Бортовая радиолокационная станция

 

Предлагаемая полезная модель относится к области радиолокации, в частности, радиолокационным станциям, устанавливаемым на подвижных объектах. Бортовая радиолокационная станция содержит фазированную антенную решетку, антенно-волноводную систему, антенно-волноводный переключатель, приемник и передатчик, блок управления лучом ФАР, блок управления режимами работы и синхронизации, устройство ввода-вывода, коммутатор режимов воздух-воздух, воздух-поверхность, вычислитель скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-поверхность, вычислитель скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух. Фазированная антенная решетка выполнена с гидроприводом и взаимосвязана с антенно-волноводной системой, которая в свою очередь взаимосвязана с антенно-волноводным переключателем. Первый выход приемника соединен с первым входом устройства ввода-вывода, первый выход устройства ввода-вывода подключен к первому входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-поверхность, второй выход приемника подключен к первому входу блока управления лучом ФАР. Первый выход блока управления лучом ФАР соединен с управляющим входом ФАР с гидроприводом, второй выход блока управления лучом ФАР соединен с третьим входом вычислителя скорости, дальности пространственных углов цели режима воздух-поверхность. Второй вход блока управления лучом ФАР подключен к первому выходу блока управления режимами работы и синхронизации, второй выход блока управления режимами работы и синхронизации соединен со вторым входом вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность, третий выход блока управления режимами работы и синхронизации подключен к первому входу

антенно-волноводного переключателя. Четвертый выход блока управления режимами работы и синхронизации соединен шиной с входом коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность, первый выход коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность подключен к третьему входу приемника. Второй выход антенно-волноводного переключателя подключен к второму входу приемника, четвертый выход приемника соединен со вторым входом устройства ввода-вывода, второй выход устройства ввода-вывода подключен к первому входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух. Пятый выход приемника соединен с третьим входом блока управления лучом ФАР, пятый выход блока управления режимами работы и синхронизации подключен ко второму входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух. Третий выход блока управления лучом ФАР подключен к третьему входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух. Второй выход коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность подключен к четвертому входу приемника, третий выход коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность соединен с первым входом передатчика. Первый выход передатчика подключен ко второму входу антенно-волноводного переключателя. Четвертый выход коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность соединен со вторым входом передатчика, второй выход передатчика подключен к третьему входу антенно-волноводного переключателя, первый выход антенно-волноводного переключателя соединен с первым входом приемника. Третий выход приемника соединен с первым входом блока управления режимами работы и синхронизации, а шестой выход приемника подключен ко второму входу блока управления режимами работы и синхронизации. Для достижения возможности увеличения зоны обзора и многоцелевого сопровождения наземных и воздушных целей при маневрах носителя бортовой радиолокационной станции, в том числе и интенсивных

введены вычислитель контура стабилизации, блок управления вектором поляризации, многофункциональный индикатор, датчик углов рыскания и блок управления гидроприводом. Первый выход вычислителя контура стабилизации соединен с четвертым входом блока управления лучом ФАР, вход-выход вычислителя контура стабилизации подключен к первому входу-выходу блока управления гидроприводом ФАР, второй вход-выход которого соединен со вторым входом-выходом ФАР с гидроприводом. Второй выход вычислителя контура стабилизации подключен к четвертому входу вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-воздух, первый выход которого соединен с первым входом вычислителя контура стабилизации. Четвертый выход вычислителя контура стабилизации соединен с четвертым входом вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность, первый вход которого подключен ко второму входу вычислителя контура стабилизации, третий его вход соединен с выходом блока управления вектором поляризации, вход блока управления вектором поляризации подключен ко второму выходу вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность первый вход-выход которого шиной соединен с первым входом-выходом датчика углов рыскания. Второй вход-выход вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность шиной подключен ко второму входу-выходу многофункционального индикатора, первый вход-выход многофункционального индикатора шиной соединен с первым входом-выходом вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-воздух, второй вход-выход которого подключен шиной ко второму входу-выходу датчика углов рыскания.

Предлагаемая полезная модель относится к области радиолокации, в частности, радиолокационным станциям, устанавливаемым на подвижных объектах.

Известна многоцелевая радиолокационная станция [В.Н.ВетлинскиЙ, Г.Н.Ульянов "Многоцелевые РЛС" Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство Министерства Обороны СССР, Москва - 1975 г. стр.31], содержащая антенную решетку, распределительное устройство, антенный переключатель, передатчик, приемники, устройство первичной обработки сигнала, устройство вторичной обработки сигнала, синхронизатор.

