и контуре подкачки, а вторая, работающая в режиме делителя - сумматора потока рабочей жидкости с регулируемыми параметрами расхода по контурам потребителей, установлена в магистрали насоса привода ходового оборудования. Напорная магистраль насоса привода технологического оборудования может быть связана с напорной магистралью насоса привода ходового оборудования. Снижается сложность и материалоемкость конструкции благодаря уменьшению числа гидравлических аппаратов и их сложности, расширяются функциональные возможности трансмиссии за счет одновременного использования двух насосов при транспортных и технологических операциях. 3 з.п. ф-лы, 12 илл.

Полезная модель относится к гидрообъемным передачам транспортных машин, преимущественно к приводу ходового оборудования транспортных машин, в том числе с бортовым поворотом.

Известна гидрообъемная трансмиссия самоходной машины, содержащая насос переменной производительности привода ходового оборудования, с рабочими полостями, связанными с рабочими полостями гидромоторов постоянной производительности, валы которых связаны с колесами бортов, вспомогательный насос с приводом от вала насоса привода ходового оборудования, установленный соосно с ним, напорная магистраль которого связана гидролиниями с обратными клапанами с рабочими полостями насоса привода ходового оборудования, а всасывающая - с баком гидросистемы [1].

Известная гидрообъемная трансмиссия самоходной машины обладает рядом положительных качеств: высокое рабочее давление; быстроходность; компактность, малые габаритные размеры и массу; высокие значения объемного и общего КПД; возможность бесступенчатого регулирования скорости в широком диапазоне, малая инерционность гидромотора.

Недостатком известной гидрообъемной трансмиссии самоходной машины является низкая проходимость при различных условиях работы колес бортов по сцеплению. Дифференциальная связь гидромоторов бортов приводит к потере проходимости машины при попадании колеса одного борта в неблагоприятные условия.

Известна гидрообъемная трансмиссия технологической машины, содержащая насос привода ходового оборудования переменной производительности, и два гидромотора привода колес бортов, магистрали которых связаны, насос технологического оборудования, с всасывающей магистралью, связанной с баком, напорной, связанной с контуром подкачки насоса привода ходового оборудования, и рабочими полостями гидромоторов технологического оборудования, либо напорной магистралью насоса привода ходового оборудования, насос управления, гидрораспределители [2].

Известная гидрообъемная трансмиссия обеспечивает хорошую проходимость при различных условиях работы колес бортов по сцеплению и устойчивость прямолинейного движения. Конструкция трансмиссии существенно упрощается благодаря применению многопоточных насосов, приводимых от одного вала. Кроме того, снижена материалоемкость трансмиссии за счет рационального использования общего объема двух насосов.

Недостатком известной гидрообъемной трансмиссии технологической машины является высокая сложность и материалоемкость конструкции, и ограниченные функциональные возможности. Сложность и материалоемкость конструкции объясняется тем, что применение двухпоточного насоса привода ходового оборудования обусловливает дублирование гидроаппаратуры подпитки, и обязательное наличие двух гидрораспределителей поворота. Кроме того, включение насоса привода технологического оборудования в гидравлические контуры насоса привода ходового оборудования требует применения многопоточного насоса технологического оборудования, и сложного многолинейного гидрораспределителя подключения. Ограниченные функциональные возможности объясняются тем, что известная гидрообъемная трансмиссия не обеспечивает использование насоса привода ходового оборудования в гидравлическом контуре насоса технологического оборудования. Так, при выполнении некоторых технологических операций с навесным технологическим оборудованием при остановленной машине (работа с навесным оборудование экскаватора), насос привода ходового оборудования работает в режиме нулевой подачи, и не задействован. Это вызывает необходимость увеличения общего объема насосов. Наличие оборудования, не используемого при выполнении технологических, либо транспортных операций снижает эффективность использования машины.

