Саморегулирующийся пневматический тормоз транспортного средства

 

Полезная модель относится к саморегулирующимся пневматическим тормозам, в которых автоматически на заданную величину устанавливается зазор между накладкой тормозной колодки и тормозным барабаном.

Тормоз транспортного средства содержит разжимное устройство тормозных колодок с приводным рычагом, соединенным со штоком тормозного цилиндра, и жестко соединенным с внешней втулкой, установленной соосно внутренней втулки, соединенной с поворотным валом разжимного кулака и ограничитель поворота вала разжимного кулака. Внутренняя поверхность внешней втулки разжимного устройства в вертикальном сечении выполнена в виде дуговых сегментов так, что конец предыдущего сегмента выступом соединен с началом следующего сегмента, к выступу прикреплена одним концом разжимная пружина, к другому концу ее прикреплен ролик. Ограничитель поворота вала разжимного кулака состоит из двух втулок, коаксиально расположенных на валу, при этом внешняя втулка имеет внутреннее конусообразное отверстие, внутренняя втулка имеет наружную ответную конусообразность, причем длина внутренней втулки превышает длину наружной втулки, между торцом наружной втулки и резьбовой гайкой, установленной на части внутренней втулки, установлена прижимная пружина, к внешней втулке жестко прикреплен выступ, его верхняя часть помещена в регулируемую по длине прорезь планки. Тормозной цилиндр разделен перегородкой на рабочую и вспомогательную камеры, в каждой из которых установлен подпружиненный рабочий и вспомогательный поршень и к вспомогательному поршню прикреплен полый шток с возможностью перемещения через отверстие в перегородке, в полом штоке выполнены отверстия и он снабжен впускным клапаном. 4 илл.

Полезная модель относится к саморегулирующимся пневматическим тормозам, в которых автоматически на заданную величину устанавливается зазор между накладкой тормозной колодки и тормозным барабаном.

Известен автоматический регулятор зазора в пневматических тормозах транспортных средств, содержащий разжимное устройство тормозных колодок с храповым механизмом и подпружиненный ограничитель возврата разжимного устройства, при этом регулятор снабжен управляющим устройством, выполненным в виде пневмоцилиндра, в полости которого, сообщенной с полостью тормозной камеры, установлен шток, связанный с одной стороны с ограничителем возврата разжимного устройства, а с другой - с подпружиненной диафрагмой пневмоцилиндра (а.с. СССР 296925, публ. 02.03.1971). Подпружиненный ограничитель возврата срабатывает при максимальном давлении в тормозной системе, т.е. при ходе колодки, большем суммарной величины зазора и деформации тормозного барабана. Однако этот регулятор срабатывает лишь при максимальном давлении в тормозной системе, в то время как такое давление создается лишь в случае экстренных резких торможений. Износ накладок, возникающий при наиболее частых служебных торможениях или притормаживаниях, ничем не компенсируется. Невозможность автоматически регулировать зазор в пневматических тормозах вынуждает водителя вручную при помощи винтового устройства регулировать величину указанного зазора, для чего ему необходимо покинуть транспортное средство и провести регулировку зазора на каждом колесе. Возможность автоматически регулировать зазор в пневматических тормозах позволяет сделать их саморегулирующимися, что повысит надежность работы тормозной системы и облегчит работу водителя.

Указанные недостатки устраняются заявляемым саморегулирующимся пневматическим тормозом транспортного средства, содержащим разжимное устройство тормозных колодок с приводным рычагом, соединенным со штоком тормозного цилиндра, и жестко соединенным с внешней втулкой, установленной соосно внутренней втулки, соединенной с поворотным валом разжимного кулака, и ограничитель поворота вала разжимного кулака, в котором внутренняя поверхность внешней втулки разжимного устройства в вертикальном сечении выполнена в виде дуговых сегментов так, что конец предыдущего сегмента выступом соединен с началом следующего сегмента, к выступу прикреплена одним концом разжимная пружина, к другому концу ее прикреплен ролик. Ограничитель поворота вала разжимного кулака состоит из двух втулок, коаксиально расположенных на валу, при этом внешняя втулка имеет внутреннее конусообразное отверстие, внутренняя втулка имеет наружную ответную конусообразность, причем длина внутренней втулки превышает длину наружной втулки, между торцом наружной втулки и резьбовой гайкой, установленной на части внутренней втулки, установлена прижимная пружина, к внешней втулке жестко прикреплен выступ, его верхняя часть помещена в регулируемую по длине прорезь планки. Тормозной цилиндр разделен перегородкой на рабочую и вспомогательную камеры, в каждой из которых установлен подпружиненный рабочий и вспомогательный поршень и к вспомогательному поршню прикреплен полый шток с возможностью перемещения через отверстие в перегородке, в полом штоке выполнены отверстия и он снабжен впускным клапаном.

