Трансформируемая мебель
Раскрывается конструкция мебели, выполненной с возможностью трансформации в положения «для сидения» и «для лежания», содержащая боковины, причем на каждой боковине закреплена фигурная направляющая, элементы, скрепляющие между собой боковины, сидение, состоящее из каркаса и мягкого элемента, выдвижную часть, состоящую из каркаса и мягкого элемента, и подголовник, состоящий из каркаса и мягкого элемента. Согласно полезной модели подголовник прикреплен передней частью к сидению с помощью механизма поворота и имеет на задней части ролики, установленные с возможностью качения по фигурным направляющим, закрепленным на боковинах. Фигурные направляющие, закрепленные на боковинах, имеют такую форму, при которой во время преобразования мебели в положение «для лежания» подголовник опускается вниз, что обеспечивает возможность использования на спинке мягкого элемента, размеры, форма и конструкция которого не зависит от размеров подголовника. При сохранении минимальных габаритов мебели и обеспечении длины спального места не менее 1900 мм в соответствии с ГОСТ 19917-93, сидение имеет длину не менее 780 мм, выдвижная часть имеет длину не более 720 мм, а подголовник имеет длину не более 410 мм, что позволяет увеличить толщину мягких элементов на величину до 87%. Полезная модель обеспечивает уменьшение усилия, необходимого для трансформации, повышает надежность, эргономику изделия, а также обеспечивает возможность применения большего количества современных материалов наполнения мягких элементов и создает удобство при транспортировке.
Область техники, к которой относится полезная модель
Полезная модель относится к мебельному производству, в частности к производству мест для сидения и лежания, трансформируемым диванам-кроватям и креслам-кроватям.
Уровень техники
Из уровня техники известно большое количество трансформируемых диванов и кресел-кроватей, имеющих различную конструкцию и эксплуатационные показатели.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к заявленной мебели для сидения и лежания является конструкция дивана-кровати, в соответствии с патентным документом RU 48727, имеющего боковины, причем на каждой боковине закреплена фигурная направляющая, спинку, сидение, состоящее из каркаса и мягкого элемента, выдвижную часть, состоящую из каркаса и мягкого элемента, и подголовник, прикрепленный передней частью к сидению с помощью механизма поворота и имеющий на задней части элементы, с помощью которых осуществляют подъем задней части подголовника во время преобразования мебели в положение «для сидения». Такая мебель также предпочтительно содержит переднюю планку, прикрепленную к каркасу выдвижной части, и заднюю стенку, с помощью которой происходит дополнительное скрепление боковин и защита задней стороны дивана-кровати от пыли и загрязняющих веществ.
Одним из недостатков такой конструкции является недостаточная толщина устанавливаемых мягких элементов подголовника, выдвижной части и сидения, которая составляет около 80 мм. Поскольку мягкие элементы, используемые в современной мебели, содержат пружинные блоки, толстые слои современного наполнителя и поролона, то для соответствия требованиям, предъявляемым к мебели, и увеличения толщины мягких элементов необходимо либо значительно увеличивать габаритные размеры дивана-кровати или кресла-кровати, что нежелательно с точки зрения объема пространства, занимаемого мебелью в помещении, либо уменьшать длину спального места, которая строго регламентируется ГОСТ 19917-33 и должна составлять не менее 1900 мм. Таким образом, для соответствия длины спального места стандарту и увеличения толщины мягких элементов высота сидения мебели, известной в уровне техники, в положении «для сидения» может увеличиваться с наиболее удобного значения с точки зрения эргономики в 430 мм до, например, 480 мм, а габаритная длина (расстояние от переднего торца сидения до задней стенки) в собранном положении («для сидения») может иметь значение, увеличенное до, например, 1050 мм, в то время как минимальная габаритная длина, обеспечивающая высокие эргономические характеристики мебели, обычно имеет значение 910 мм. Кроме того, обычно мебель, известная из уровня техники, выполняется с использованием дерева, в связи с чем мебель имеет низкую надежность.
