Парашютная система спасения самолета

 

Полезная модель относится к оборудованию летательных аппаратов, а точнее к средствам спасения самолета и может найти применение при спасении самолета. Полезная модель содержит контейнер с крышкой. Контейнер установлен в отсеке фюзеляжа самолета. Крышка снабжена устройством для запирания и отпирания. На дне контейнера размещены последовательно друг над другом грузовой парашют, вытяжной парашют и надувная эластичная камера. Дно контейнера снабжено проушиной. Надувная эластичная камера наполнена газом намного легче воздуха. Эластичная камера выполняет роль вытяжного элемента. В качестве пускового элемента использован тросик. Тросик соединен одним концом с рукояткой в кабине пилотов. Другим концом тросик соединен с устройством для запирания и отпирания крышки контейнера. Грузовой парашют прикреплен к проушине контейнера с помощью стального троса. Вытяжной парашют соединен с грузовым парашютом с помощью капронового шнура. Вытяжной парашют соединен с эластичной камерой также с помощью капронового шнура. Повышена надежность, эффективность и безопасность эксплуатации системы спасения. 8 з.п., 3 ил..

Полезная модель относится к оборудованию летательных аппаратов, а точнее к средствам спасения самолета и может найти применение при спасении самолета.

Известно устройство для спасения самолета (пат. РФ 2211174, опубл. 27.08.2003), содержащее размещенный в отсеке верхней части фюзеляжа и прикрепленный к самолету парашют, две противоположно направленные ракеты, расположенные в направляющем стволе в фюзеляже самолета, два троса, каждый из которых прикреплен одним концом к стропам парашюта, а другим концом к одной из ракет, распределительный механизм для торможения тросов в сторону парашюта и пропускания тросов в сторону ракет.

Известна парашютная система спасения летательного аппарата (пат. РФ 34142, ПМ, опубл. 27.11.2003), содержащая контейнер с крышкой и с размещенным в нем парашютом, пиропривод с вытягивающим парашют элементом, на торце которого закреплен трос, соединенный с куполом парашюта и проложенный под крышкой, при этом вытягивающий элемент выполнен в виде силового цилиндра. Система довольна проста, однако ей присущ недостаток, заключающийся в недостаточной надежности. Есть возможность несрабатывания пиропатрона в результате отсыревания пороха и полностью не исключена возможность несанкционированного срабатывания механизма. Кроме того, эта парашютная система применяется для легких летательных аппаратов. Данная парашютная система спасения летательного аппарата является наиболее близкой к предлагаемой.

Технический результат, на достижение которого направлена заявляемая полезная модель, состоит в повышении надежности, эффективности и безопасности эксплуатации системы.

Для достижения указанного технического результата парашютная система спасения самолета, содержащая контейнер с крышкой и размещенный в нем основной купольный парашют, пусковой и вытягивающий элементы, трос, дополнительно снабжена размещенными в контейнере над основным купольным парашютом вытяжным купольным парашютом и выполняющей роль вытягивающего элемента надувной эластичной камерой, двумя шнурами, при этом вытяжной парашют соединен с основным парашютом с помощью одного из двух шнуров, а надувная эластичная камера соединена с куполом вытяжного парашюта с помощью другого шнура, контейнер снабжен расположенной в его дне проушиной, к которой прикреплен с помощью троса основной парашют, крышка контейнера снабжена устройством для запирания и отпирания. Кроме того, пусковой элемент выполнен в виде тросика, протянутого через направляющие втулки и соединенного одним концом с находящейся в кабине самолета рукояткой, а другим концом с устройством для запирания и отпирания крышки. Стропы основного парашюта соединены металлическим кольцом, стропы вытяжного парашюта также соединены металлическим кольцом. В качестве основного парашюта использован грузовой, купол по центру которого снабжен кольцом, выполненным из капронового шнура, и за которое подсоединен шнур от вытяжного парашюта. Оба шнура выполнены из капрона. Длина капронового шнура, соединяющего надувную эластичную камеру с куполом вытяжного парашюта, составляет не более 5 метров. Длина капронового шнура, соединяющего вытяжной парашют с основным парашютом, составляет не более 10 метров. Длина троса составляет не более 30 метров. Надувная эластичная камера имеет форму шара и наполнена газом, значительно легче воздуха.

Отличительными признаками предлагаемой парашютной системы спасения самолета (ПССС) от указанной выше известной, наиболее близкой к ней, являются следующие:

- дополнительное размещение в контейнере над основным парашютом вытяжного купольного парашюта, а над вытяжным парашютом - надувной эластичной камеры,

- надувная эластична камера выполняет роль вытягивающего элемента,

- вытяжной парашют соединен с основным парашютом с помощью капронового шнура,

- надувная эластичная камера соединена с куполом вытяжного парашюта также с помощью капронового шнура,

- дно контейнера снабжено проушиной,

- к проушине прикреплен с помощью троса основной парашют,

- крышка контейнера снабжена устройством для запирания и отпирания,

- пусковой элемент выполнен в виде тросика, протянутого через направляющие втулки и соединенного одним концом с находящейся в кабине самолета рукояткой, а другим концом с устройством для запирания и отпирания крышки,

- стропы основного парашюта соединены металлическим кольцом, стропы вытяжного парашюта также соединены металлическим кольцом,

- в качестве основного парашюта использован грузовой, купол которого по центру снабжен кольцом, выполненным из капронового шнура, за которое подсоединен шнур от вытяжного парашюта,

- длина капронового шнура, соединяющего надувную эластичную камеру с куполом вытяжного парашюта, составляет не более 5 метров,

- длина капронового шнура, соединяющего вытяжной парашют с основным парашютом, составляет не более 10 метров,

- длина троса составляет не более 30 метров,

- надувная эластичная камера имеет форму шара и наполнена газом, значительно легче воздуха.