Благодаря тому, что внутренняя поверхность внешней втулки разжимного устройства в вертикальном сечении выполнена в виде дуговых сегментов так, что конец предыдущего сегмента выступом соединен с началом следующего сегмента и к выступу прикреплена одним концом разжимная пружина, а к другому концу ее прикреплен ролик, удается распределить нагрузку со штока тормозного цилиндра на всю внешнюю втулку разжимного устройства и повысить надежность работы устройства.

Благодаря тому, что ограничитель поворота вала разжимного кулака состоит из двух втулок, коаксиально расположенных на валу, при этом внешняя втулка имеет внутреннее конусообразное отверстие, внутренняя втулка имеет наружную ответную конусообразность, причем длина внутренней втулки превышает длину наружной втулки, между торцом наружной втулки и резьбовой гайкой, установленной на части внутренней втулки, установлена прижимная пружина, к внешней втулке жестко прикреплен выступ, его верхняя часть помещена в регулируемую по длине прорезь планки, обеспечивается возврат вала разжимного кулака при притормаживаниях, осуществляемых при давлении в тормозной системе меньше максимального.

Благодаря тому, что тормозной цилиндр разделен перегородкой на рабочую и вспомогательную камеры, в каждой из которых установлен подпружиненный рабочий и вспомогательный поршень и к вспомогательному поршню прикреплен полый шток с возможностью перемещения через отверстие в перегородке и в полом штоке выполнены отверстия и он снабжен впускным клапаном сокращается время срабатывания тормоза.

Полезная модель поясняется чертежами. На фиг.1 показан общий вид саморегулирующегося пневматического тормоза; на фиг.2 - тормозной цилиндр в разрезе; на фиг.3 - разжимное устройство в разрезе; на фиг.4 - ограничитель поворота вала в разрезе.

Тормозной цилиндр 1 посредством штока 2 связана с регулировочным рычагом 3 разжимного устройства. Разжимное устройство установлено на поворотном валу 4 разжимного кулака тормоза. На валу 4 коаксиально установлен его ограничитель поворота, содержащий внешнюю втулку 5, к которой жестко прикреплен выступ 6, его верхняя часть помещена в регулируемую по длине прорезь 7 планки 8, прикрепленной к балке моста транспортного средства. К тормозному цилиндру 1 присоединен трубопровод 9. Тормозной цилиндр 1 разделен перегородкой 10 на рабочую и вспомогательную камеры. В рабочей камере тормозного цилиндра 1 установлен рабочий поршень 11, соединенный со штоком 2. Возвратная пружина 12 установлена с возможностью взаимодействия с рабочим поршнем 11. Шток 2 шарнирно соединен с регулировочным рычагом 3, жестко соединенным с внешней втулкой 13 разжимного устройства, которая установлена на внутренней втулке 14, соединенной шлицами с поворотным валом 4 разжимного кулака. Внутренняя поверхность внешней втулки 13 в вертикальном сечении выполнена в виде дуговых сегментов 15 так, что конец предыдущего сегмента выступом 16 соединен с началом следующего сегмента. К выступу 16 прикреплена одним концом разжимная пружина 17, к другому концу ее прикреплен ролик 18. Внешняя втулка 5 ограничителя поворота вала 4 разжимного кулака установлена на внутренней втулке 19, контактирующей с валом 4. Внешняя втулка 5 имеет внутреннее конусообразное отверстие и ответную конусообразность имеет внешняя поверхность внутренней втулки 19. Длина внутренней втулки 19 превышает длину наружной втулки 5, между торцом наружной втулки 5 и резьбовой гайкой 20, установленной на части внутренней втулки 19, размещена пружина 21. В вспомогательной камере тормозного цилиндра 1 расположен вспомогательный поршень 22, к центру которого прикреплен полый шток 23. В центре перегородки 10 выполнено отверстие, в котором может перемещаться полый шток 23. Вспомогательный поршень 22 подпружинен пружиной 24. Полый шток 23 снабжен впускным клапаном 25 и в полом штоке 23 выполнены сквозные отверстия 26. В корпусе тормозного цилиндра 1, во вспомогательной камере, установлен выпускной клапан 27, соединенный с трубопроводом 9.