Задачей, решаемой полезной моделью, является снижение сложности и металлоемкости гидравлического оборудования и расширение функциональных возможностей гидрообъемной трансмиссии технологической машины. Техническим результатом будет снижение материалоемкости конструкции благодаря уменьшению числа гидравлических аппаратов в контуре подпитки, отказу от использования двух гидрораспределителей поворота, уменьшению сложности и материалоемкости гидрораспределителя подключения насоса технологического оборудования в гидравлический контур насоса привода ходового оборудования. Расширение функциональных возможностей гидрообъемной трансмиссии технологической машины будет происходить за счет одновременного использования двух насосов при транспортных и технологических операциях. Работа двух насосов одновременно в контурах ходового, либо технологического оборудования обеспечивает повышение эффективности гидравлического оборудования машины за счет полного использования общего объема насосов, и, в конечном итоге, уменьшения его, рационализацию компоновочных решений машины.

Решение поставленной задачи достигается тем, что гидрообъемная трансмиссия технологической машины содержит насос привода ходового оборудования переменной производительности, гидравлически связанный с гидромоторами привода колес бортов, насос технологического оборудования, с всасывающей магистралью, связанной с баком, напорной, связанной с контуром подкачки насоса привода ходового оборудования, и рабочими полостями гидромоторов технологического оборудования, либо напорной магистралью насоса привода ходового оборудования, насос управления, гидрораспределители. При этом насосы выполнены однопоточными. Гидрообъемная трансмиссия оснащена двухсекционным агрегатом дозирования роторного типа, первая секция которого, работающая в режиме делителя потока рабочей жидкости с постоянными параметрами расхода по контурам потребителей, установлена в напорной магистрали насоса технологического оборудования и контуре подкачки, а вторая, работающая в режиме делителя - сумматора потока рабочей жидкости с регулируемыми параметрами расхода по контурам потребителей, установлена в магистрали насоса привода ходового оборудования.

Напорная магистраль насоса привода технологического оборудования может быть связана с напорной магистралью насоса привода ходового оборудования. Роторы агрегата дозирования кинематически могут быть связаны с валом гидромотора, установленного в напорной магистрали насоса технологического оборудования. Роторы агрегата дозирования могут быть кинематически связаны с валом привода насосов ходового и технологического оборудования.

Новым в предлагаемом техническом решении является то, что насосы выполнены однопоточными. Гидрообъемная трансмиссия оснащена двухсекционным агрегатом дозирования роторного типа, первая секция которого, работающая в режиме делителя потока рабочей жидкости с постоянными параметрами расхода по контурам потребителей, установлена в напорной магистрали насоса технологического оборудования и контуре подкачки, а вторая, работающая в режиме делителя - сумматора потока рабочей жидкости с регулируемыми параметрами расхода по контурам потребителей, установлена в магистрали насоса привода ходового оборудования. Напорная магистраль насоса привода технологического оборудования может быть связана с напорной магистралью насоса привода ходового оборудования. Роторы агрегата дозирования кинематически могут быть связаны с валом гидромотора, установленного в напорной магистрали насоса технологического оборудования. Роторы агрегата дозирования могут быть кинематически связаны с валом привода насосов ходового и технологического оборудования.

На фиг.1. представлена гидравлическая схема гидрообъемной трансмиссии технологической машины с приводом ротора агрегата дозирования отдельной гидравлической машиной;

на фиг.2 - гидравлическая схема гидрообъемной трансмиссии технологической машины с приводом ротора агрегата дозирования от вала насоса технологического оборудования;

на фиг.3 - гидравлическая схема гидрообъемной трансмиссии технологической машины с расширенным диапазоном регулирования передаточных отношений гидравлического контура привода ходового оборудования;

на фиг.4 - гидравлическая схема гидрообъемной трансмиссии технологической машины с увеличенной мощностью гидравлического контура технологического оборудования;

на фиг.5 - поперечный разрез агрегата дозирования;

на фиг.6 - разрез А-А на фиг.5;

на фиг.7 - разрез Б-Б на фиг.5;

на фиг.8 - разрез В-В на фиг.5;

на фиг.9 - разрез Г-Г на фиг.5;

на фиг.10 - разрез Д-Д на фиг.5;

на фиг.11 - разрез Е-Е на фиг.5;

на фиг.12 - разрез Ж-Ж на фиг.5.