Многоцелевая радиолокационная станция работает с последовательным обзором по гибкой программе. При обнаружении цели антенная решетка формирует однолучевую диаграмму направленности, перемещение которой производится с помощью управляющих сигналов, вырабатываемых ЭЦВМ. Для обнаружения обычно используют процедуру усеченного последовательного анализа, при которой время принятия решения ограничено, т.е. если накопленный сигнал находится между порогами, то команда на поворот диаграммы направленности вырабатывается через определенный временной интервал. При превышении накопленным сигналом верхнего порога фиксируется наличие сигнала цели, производят измерение, съем параметров сигнала и вырабатывается команда на смещение диаграммы направленности. Если сигнал меньше нижнего порога, вырабатывается команда на смещение диаграммы направленности. В процессе сопровождения диаграмма направленности направляется на экстраполированные точки траекторий целей. С выхода устройства первичной обработки снимаются

коды, пропорциональные величине дальности, скорости, смещения цели по азимуту, углу места.

Наиболее близкой по технической сущности является [RU «Бортовая радиолокационная станция для самолетной системы управления вооружением», 2188436 С1 опубл. 27.08 2002u] содержащая фазированную антенную решетку, антенно-волноводную систему, антенно-волноводный переключатель, приемник, передатчик, причем фазированная антенная решетка взаимосвязана с антенно-волноводной системой, которая в свою очередь взаимосвязана с антенно-волноводным переключателем. Кроме того, она содержит блок управления лучом ФАР, устройство ввода-вывода, блок управления режимами работы и синхронизации, коммутатор режимов воздух-воздух, воздух-поверхность, вычислитель скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух, вычислитель скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-поверхность, вычислитель задачи боевого применения, формирователь сигналов для подвесок исполнительных элементов режима воздух-воздух, формирователь сигналов для подвесок исполнительных элементов режима воздух-поверхность, причем передатчик выполнен с возможностью функционирования как в режиме воздух-воздух, так и в режиме воздух-поверхность. Приемник выполнен с возможностью функционирования как в режиме воздух-воздух, так и в режиме воздух-поверхность, а фазированная антенная решетка выполнена с гидроприводом. Первый выход приемника соединен с первым входом устройства ввода-вывода, первый выход устройства ввода-вывода подключен к первому входу вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность, выход вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность соединен с первым входом вычислителя задачи боевого применения. Первый выход вычислителя задачи боевого применения подключен к входу формирователя сигналов для подвесок исполнительных элементов режима воздух-поверхность, выход которого является первым выходом бортовой

радиолокационной станции для самолетной системы управления вооружением. Второй выход приемника подключен к первому входу блока управления лучом ФАР, первый выход блока управления лучом ФАР соединен с управляющим входом ФАР с гидроприводом, второй выход блока управления лучом ФАР соединен с третьим входом вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-поверхность. Второй вход блока управления лучом ФАР подключен к первому выходу блока управления режимами работы и синхронизации, второй выход блока управления режимами работы и синхронизации соединен со вторым входом вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность. Третий выход блока управления режимами работы синхронизации подключен к первому входу антенно-волноводного переключателя, четвертый выход блока управления режимами работы и синхронизации соединен шиной с входом коммутатора режима воздух-воздух, воздух-поверхность. Первый выход коммутатора режима воздух-воздух, воздух-поверхность подключен к третьему входу приемника, второй выход антенно-волноводного переключателя подключен к второму входу приемника, четвертый выход приемника соединен со вторым входом устройства ввода-вывода, второй выход устройства ввода-вывода подключен к первому входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух, пятый выход приемника соединен с третьим входом блока управления лучом ФАР. Выход вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух соединен со вторым входом вычислителя задачи боевого применения. Второй выход вычислителя задачи боевого применения подключен к входу формирователя сигналов для подвесок исполнительных элементов режима воздух-воздух, выход которого является вторым выходом бортовой радиолокационной станции для самолетной системы управления вооружением. Пятый выход блока управления режимами работы и синхронизации подключен ко второму входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух, третий выход блока

управления лучом ФАР подключен к третьему входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух. Второй выход коммутатора режима воздух-воздух, воздух-поверхность подключен к четвертому входу приемника, третий выход коммутатора режима воздух-воздух, воздух-поверхность соединен с первым входом передатчика, первый выход передатчика подключен ко второму входу антенно-волноводного переключателя. Четвертый выход коммутатора режима воздух-воздух, воздух-поверхность соединен со вторым входом передатчика, второй выход передатчика подключен к третьему входу антенно-волноводного переключателя. Первый выход антенно-волноводного переключателя соединен с первым входом приемника, третий выход приемника подключен к первому входу блока управления режимами работы и синхронизации, а шестой выход приемника соединен со вторым входом блока управления режимами работы и синхронизации.

Недостатком таких радиолокационных станций является невозможность сопровождения воздушных целей на больших ракурсах при маневрах носителя бортовой радиолокационной станции.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является достижение возможности увеличения зоны обзора и многоцелевого сопровождения наземных и воздушных целей при маневрах носителя бортовой радиолокационной станции, в том числе и интенсивных.