Раскрытие полезной модели
Задачей полезной модели является создание конструкции мебели для сидения и лежания, в которой длина спального места составляет не менее 1900 мм в соответствии с ГОСТ 19917-93, которая при сохранении минимальной габаритной длины обеспечивает увеличение толщины мягких элементов подголовника, спинки, выдвижной части и сидения. При этом в предпочтительно, чтобы минимальное значение габаритной длины, обеспечивающее оптимальное с точки зрения эргономики значение соответствующей глубины сидения 530 мм и высоты сидения 430 мм в положении «для сидения», составляло около 910 мм. Дополнительной задачей полезной модели является повышение надежности мебели и эксплуатационных характеристик.
Задача полезной модели решается в конструкции мебели, выполненной с возможностью трансформации в положения «для сидения» и «для лежания», содержащей боковины, причем на каждой боковине закреплена фигурная направляющая, элементы, скрепляющие между собой боковины, сидение, состоящее из каркаса и мягкого элемента, выдвижную часть, состоящую из каркаса и мягкого элемента, и подголовник, состоящий из каркаса и мягкого элемента. Согласно полезной модели подголовник прикреплен передней частью к сидению с помощью механизма поворота и имеет на задней части ролики, установленные с возможностью качения по фигурным направляющим, закрепленным на боковинах. Фигурные направляющие, закрепленные на боковинах, имеют такую форму, при которой во время преобразования мебели в положение «для сидения» подголовник опускается вниз, что обеспечивает возможность использования на спинке мягкого элемента, размеры, форма и конструкция которого не зависит от размеров подголовника. В целях соответствия ГОСТ 19917-93 сидение имеет длину не менее 780 мм, выдвижная часть имеет длину не более 720 мм, а подголовник имеет длину не более 410 мм. Таким образом, что сумма длин сидения, выдвижной части и подголовника составляет не менее 1900 мм, что соответствует стандарту.
Длина сидения не менее 780 мм дает возможность обеспечения удобной с точки зрения эргономики глубины сидения, то есть расстояния от переднего торца мягкого элемента сидения до спинки (или мягкого элемента, закрепленного на спинке), имеющей значение 530 мм.
Задней частью элементов мебели считается часть, обращенная к спинке мебели, а передней частью элементов мебели принята часть, обращенная к передней планке, закрепленной на выдвижной части.
В одном из вариантов мебель представляет собой диван-кровать, в другом варианте она может представлять собой кресло-кровать, причем конфигурация мебели зависит от расстояния между боковинами, то есть ширины мягких элементов.
В предпочтительном варианте мебель в соответствии с полезной моделью элементами, скрепляющими между собой боковины, являются спинка, задняя стенка и/или стопорная планка. В целях облегчения трансформации мебели в предпочтительном варианте на каркасах сидения и выдвижного элемента установлены колеса. В одном из вариантов исполнения мебели на каждой боковине закреплена горизонтальная направляющая, причем передние колеса, прикрепленные к каркасам сидения и выдвижной части, выполнены с возможностью качения по полу, а задние колеса, прикрепленные к каркасу сидения, выполнены с возможностью качения по горизонтальным направляющим, закрепленным на боковинах, причем задние колеса, прикрепленные к каркасу выдвижной части, выполнены с возможностью качения по каркасу сидения. Для ограничения хода сидения в одном из вариантов на горизонтальных направляющих, закрепленных на боковинах, предусмотрены ограничители хода сидения. В дополнительном варианте каркас сидения выполнен таким образом, чтобы качение задних колес, закрепленных на каркасе выдвижной части, по каркасу сидения было ограничено.
В одном из вариантов на фигурных направляющих, закрепленных на боковинах, предусмотрены стопоры, которые предназначены для фиксации подголовника в положении «для лежания».
В одном из вариантов на каркасе выдвижной части закреплен механизм подъема, выполненный с возможностью подъема/опускания мягкого элемента выдвижной части, причем в положении «для сидения» выдвижная часть расположена под мягким элементом сидения, причем в положении «для лежания» верхние поверхности мягких элементов сидения и выдвижной части расположены на одном уровне. В предпочтительном варианте к каркасу выдвижной части прикреплена передняя планка.