Гидрообъемная трансмиссия самоходной машины включает аксиально-поршневой регулируемый насос привода ходового оборудования 1, приводимый от двигателя внутреннего сгорания (не показан), аксиально-поршневые нерегулируемые гидромоторы 2, 3 с реверсируемым потоком, вал каждого из которых кинематически связан с колесом борта (не показано), насос технологического оборудования 4, насос 5 системы управления, двухсекционный агрегат дозирования 6, привод технологического оборудования 7, бак 8. Насос 4 установлен на фланце насоса 1 соосно с ним. Вал насоса 4 приводится от вала насоса 1.

Изменение производительности насоса 1 осуществляется изменением угла наклона шайбы насоса. Изменение угла наклона шайбы насоса и фиксирование ее в необходимом положении обеспечивается гидроцилиндрами с поршнями 9, 10, образующими рабочие полости 11, 12. Поршни 9, 10 связаны тягой с наклонной шайбой насоса 1. Полости 11, 12 гидроцилиндра управления шайбой насоса 1 связаны с напорной магистралью насоса 5 системы управления и баком 8 гидросистемы через двухконтурный, дифференциальный распределитель управления. Секция дифференциального распределителя управления представляет собой следящий механизм, состоящий из распределителя 13, 14 и клапана обратной связи 15, 16. Давление жидкости, создаваемое на выходе секции, прямо пропорционально перемещению, и может изменяться от 0 до давления насоса 5. Жесткость пружин поршней 9, 10 выбрана такой, чтобы максимальное давление секции дифференциального распределителя управления вызывало перемещение поршня 9, 10 в крайнее положение.

Двухсекционный агрегат дозирования 6 содержит корпус 17 с двумя роторами 18, 19, установленными в подшипнике скольжения 20. Ротор 18 первой секции установлен неподвижно в осевом направлении, а ротор 19 второй секции, выполненный с возможностью осевого перемещения, образует две торцевые управляющие полости 21, 22. Среднее положение ротора 19 фиксируется пружинами 23.

На роторе 18 выполнена группа продольных пазов 24, равномерно расположенных по образующей поверхности ротора 18, с полостями, связанными между собой, и, через каналы 25 в подшипнике скольжения 20, - с подводящим каналом 26 корпуса 17.

На роторе 19 выполнена группа продольных пазов 27. Центральный угол каждого паза 27 изменяется по длине паза, увеличиваясь от минимального значения на периферии, до максимального в центре ротора 19. Полости пазов 27 связанны между собой, в том числе посредством канавок 28 в центре паза, и, через каналы 29 в подшипнике скольжения 20, - с подводящим каналом 30 корпуса 17.

На поверхности подшипника скольжения 20 образованы четыре группы продольных каналов 31, 32, 33, 34, по две группы в каждой секции агрегата дозирования. Каналы 31, 32, 33, 34 групп равномерно расположенных по поверхности подшипника скольжения 20, смещены внутри каждой секции друг относительно друга по длине подшипника скольжения 20 и углу, с числом каналов в каждой группе, равным числу продольных пазов 24, 27 роторов 18, 19 данной секции.

Полости каналов групп 31, 32 первой секции агрегата дозирования 6 связаны с полостями кольцевых канавок 35, 36, образованных на наружной поверхности подшипника скольжения 20, и отводящими каналами 37, 38, образованными в корпусе 17. Проходное сечение каналов 31 больше проходного сечения каналов 32. Время взаимодействия полостей продольных пазов 24 и каналов 31 больше времени взаимодействия полостей продольных пазов 24 и каналов 32. Различное время взаимодействия обеспечивает разность расходов рабочей жидкости через каналы 37, 38 первой секции агрегата дозирования 6.

Полости каналов групп 33, 34 второй секции агрегата дозирования 6 связаны с полостями кольцевых канавок 39, 40, образованных на наружной поверхности подшипника скольжения 20, и отводящими каналами 41, 42, образованными в корпусе 17.

Привод ротора 18 осуществляется шестеренной гидромашиной 43 (см. фиг.1, фиг.3), работающей в режиме гидромотора. Шестеренная гидромашина включает шестерни 44, 45, образующие в корпусе 17 полости, связанные с подводящим 46, и отводящим 47 каналами. Привод ротора 19 производится шлицевым валом 48, закрепленным в роторе 18.

В шлицевом валу 48, роторе 18, валу шестерни 44 предусмотрен осевой канал, разгружающий шестерню 44 от осевых нагрузок.