Саморегулирующийся пневматический тормоз транспортного средства работает следующим образом в случае слабого сцепления колес транспортного средства с дорогой, например при гололеде. В этом случае на педаль тормоза производят быстрые и краткие нажатия. Сжатый воздух по трубопроводу 9 поступает в рабочую камеру тормозного цилиндра 1. Рабочий поршень 11 рабочей камеры через шток 2 толкает регулировочный рычаг 3 разжимного устройства. Внешняя втулка 13 поворачивается по часовой стрелке и ролики 18, закрепленные на пружинах 17, заклинивают внешнюю втулку 13 с внутренней втулкой 14, упираясь в цилиндрическую внешнюю поверхность внутренней втулки 14 и дугообразные в вертикальном сечении плоскости 15 внутренней поверхности внешней втулки 13. Вал 4 разжимного кулака поворачивается по часовой стрелке и если накладки тормозных колодок не уперлись в тормозной барабан (не хватило длины хода штока 2), т.е. торможение не произошло, отпускают тормозную педаль, выпускают отработанный воздух. Стяжные пружины, которые стягивают тормозные колодки в тормозном барабане, возвращают вал 4 разжимного кулака в исходное положение, т.е. вал 4 поворачивается против хода часовой стрелки и поворачивает втулки 19 и 5 ограничителя вала 4, поворачивается выступ 6 в регулируемой по длине прорези 7 в планке 8 и упирается в торец прорези 7 и останавливает через втулки 5 и 19 вал 4. Внутренняя втулка 14 разжимного устройства останавливается, а регулировочный рычаг 3 под действием возвратной пружины 12 тормозной камеры 1 поворачивается против хода часовой стрелки чему также способствуют закрепленные на пружинах 17 ролики 18 и внутренняя поверхность внешней втулки 13. В итоге при каждом следующем нажатии на тормозную педаль вал 4 поворачивается относительно предыдущего положения до упора накладок тормозных колодок в барабан. Регулируя длину прорези 7 в планке 8, регулируют обратный свободный ход вала 4, устанавливая зазор между накладкой тормозной колодки и барабаном.

В случае торможения при хорошем сцеплении колес с дорогой при нажатии на педаль тормоза сжатый воздух поступает в рабочую камеру тормозного цилиндра 1 и через отверстия 26 полого штока 23 и его впускной клапан 25 поступает во вспомогательную камеру. Вспомогательный поршень 22 начинает движение, упирается в начавший двигаться рабочий поршень 11, который приводит в движение шток 2, что в конечном итоге приводит к повороту вала 4 разжимного кулака и прижатие накладок тормозных колодок к тормозному барабану, происходит торможение. Возврат тормозных колодок в первоначальное положение происходит обычным путем.

Саморегулирующийся пневматический тормоз транспортного средства, содержащий разжимное устройство тормозных колодок с приводным рычагом, соединенным со штоком тормозного цилиндра и жестко соединенным с внешней втулкой, установленной соосно внутренней втулке, соединенной с поворотным валом разжимного кулака, и ограничитель поворота вала разжимного кулака, отличающийся тем, что внутренняя поверхность внешней втулки разжимного устройства в вертикальном сечении выполнена в виде дуговых сегментов так, что конец предыдущего сегмента выступом соединен с началом следующего сегмента, к выступу прикреплена одним концом разжимная пружина, к другому концу ее прикреплен ролик, ограничитель поворота вала разжимного кулака состоит из двух втулок, коаксиально расположенных на валу, при этом внешняя втулка имеет внутреннее конусообразное отверстие, внутренняя втулка имеет наружную ответную конусообразность, причем длина внутренней втулки превышает длину наружной втулки, между торцом наружной втулки и резьбовой гайкой, установленной на части внутренней втулки, установлена прижимная пружина, к внешней втулке жестко прикреплен выступ, его верхняя часть помещена в регулируемую по длине прорезь планки, тормозной цилиндр разделен перегородкой на рабочую и вспомогательную камеры, в каждой из которых установлен подпружиненный рабочий и вспомогательный поршень и к вспомогательному поршню прикреплен полый шток с возможностью перемещения через отверстие в перегородке, в полом штоке выполнены отверстия и он снабжен впускным клапаном.



 

Наверх