Механизм поворота в предпочтительном варианте содержит элемент, прикрепляемый к сидению, и элемент, прикрепляемый к подголовнику, причем между указанными элементами предусмотрено шарнирное соединение, причем в положении «для лежания» поверхности мягких элементов сидения и подголовника расположены на одном уровне.
В целях увеличения прочности конструкции мебели и снижения ее веса каркасы сидения и выдвижной части выполнены из металла, предпочтительно, из стали.
Техническим результатом полезной модели является предоставление мебели для сидения и лежания, в которой благодаря подбору размеров элементов мебели и их соотношений обеспечивается увеличенная толщина мягких элементов на величину до 87% с толщины 80 мм, обычной для наиболее толстых мягких элементов мебели из уровня техники, до толщины 150 мм для сидения и 120 мм для выдвижной части мебели в соответствии с настоящей полезной моделью. Также обеспечивается длина спального места не менее 1900 мм в соответствии с ГОСТ 19917-93, причем значение габаритной длины мебели сохранено на минимальном уровне.
Краткое описание чертежей
На фиг.1 представлен общий вид каркаса боковины с направляющими стопором и ограничителем.
На фиг.2 представлен общий вид конструкции в положении «для сидения» при снятой верхней боковине.
На фиг.3 представлен общий вид конструкции в процессе трансформирования.
На фиг.4 представлен общий вид конструкции в положении «для лежания».
На фиг.5 представлен Г-образный ролик.
Осуществление полезной модели
Мебель, выполненная с возможностью трансформации в положения «для сидения» и «для лежания», содержит две боковины 15, соединенные между собой на некотором расстоянии друг от друга элементами для скрепления боковин в виде спинки 10, задней стенки 22 с задней стороны и стопорной планки 17 с передней стороны. В качестве элементов, скрепляющих между собой боковины, также могут использоваться рейки или планки. Расстояние между боковинами выбирается с тем расчетом, чтобы вмещались сидение, выдвижная часть и подголовник. На каждой боковине 15 в соответствии с фиг.1 закреплены горизонтальная направляющая 19 с ограничителем 18 хода сидения и фигурная направляющая 20 со стопором 21. Боковина 15 стоит на опорах 16 и соединяется стопорной планкой 17 с передней стороны с другой боковиной. Мебель, показанная на фиг.2 в положении «для сидения» также содержит выдвижное сидение с мягким элементом 1 и каркас 7, причем в предпочтительном варианте на каркасе 7 сидения установлена передняя пара опорных колес 4, контактирующая с полом, и задняя пара колес 9, контактирующая с горизонтальными направляющими 19, закрепленными на боковинах 15. В положении «для сидения», изображенном на фиг.2, опорные колеса 4 зафиксированы при помощи фиксаторов, расположенных на стопорной планке 17, а в положении «для лежания», показанном на фиг.4, опорные колеса 9 зафиксированы ограничителями 18 на горизонтальных направляющих 19.
Мебель в соответствии с полезной моделью содержит выдвижную часть, которая, как показано на фиг.3 и 4, содержит мягкий элемент 5 и каркас 6, причем в предпочтительном варианте на каркасе 6 выдвижной части установлена передняя пара колес 3, контактирующая с полом, и задняя пара колес 8, контактирующая с внутренней поверхностью каркаса 7 сидения. Выдвижная часть также содержит механизм подъема, закрепленный на каркасе 6, с помощью которого мягкий элемент 5 при перемещении из положения «для сидения» в положение «для лежания» поднимается из положения, позволяющего ему находиться под сидением 1 в положении «для сидения», в положение, примыкающее к мягкому элементу 1 сидения, в котором верхние поверхности мягких элементов 1 и 5 находятся на одном уровне. Фиксация выдвижной части в положении «для лежания» происходит при помощи передней планки 2 и каркаса 7 сидения. В предпочтительном варианте на каркасе 6 выдвижной части закреплена передняя планка 2.