Подводящий канал 46 гидромашины 43 связан с напорной магистралью насоса технологического оборудования 4 (см. фиг.1, фиг.3). Отводящий канал 47 связан трубопроводом 49 с подводящим каналом 26 корпуса 17 первой секции агрегата дозирования 6.

Привод ротора 18 может быть осуществлен непосредственно от вала насоса 4, кинематически связанного с валом насоса 1, либо другого, удобного по компоновочным решениям, места трансмиссии (см. фиг.2, фиг.4). В этом случае подводящий канал 26 корпуса 17 первой секции агрегата дозирования 6 связан с напорной магистралью насоса технологического оборудования 4.

В напорной магистрали насоса 4 установлен обратный клапан.

Отводящий канал 38 первой секции агрегата дозирования 6 связан с напорной магистралью гидравлического контура подпитки насоса 1. В магистрали контура подпитки насоса 1 установлены обратные клапаны 50, нагрузочный дроссель 51, клапан давления подпитки 52. В напорных магистралях насоса 1 установлены предохранительные клапаны 53, гидравлически управляемый распределитель 54 с напорным клапаном 55.

Отводящий канал 39 первой секции агрегата дозирования 6 связан с напорной магистралью привода технологического оборудования 7. Привод технологического оборудования 7 включает блок гидравлических распределителей 56, связывающих поршневую и штоковую полости исполнительных гидравлических цилиндров 57 привода рабочих органов технологического оборудования (не показаны) с напорной магистралью насоса 4 и баком 8 (см. фиг.1). Управление каждым гидравлическим распределителем 56 блока осуществляется двухконтурным, дифференциальным распределителем управления, связывающим торцевые управляющие полости гидравлического распределителя 56 с напорной магистралью насоса 5 и баком 8. Секция дифференциального распределителя управления представляет собой следящий механизм, состоящий из распределителя 58, 59 и клапана обратной связи 60, 61.

При прямом ходе машины подводящий канал 30 второй секции агрегата дозирования 6 связан с напорной магистралью насоса привода ходового оборудования 1. Отводящие каналы 41, 42 данной секции связаны с напорными магистралями гидромоторов 2, 3 привода колес бортов. В напорных магистралях гидромоторов 2, 3 установлены гидропневматические аккумуляторы 62, 63. Сливные магистрали гидромоторов 2, 3 связаны с всасывающей магистралью насоса 1.

Торцевые управляющие полости 21, 22 ротора 19 связаны с напорной магистралью насоса 5 и баком 8 через секцию дифференциального распределителя управления, состоящего из распределителя 64, 65 и клапана обратной связи 66, 67.

Для расширения диапазона регулирования передаточных отношений гидравлического контура привода ходового оборудования при выполнении транспортных операций поток рабочей жидкости насоса 4 подается в напорную магистраль насоса привода ходового оборудования 1 при второй позиции двухпозиционного гидрораспределителя 68 (см. фиг.3). Торцевая управляющая полость гидрораспределителя 68 связана с полостью 11 гидроцилиндра управления положением шайбы насоса 1. Пружина гидрораспределителя 68 отрегулирована таким образом, что при достижении шайбой насоса 1 крайнего положения (максимальной подачи) при прямом ходе машины, гидрораспределитель 68 переводится во вторую позицию.

Для расширения функциональных возможностей гидрообъемной трансмиссии технологической машины при выполнении энергоемких технологических операций при остановленной машине напорная магистраль насоса 1 включается в гидравлический контур привода технологического оборудования 7, а всасывающая подключается к баку 8 во второй позиции двухпозиционного гидрораспределителя 69 (см. фиг.4). Торцевая управляющая полость гидрораспределителя 69 соединяется с баком 8 и напорной магистралью насоса 5 в первой и второй позициях двухпозиционного гидрораспределителя 70.

Удержание машины в заторможенном состоянии при отключенном сцеплением насосе 1 осуществляется стояночной тормозной системой, состоящей из тормозных многодисковых механизмов задних колес 71, и распределителя управления 72 ими.

Гидрообъемная трансмиссия технологической машины работает следующим образом.