Наличие этих признаков обеспечивает достижение указанного технического результата.

Предлагаемая ПССС иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-3.

На фиг.1 показан общий вид ПССС в действии, на фиг.2 - вытягивающий элемент, на фиг.3 - устройство для запирания и отпирания крышки контейнера.

ПССС (фиг.1) содержит контейнер 1. Контейнер установлен в отсеке фюзеляжа самолета. Контейнер 1 имеет крышку 2. Дно 3 контейнера 1 снабжено проушиной 4 (фиг.2). К проушине 4 прикреплен одним концом стальной трос 5, а другим концом - за металлическое кольцо 6. Металлическое кольцо 6 соединяет стропы 7 грузового парашюта 8. Центр купола грузового парашюта 8 снабжен кольцом 9. Кольцо 9 выполнено из капронового шнура. Стропы 10 вытяжного парашюта 11 соединены металлическим кольцом 12. Вытяжной парашют 11 прикреплен к грузовому парашюту 8 с помощью капронового шнура 13. При этом капроновый шнур 13 одним концом закреплен за кольцо 9 грузового парашюта 8, а другим концом - за металлическое кольцо 12 вытяжного парашюта 11. Надувная эластичная камера 14 соединена с куполом вытяжного парашюта 11 с помощью капронового шнура 15. Эластичная камера 14 наполнена газом, который значительно легче воздуха, например, гелием. Пусковой элемент выполнен в виде тросика 16 (фиг.2). Один конец тросика 16 соединен с рукояткой 17, находящейся в кабине самолета. Другой конец тросика 16 соединен с устройством 18 для запирания и отпирания крышки 2. Для плавного и беспрепятственного движения тросика 16 последний протянут через направляющие втулки 19 и ролик 20.

На фиг.3 изображено устройство 18 для запирания и отпирания крышки 2 контейнера 1.

Устройство 18 содержит несущее основание 21, язычок 22, пружину 23. Пружина 23 препятствует несанкционированному отпиранию устройства 18, а вместе с ним и крышки 2 контейнера 1. 0дин конец язычка 22 скошен, а другой конец заканчивается кольцом 24, за которое прикреплен тросик 16.

Крышка 2 прикреплена к контейнеру 1 с помощью крепления 25. Крепление 25 расположено напротив устройства 18 для отпирания и запирания. Крепление 25 содержит стальной палец 26 и стальную спираль 27. Благодаря креплению 25 происходит шарнирное соединение контейнера 1 с крышкой 2. Под крышкой 2 контейнер 1 снабжен резиновым уплотнительным кольцом 28.

Работа предлагаемой ПССС осуществляется следующим образом. После возникновения и оценки аварийной ситуации рукоятку 17 приводят в движение, тросик 16 начинает движение, язычок 22 оттягивается, и устройство 18 отпирается, в результате чего крышка 2 выходит из-за зацепления, а под действием стальной спирали 27, действующей на раскручивание, откидывается назад. После откидывания назад крышки 2 из контейнера 1 вылетает эластичная камера 14, наполненная газом, который намного легче воздуха, и вытягивает вытяжной парашют 11, а за ним вытягивается и грузовой парашют 8. В зависимости от веса самолета и других факторов рассчитывают мощность парашютов, толщину троса 5, капроновых шнуров 13 и 15. Рекомендуемые длины шнуров и троса:

- троса 5 не более 30 метров,

- шнура 13 не более 10 метров,

- шнура 15 не более 5 метров.

1. Парашютная система спасения самолета, содержащая контейнер с крышкой и размещенный в нем основной купольный парашют, пусковой и вытягивающий элементы, трос, отличающаяся тем, что дополнительно снабжена размещенными в контейнере над основным купольным парашютом вытяжным купольным парашютом и выполняющей роль вытягивающего элемента надувной эластичной камерой, двумя шнурами, при этом вытяжной парашют соединен с основным парашютом с помощью одного из двух шнуров, а надувная эластичная камера соединена с куполом вытяжного парашюта с помощью другого шнура, контейнер снабжен расположенной в его дне проушиной, к которой прикреплен с помощью троса основной парашют, крышка контейнера снабжена устройством для запирания и отпирания.

2. Парашютная система спасения самолета по п.1, отличающаяся тем, что пусковой элемент выполнен в виде тросика, протянутого через направляющие втулки и соединенного одним концом с находящейся в кабине самолета рукояткой, а другим концом с устройством для запирания и отпирания крышки.

3. Парашютная система спасения самолета по п.1, отличающаяся тем, что стропы основного парашюта соединены металлическим кольцом, стропы вытяжного парашюта также соединены металлическим кольцом.

4. Парашютная система спасения самолета по п.1, отличающаяся тем, что в качестве основного парашюта использован грузовой, купол которого по центру снабжен кольцом, выполненным из капронового шнура, за которое подсоединен шнур от вытяжного парашюта.

5. Парашютная система спасения самолета по п.1, отличающаяся тем, что шнуры выполнены из капрона.

6. Парашютная система спасения самолета по п.1, отличающаяся тем, что длина капронового шнура, соединяющего надувную эластичную камеру с куполом вытяжного парашюта, составляет не более 5 м.

7. Парашютная система спасения самолета по п.1, отличающаяся тем, что длина капронового шнура, соединяющего вытяжной парашют с основным парашютом, составляет не более 10 м.

8. Парашютная система спасения самолета по п.1, отличающаяся тем, что длина троса составляет не более 30 м.

9. Парашютная система спасения самолета по п.1, отличающаяся тем, что надувная эластичная камера имеет форму шара и наполнена газом, значительно легче воздуха.



 

Наверх