Подголовник 11 прикреплен своей передней частью к каркасу 7 сидения с помощью механизма 12 поворота и перемещается на Г-образных роликах 14, установленных на задней части подголовника 11, по фигурным направляющим 20. Механизм поворота представляет собой шарнирное соединение элемента, прикрепляемого к каркасу 7 сидения, и элемент, прикрепляемого к подголовнику 11. При трансформации в положение «для лежания» подголовник 11 занимает горизонтальное положение, в котором верхние поверхности подголовника 11 и мягкого элемента 1 сидения находятся на одном уровне, и фиксируется Г-образными роликами 14 в стопорах 21, выполненных в форме углублений, соответствующих размерам роликов 14. При трансформации мебели в положение «для сидения» подголовник 11 перемещается вниз, в пространство между задней стенкой 22 и сидением, при помощи Г-образных роликов 14 по фигурным направляющим 20. Г-образный ролик представлен на фиг.5 и состоит из уголка 25 с отверстиями 26 для крепления к основанию подголовника 11, на уголке 25 закреплена ось 27 вращения, на которой установлен с возможностью вращения ролик 28.
Размеры элементов спального места подобраны таким образом, что длина спального места, то есть сумма длины L1 сидения, длины L2 выдвижной части и длины L3 подголовника 11, отмеченные на фиг.4, составляла не менее 1900 мм. Длина подголовника 11 не может превышать высоты каркаса 7 сидения, поскольку в положении «для сидения» подголовник 11 принимает вертикальное положение и располагается между верхом каркаса 7 сидения и поверхностью, на которой установлена мебель. Соответственно, высота каркаса 7 сидения составляет не менее 430 мм, а длина L3 подголовника 11 составляет не более 410 мм. При этом высота выдвижной части не может превышать высоты пространства каркаса 7 под мягким элементом 1 сидения, а длина выдвижной части (без передней планки 2) не может превышать длину сидения. Длина сидения L1=780 мм, а длина выдвижной части L2=720 мм. Суммарная длина выдвижной части и сидения равна 1500 мм, а суммарная длина трех частей трансформируемого спального места равна 1910 мм, что отвечает требованиям ГОСТ.
Такая конфигурация трансформируемого спального места позволяет исключить зазоры между частями, а также обеспечить равномерную высоту секций. Путем оптимизации размеров элементов мебели и их соотношения обеспечивается возможность применения пружинных блоков и поролона достаточной толщины в сидении и выдвижной части, причем в положении «для сидения» место для сидения имеет минимальную высоту и достаточную глубину. Мягкий элемент спинки может иметь любую толщины, так как не требуется иметь место между спинкой и задней стенкой для того, чтобы в это место трансформировался подголовник 11, поскольку в соответствии с настоящей полезной моделью подголовник 11 трансформируется вниз. Толщина мягкого элемента сидения составляет 150 мм, мягкий элемент выдвижной части имеет толщину 120 мм, а толщина мягкого элемента подголовника 11 равна 80 мм. Конфигурация мебели для сидения и лежания в соответствии с настоящей полезной моделью обеспечивает увеличение толщины мягких элементов сидения, выдвижной части и подголовника на величину до 87%.
Преобразование мебели из положения для сидения в положение для лежания происходит следующим образом: потянув за переднюю планку 2, выдвижная часть на передних роликах 3 смещается со стопоров 17 и при помощи задней пары колес 8 по каркасу 7 сидения перемещается вперед до упора, при этом сидение также выдвигается из каркаса дивана по направляющим 19 вперед и фиксируется задними колесами 9 в ограничителях 18 хода. Мягкий элемент 5 выдвижной части из нижнего горизонтального положения переводится в верхнее положение. Механизм подъема мягкого элемента 5 выдвижной части содержит элементы, шарнирно зафиксированные на каркасе 6. За счет сгибания/разгибания тяг механизма подъема мягкий элемент 5 по фигурной кривой путем выдвижения за дополнительно установленные ремни передним краем опускается на переднюю планку 2, а задним упирается в торец мягкого элемента 1 сидения. В таком горизонтальном положении он устанавливается жестким образом и, тем самым, фиксируется выдвижная часть. Подголовник 11 по фигурным направляющим 20 перемешается вперед, причем задняя часть подголовника 11 перемещается вверх и подголовник 11 занимает горизонтальное положение. Фиксация всего спального места в положение «для лежания» происходит за счет расположения Г-образных роликов 14 в углублениях направляющих 21.