Включается двигатель машины и муфта сцепления (не показаны). Валы насосов 1, 4 вращаются. Насос 5 системы управления включается при пуске двигателя машины.

Рабочая жидкость из бака 8 подается насосом 4 через канал 46 в полость шестеренной гидромашины 43 агрегата дозирования 6 (см. фиг.1, фиг.3), и переносится во впадинах шестерен 44, 45 в канал 47, и далее по трубопроводу 49, каналу 26, через каналы 25 в полости продольных каналов 24. При приводе роторов 18, 19 от вала насоса 4 (см. фиг.2, фиг.4) рабочая жидкость насоса 4 подается в канал 26 корпуса 17 агрегата дозирования 6, и далее, через каналы 25 в полости продольных каналов 24.

Продольные пазы 24 периодически совмещаются с полостями каналов 31, 32 в порядке, установленном направлением вращения ротора 18.

Параметры каналов 31 и 32 обеспечивают положительное перекрытие для исключения увеличения давления в напорной магистрали насоса 4. Каждый дискретный промежуток времени насос 4 работает преимущественно с контуром одного потребителя. Различие нагрузок в контурах потребителей не оказывает влияния на параметры расхода рабочей жидкости по контурам потребителей. Различие параметров расхода рабочей жидкости по напорным магистралям достигается введение разности проходных сечений каналов 31, 32.

Жидкость через каналы 32, 38 (магистраль подпитки), дроссель 51, фильтр очистки масла, обратные клапаны 50 подается в рабочие полости насоса 1. Через каналы 31, 37 (см. фиг.1), и блок трехпозиционных гидрораспределителей 56 во второй позиции его жидкость насоса 4 подается в рабочие полости гидроцилиндров 57 привода рабочих органов технологического оборудования (не показаны). Управление позицией гидрораспределителя 56 осуществляется двухконтурным, дифференциальным распределитель управления, связывающим торцевые управляющие полости гидравлического распределителя 56 с напорной магистралью насоса 5 и баком 8. Секция дифференциального распределителя управления представляет собой следящий механизм, состоящий из распределителя 58, 59 и клапана обратной связи 60, 61.

Время подачи рабочей жидкости из полости паза 24 в канал 32 существенно меньше времени подачи рабочей жидкости из полости паза 24 в канал 31. Соответственно, расход рабочей жидкости насоса 4 в магистраль подпитки насоса 1 меньше расхода рабочей жидкости в напорную магистраль рабочего оборудования 7.

Неравномерность подачи рабочей жидкости насоса 4 по напорным магистралям через каналы 31, 32 устраняется посредством увеличения числа каналов 24 и увеличения частоты вращения ротора 18.

В заторможенном положении гидрораспределитель 72 находится во второй позиции, тормозные механизмы соединены со сливом в бак 8, пружины сжимают диски. При работающем двигателе и первой позиции распределителя 72 жидкость подается в тормозные механизмы, обеспечивая их растормаживание.

При достижении в магистрали подпитки давления настройки напорного клапана 52, жидкость из канала 38 агрегата дозирования 6 сливается в бак 8.

Для обеспечения движения машины гидрораспределитель 72 переводится в первое положение, и машина растормаживается.

При прямом ходе гидрораспределитель 13 переводится во вторую позицию, и жидкость насоса 5 поступает в рабочую полость 11. Рабочая полость 12 соединена в первой позиции гидрораспределителя 14 со сливом в бак 8. Поршни 9, 10 перемещаются, шайба насоса 1 перемещается.

Гидрораспределители 13, 14 выполнены следящего действия, перемещение плунжера каждого из них вызывает пропорциональное и однозначное перемещение поршней 9, 10. При заданном положении гидрораспределителя 13 поршень 9 занимает соответствующее положение, и клапан 15 закрывает напорную магистраль.

