Сальник задвижки
Сальник задвижки относится к элементам запорной трубопроводной арматуры и может быть использован в конструкциях задвижек контуров АЭС и ТЭС. Повышение ресурса работы задвижки достигается благодаря тому, что кольцо 3, разделительное коль 4 и грундбукса 5 предварительно химижо-термически обработаны азотированием или карбонитрированием до твердости поверхностного слоя указанных элементов HV=700-1000. (1 п.ф-лы, 1 илл.)
Полезная модель относится к элементам запорной трубопроводной арматуры, в частности - к конструкции узла уплотнения подвижного соединения «шпиндель-крышка».
Известны задвижки, содержащие сальник, включающий кольцо сальника, набивку, грундбуксу и поджимную гайку (см., например, патент РФ 2204755 по кл. Р16К 3/14 за 2003 г.).
К недостаткам известных сальников следует отнести невозможность их использования в задвижках высоких параметров, обусловленную низкими физико-химическими качествами набивки.
Наиболее близким к предложенному техническому решению по технической сущности и достигаемому эффекту является сальник задвижки, содержащий шпиндель с азотированной поверхностью, кольцо сальника, набивку, разделительное кольцо и грундбуксу (см., например, В.И.Черноштан, С.А.Истомин «Трубопроводная арматура Чеховского завода энергетического машиностроения для тепловых электростанций», Москва, Издательский дом МЭИ, 2007 г.).
К недостаткам описанной конструкции, при использовании сальника в задвижках высоких параметров, следует отнести износ контактирующих поверхностей, обусловленный возникновением задиров, а также эрозионный и коррозионный износ деталей сальника, связанный с использованием коррозионно-агрессивной набивки.
Задачей полезной модели является устранение указанных недостатков, снижение износа деталей сальника и повышение ресурса работы задвижки.
Поставленная задача решается благодаря тому, что в известном сальнике задвижки, включающем шпиндель с азотированной поверхностью, кольцо сальника, набивку, разделительное кольцо и грундбуксу, по предложенной полезной модели кольцо сальника, разделительное кольцо и грандбукса предварительно химико-термически обработаны азотированием или карбонитрированием до твердости поверхностного слоя HV=700-1000
Использование деталей сальника с указанными свойствами позволяет снизить их износ и повысить ресурс работы задвижки.
На чертеже схематично представлен сальник задвижки, размещенный в крышке 1 и уплотняющий шпиндель 2. Сальник содержит кольцо 3, разделительное кольцо 4, грундбуксу 5, набивку 6 и поджимную гайку 7. Параметры поверхности деталей, обработанных азотированием или карбонитрированием, приведены в таблице.
Наименование детали | Толщина слоя, мм | Твердость слоя, HV | Шероховатость Поверхности, Ra |
Кольцо сальника | 0,05-0,12 | 700-1000 | 3,2 |
Кольцо разделительное | 0,05-0,10 | 800-1100 | 3,2 |
Грундбукса | 0,05-0,12 | 700-1100 | 3,2 |
Шпиндель | 0,10-0,3 | 600-700 | 0,16 |
Предложенное устройство работает аналогично прототипу. Набивка 6 прижимной гайкой 7 через грундбуксу 5 уплотняет шпиндель 2 относительно крышки 1, обеспечивая герметичность при перемещении шпинделя 2.
Сальник задвижки, включающий шпиндель с азотированной поверхностью, кольцо сальника, набивку, разделительное кольцо и грундбуксу, отличающийся тем, что кольцо сальника, разделительное кольцо и грундбукса предварительно химико-термически обработаны азотированием или карбонитрированием до твердости поверхностного слоя HV=700-1000.