Преобразование мебели из положения для лежания в положение для сидения производится в обратном порядке.
Установка дополнительных роликов и механизма поворота, служащего для перемещения подголовника вниз по фигурным направляющим, а также выполнение каркаса сидения и выдвижной части из металла, с использованием указанных размеров составных частей трансформируемого спального места, позволяет: применять различные материалы наполнителя, т.о. повышать эргономику изделий, снижать усилия, прилагаемые для трансформации спального места, повышать надежность изделий, обеспечивает оптимальные массогабаритные характеристики, что улучшает комфортность мебели и делает ее более удобной при эксплуатации.
1. Мебель, выполненная с возможностью трансформации в положения «для сидения» и «для лежания», содержащая боковины, причем на каждой боковине закреплена фигурная направляющая, элементы, скрепляющие между собой боковины, сидение, состоящее из каркаса и мягкого элемента, выдвижную часть, состоящую из каркаса и мягкого элемента, и подголовник, состоящий из каркаса и мягкого элемента и прикрепленный передней частью к сидению с помощью механизма поворота и имеющий на задней части ролики, установленные с возможностью качения по фигурным направляющим, закрепленным на боковинах, причем фигурные направляющие, закрепленные на боковинах, имеют такую форму, при которой во время преобразования мебели в положение «для сидения» подголовник опускается вниз, отличающаяся тем, что сидение имеет длину не менее 780 мм, выдвижная часть имеет длину не более 720 мм, а подголовник имеет длину не более 410 мм.
2. Мебель по п.1, отличающаяся тем, что представляет собой диван-кровать.
3. Мебель по п.1, отличающаяся тем, что представляет собой кресло-кровать.
4. Мебель по п.1, отличающаяся тем, что элементами, скрепляющими между собой боковины, являются спинка, задняя стенка и/или стопорная планка.
5. Мебель по п.1, отличающаяся тем, что на каркасах сидения и выдвижного элемента установлены колеса.
6. Мебель по п.5, отличающаяся тем, что на каждой боковине закреплена горизонтальная направляющая, причем передние колеса, прикрепленные к каркасам сидения и выдвижной части, выполнены с возможностью качения по полу, а задние колеса, прикрепленные к каркасу сидения, выполнены с возможностью качения по горизонтальным направляющим, закрепленным на боковинах, причем задние колеса, прикрепленные к каркасу выдвижной части, выполнены с возможностью качения по каркасу сидения.
7. Мебель по п.6, отличающаяся тем, что на горизонтальных направляющих, закрепленных на боковинах, предусмотрены ограничители хода сидения.
8. Мебель по п.6, отличающаяся тем, что каркас сидения выполнен таким образом, чтобы качение задних колес, закрепленных на каркасе выдвижной части, по каркасу сидения было ограничено.
9. Мебель по п.1, отличающаяся тем, что на фигурных направляющих, закрепленных на боковинах, предусмотрены стопоры.
10. Мебель по п.1, отличающаяся тем, что на каркасе выдвижной части закреплен механизм подъема, выполненный с возможностью подъема/опускания мягкого элемента выдвижной части, причем в положении «для сидения» выдвижная часть расположена под мягким элементом сидения, причем в положении «для лежания» верхние поверхности мягких элементов сидения и выдвижной части расположены на одном уровне.
11. Мебель по п.1, отличающаяся тем, что к каркасу выдвижной части прикреплена передняя планка.
12. Мебель по п.1, отличающаяся тем, что механизм поворота содержит элемент, прикрепляемый к сидению, и элемент, прикрепляемый к подголовнику, причем между указанными элементами предусмотрено шарнирное соединение, причем в положении «для лежания» поверхности мягких элементов сидения и подголовника расположены на одном уровне.
13. Мебель по п.1, отличающаяся тем, что каркасы сидения и выдвижной части выполнены из металла, предпочтительно, из стали.