Рабочая жидкость насоса 1 поступает через канал 30 корпуса 17 агрегата дозирования 6, каналы 29 в полости продольных пазов 27 ротора 19. Продольные пазы 27 периодически совмещаются с полостями каналов 33, 34 в порядке, установленном направлением вращения ротора 19. Рабочая жидкость насоса 1 из полостей каналов 33, 34 поступает в полости кольцевых канавок 39, 40, и, далее, через каналы 41, 42 в напорные магистрали гидромоторов 2, 3 привода колес бортов. При прямолинейном движении машины обе секции 64, 65 дифференциального распределителя управления находятся в исходном положении, соединяя торцевые управляющие полости 21, 22 со сливом в бак 8. Пружины 23 одинаковой жесткости устанавливают ротор 19 в среднее положение, при котором центральные углы продольных пазов 27 в зоне каналов 33, 34 имеют одинаковые значения. Частота вращения валов гидромоторов 2, 3 одинаковая, чем обеспечивается прямолинейное движение машины. Положительное перекрытие каналов 33, 34, исключает заброс давления в напорной магистрали насоса 1. Каждый дискретный промежуток времени насос 1 работает преимущественно с контуром одного гидромотора. Различие нагрузок в контурах гидромоторов не оказывает влияния на параметры расхода рабочей жидкости по контурам потребителей. Гидропневматические аккумуляторы 62, 63, установленные в напорных магистралях гидромоторов 2, 3, исключают динамичность расхода рабочей жидкости по напорным магистралям гидромоторов.

Гидрообъемная трансмиссия технологической машины обеспечивает возможность маневрирования машины посредством рассогласования частот вращения валов гидромоторов 2, 3. Так, при переводе гидрораспределителя 64 во вторую позицию, рабочая жидкость насоса 5 поступает в торцевую управляющую полость 21, при связи торцевой управляющей полости 22 со сливом в бак 8 через гидрораспределитель 65. Гидрораспределители 64, 65 выполнены следящего действия, перемещение плунжера каждого из них вызывает пропорциональное и однозначное перемещение ротора 19 в необходимое положение. При заданном положении гидрораспределителя 64 ротор 19 занимает соответствующее положение, и клапан 66 закрывает напорную магистраль. При смещении ротора 19 от начального положения (на чертеже в правую сторону) величина центрального угла паза 27 в зоне каналов 33 уменьшается, а в зоне каналов 34 увеличивается. Время взаимодействия полостей пазов 27 и каналов 33 меньше времени взаимодействия полостей пазов 27 и каналов 34, соответственно, расход рабочей жидкости через канал 41 в напорную магистраль гидромотора данного борта уменьшается, а расход рабочей жидкости через канал 42 в напорную магистраль гидромотора второго борта увеличивается при сохранении постоянной величины расхода насоса 1, задаваемой положением шайбы.

При рассогласовании частот вращения гидромоторов 2, 3 привода колес бортов машина поворачивается. В дальнейшем, при поступлении рабочей жидкости в полость 21, и переводе ротора 19 в крайнее правое положение, каналы 33 запираются цилиндрической частью ротора 19, а каналы 34 достигают зоны центрального максимального угла паза 27 (360° при наличии канавок 28). Вся рабочая жидкость насоса 1 подается в напорную магистраль одного гидромотора, при заторможенном втором. Машина делает поворот на месте с минимальным радиусом.

Для возврата к прямолинейному движению машины гидрораспределитель 64 возвращается в первую позицию. Полости 21, 22 соединяются со сливом в бак 8, и ротор 19 под действием пружин 23 занимает исходное положение. Секция агрегата дозирования 6 обеспечивает деление потока рабочей жидкости насоса 1 на два потока с одинаковыми расходами по напорным магистралям гидромоторов 2, 3. Машина движется прямолинейно.

Поворот машины в другую сторону достигается переводом гидрораспределителя 65 во вторую позицию.

При движении машины в технологическом режиме с технологической скоростью - высокими значениями моментов на валах гидромоторов и малыми скоростями гидрораспределитель 68 (см. фиг.3) находится во второй позиции. Жидкость насоса 4 из канала 37 первой секции агрегата дозирования 6 поступает на привод рабочего оборудования 7. Гидромоторы 2, 3 работают от насоса 1.

При увеличении скорости движения машины на прямом ходе распределитель 13 переводится во вторую позицию, жидкость поступает в полость 11, поршни 9,10 перемещаются, угол наклона шайбы насоса 1 увеличивается. При достижении шайбой максимального угла наклона - максимальной технологической скорости, и дальнейшем переводе распределителя 13 во вторую позицию, жидкость поступает в торцевую управляющую полость двухпозиционного гидрораспределителя 68 (см. фиг 3), и переводит его во вторую позицию.

При второй позиции гидрораспределителя 68 канал 37 первой секции агрегата дозирования 6 подключается к напорной магистрали насоса 1, увеличивая расход рабочей жидкости в данной магистрали, частоту вращения валов гидромоторов 2, 3, и скорость движения машины. Возможность подключения насоса технологического оборудования 4 в гидравлический контур насоса привода ходового оборудования 1 объясняется тем, что при выполнении транспортных операций с высокими скоростями, технологические операции не проводятся, и насос технологического оборудования работает на слив в бак 8.

Жидкость, сливаемая из гидромоторов 2, 3 поступает во всасывающую магистраль насоса 1. Лишняя жидкость сливается через гидрораспределитель 54 и напорный клапан 55 в бак 8 гидросистемы.

Для уменьшения скорости движения в данном направлении оператор машины воздействует на плунжер гидрораспределителя 14 на необходимую величину, и жидкость поступает в полость 12. Полость 11 соединяется со сливом в бак 8.

Гидрораспределитель 68 возвращается во вторую позицию. Подача жидкости в напорные магистрали гидромоторов 2, 3, при отключении насоса 4, уменьшается. Скорость машины уменьшается. Рабочая жидкость насоса 4 поступает на привод рабочего оборудования 7.

Для дальнейшего уменьшения скорости движения машины механик воздействует на плунжер гидрораспределителя 14 на необходимую величину, и жидкость поступает в полость 12. Полость 11 соединяется со сливом в бак 8. Поршни 9, 10 перемещается на величину пропорциональную перемещению плунжера гидрораспределителя 14. Подача насоса 1 уменьшается, и, соответственно, уменьшается скорость движения машины.

Для движения машины обратным ходом оператор машины воздействует на плунжер гидрораспределителя 14 на необходимую величину, переходя нейтральное положение, жидкость поступает в полость 12. Полость 11 соединяется со сливом в бак 8. Шайба насоса 1 переходит нейтральное положение, и ее угол устанавливается в соответствии с положением плунжера гидрораспределителя 14.

Рабочая жидкость насоса 1 поступает в рабочие полости гидромоторов 2, 3. Машина движется обратным ходом. Из полостей гидромоторов 2, 3 жидкость поступает в каналы 41, 42, и далее, 33, 34 секции агрегата дозирования 6. Из каналов 33, 34 жидкость поступает в полости пазов 27, и, далее, через канал 30 во всасывающую магистраль насоса 1. Секция агрегата дозирования 6 работает в данном случае в режиме суммирования потоков рабочей жидкости, сливаемой из гидромоторов 2, 3, обеспечивая независимость работы гидромоторов 2, 3.

Увеличение транспортной скорости машины, при движении обратным ходом, как правило, не практикуется для обеспечения необходимых норм безопасности.

Гидрообъемная трансмиссия технологической машины обеспечивает возможность включения насоса привода ходового оборудования 1 в гидравлический контур насоса технологического оборудования 4 при выполнении технологических операций повышенной энергоемкости при остановленной машине. Примером такого оборудования может служить навесное оборудование одноковшового экскаватора, бетоносмесителя, буровое оборудование и др. Для обеспечения этого режима торцевая управляющая полость гидрораспределителя 69 (см. фиг.4) соединяется с напорной магистралью насоса 5 во второй позиции двухпозиционного гидрораспределителя 70. Во второй позиции гидрораспределителя 69 напорная магистраль насоса 1 соединяется с гидравлическим контуром привода технологического оборудования 7, а всасывающая магистраль насоса 1 - со сливом в бак 8. Включение дополнительного насоса в контур привода технологического оборудования позволяет увеличить отбор мощности двигателя на привод технологического оборудования, увеличить производительность технологического процесса.

Насос 4 через канал 38 секции агрегата дозирования 6 компенсирует утечки рабочей жидкости через неплотности сопряжений. Дроссель 51 уменьшает перепад давлений в напорных магистралях подпитки и привода технологического оборудования 7. Напорные клапаны 53 ограничивают давление рабочей жидкости в напорных магистралях.

Остановка машины осуществляется гидрораспределителями 13, 14 посредством установки шайбы насоса 1 в нейтральное положение. При переводе золотника гидрораспределителя 72 в первую позицию включаются стояночные тормозные механизмы 71.

Различие нагрузок на валах гидромоторов 2, 3 из-за разных условий сцепления колес с опорной поверхностью не оказывает влияния на параметры расхода рабочей жидкости по напорным магистралям гидромоторов 2, 3. Трансмиссия обеспечивает синхронное вращение валов гидромоторов 2, 3.

Увеличение диапазона изменения скоростей движения машины за счет включения насоса привода рабочего оборудования в напорные магистрали гидромоторов ходового оборудования при движении в транспортном режиме позволит рационально использовать суммарный объем насосов.

Включение насоса привода ходового оборудования в контур привода технологического оборудования позволяет увеличить отбор мощности двигателя на привод технологического оборудования, увеличить производительность технологического процесса при остановленной машине.

Таким образом, предлагаемое техническое решение снижает сложность и материалоемкость конструкции благодаря уменьшению числа гидравлических аппаратов в контуре подпитки, отказу от использования двух гидрораспределителей поворота, уменьшению сложности и материалоемкости гидрораспределителя подключения насоса технологического оборудования в гидравлический контур насоса привода ходового оборудования. Существенные отличительные признаки предлагаемого технического решения расширяют функциональные возможности гидрообъемной трансмиссии технологической машины за счет возможности одновременного использования двух насосов при транспортных и технологических операциях. Работа двух насосов одновременно в контурах ходового, либо технологического оборудования обеспечивает повышение эффективности гидравлического оборудования машины за счет полного использования общего объема насосов, и, в конечном итоге, уменьшения его, рационализацию компоновочных решений машины.

Источники информации, принятые во внимание при оформлении заявки:

1. Петров В.А. Гидрообъемные трансмиссии самоходных машин. - М.: Машиностроение, 1988. - 248 с, стр.100, рис.42.

2. Патент 2254 Республики Беларусь на полезную модель «Гидрообъемная трансмиссия самоходной машины», МПК F16Н 61/44, F15В 11/22, опубликован 30.12.2005 / Афiцыйны бюл. / Нац. цэнтр iнтэлектуал. уласнасцi. - 2005. - 4 часть II.

1. Гидрообъемная трансмиссия технологической машины, содержащая насос привода ходового оборудования переменной производительности, гидравлически связанный с гидромоторами привода колес бортов, насос технологического оборудования с всасывающей магистралью, связанной с баком, напорной, связанной с контуром подкачки насоса привода ходового оборудования, и рабочими полостями гидромоторов технологического оборудования, либо напорной магистралью насоса привода ходового оборудования, насос управления, гидрораспределители, отличающаяся тем, что насосы выполнены однопоточными, а гидрообъемная трансмиссия оснащена двухсекционным агрегатом дозирования роторного типа, первая секция которого, работающая в режиме делителя потока рабочей жидкости с постоянными параметрами расхода по контурам потребителей, установлена в напорной магистрали насоса технологического оборудования и контуре подкачки, а вторая, работающая в режиме делителя - сумматора потока рабочей жидкости с регулируемыми параметрами расхода по контурам потребителей, установлена в магистрали насоса привода ходового оборудования.

2. Гидрообъемная трансмиссия технологической машины по п.1, отличающаяся тем, что напорная магистраль насоса привода технологического оборудования связана с напорной магистралью насоса привода ходового оборудования.

3. Гидрообъемная трансмиссия технологической машины по п.1, отличающаяся тем, что роторы агрегата дозирования кинематически связаны с валом гидромотора, установленного в напорной магистрали насоса технологического оборудования.

4. Гидрообъемная трансмиссия технологической машины по п.1, отличающаяся тем, что роторы агрегата дозирования кинематически связаны с валом привода насосов ходового и технологического оборудования.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности, к колесным тракторам марки МТЗ

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам поворота гусеничной машины с применением многопоточных бесступенчатых передач и может быть использована в боевых машинах для повышения маневренных качеств

Полезная модель относится к области общего машиностроения, в частности, к системам управления колесных машин
Наверх