Сущность предполагаемого изобретения состоит в том, что бортовая радиолокационная станция содержит фазированную антенную решетку, антенно-волноводную систему, антенно-волноводный переключатель, приемник и передатчик, блок управления лучом ФАР, блок управления режимами работы и синхронизации, устройство ввода-вывода, коммутатор режимов воздух-воздух, воздух-поверхность, вычислитель скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-поверхность, вычислитель скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух. Фазированная антенная решетка выполнена с гидроприводом и взаимосвязана с

антенно-волноводной системой, которая в свою очередь взаимосвязана с антенно-волноводным переключателем. Первый выход приемника соединен с первым входом устройства ввода-вывода, первый выход устройства ввода-вывода подключен к первому входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-поверхность, второй выход приемника подключен к первому входу блока управления лучом ФАР. Первый выход блока управления лучом ФАР соединен с управляющим входом ФАР с гидроприводом, второй выход блока управления лучом ФАР соединен с третьим входом вычислителя скорости, дальности пространственных углов цели режима воздух-поверхность. Второй вход блока управления лучом ФАР подключен к первому выходу блока управления режимами работы и синхронизации, второй выход блока управления режимами работы и синхронизации соединен со вторым входом вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность, третий выход блока управления режимами работы и синхронизации подключен к первому входу антенно-волноводного переключателя. Четвертый выход блока управления режимами работы и синхронизации соединен шиной с входом коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность, первый выход коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность подключен к третьему входу приемника. Второй выход антенно-волноводного переключателя подключен к второму входу приемника, четвертый выход приемника соединен со вторым входом устройства ввода-вывода, второй выход устройства ввода-вывода подключен к первому входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух. Пятый выход приемника соединен с третьим входом блока управления лучом ФАР, пятый выход блока управления режимами работы и синхронизации подключен ко второму входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух. Третий выход блока управления лучом ФАР подключен к третьему входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов

цели режима воздух-воздух. Второй выход коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность подключен к четвертому входу приемника, третий выход коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность соединен с первым входом передатчика. Первый выход передатчика подключен ко второму входу антенно-волноводного переключателя. Четвертый выход коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность соединен со вторым входом передатчика, второй выход передатчика подключен к третьему входу антенно-волноводного переключателя, первый выход антенно-волноводного переключателя соединен с первым входом приемника. Третий выход приемника соединен с первым входом блока управления режимами работы и синхронизации, а шестой выход приемника подключен ко второму входу блока управления режимами работы и синхронизации.

Новым в предлагаемой бортовой радиолокационнной станции является введение вычислителя контура стабилизации, блока управления вектором поляризации, многофункционального индикатора, датчика углов рыскания и блока управления гидроприводом. Первый выход вычислителя контура стабилизации соединен с четвертым входом блока управления лучом ФАР, вход-выход вычислителя контура стабилизации подключен к первому входу-выходу блока управления гидроприводом ФАР, второй вход-выход которого соединен со вторым входом-выходом ФАР с гидроприводом. Второй выход вычислителя контура стабилизации подключен к четвертому входу вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-воздух, первый выход которого соединен с первым входом вычислителя контура стабилизации. Четвертый выход вычислителя контура стабилизации соединен с четвертым входом вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность, первый вход которого подключен ко второму входу вычислителя контура стабилизации, третий его вход соединен с выходом блока управления вектором поляризации, вход блока управления вектором поляризации подключен ко второму выходу вычислителя скорости,

дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность первый вход-выход которого шиной соединен с первым входом-выходом датчика углов рыскания. Второй вход-выход вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность шиной подключен ко второму входу-выходу многофункционального индикатора, первый вход-выход многофункционального индикатора шиной соединен с первым входом -выходом вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-воздух, второй вход-выход которого подключен шиной ко второму входу-выходу датчика углов рыскания.

На фиг.1 изображена блок-схема бортовой радиолокационной станции

На фиг.2 изображена блок-схема приемника.

На фиг.5 изображена блок-схема блока управления режимами работы и синхронизации.

На фиг.6 изображена блок схема коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность.

На фиг.7 изображена блок-схема передатчика.

На фиг.8 изображена блок схема антенно-волноводного переключателя.

Бортовая радиолокационная станция состоит из приемника 1, выполненного, например, по схеме приведенной на фиг 3, передатчика 3, устройства ввода-вывода (УВВ) 4, выполненного, например, по схеме приведенной на фиг.4, блока управления режимами работы и синхронизации 5 выполненного, например, по схеме, приведенной на фиг.5, коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность 6 выполненного, например, по схеме, приведенной на фиг.6, антенно-волноводного переключателя (АВП) 7, пример выполнения которого приведен на фиг.8 выполненного в виде двух циркуляторов и переключателя, антенно-волноводной системы (АВС) 8, фазированной антенной решетки (ФАР) с гидроприводом 9, вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух 10, выполненного в виде электронной вычислительной машины (ЭВМ), вычислителя скорости,

дальности, пространственных углов цели режима воздух-поверхность 11, выполненного в виде ЭВМ, вычислителя контура стабилизации 12, выполненного в виде ЭВМ, блока управления вектором поляризации 13, многофункционального индикатора 14, датчика углов рыскания 15, блока управления гидроприводом 16.

Приемник, пример которого приведен на фиг.2 содержит два канала, один из которых 17, работает в режиме воздух-поверхность, а другой 18 в режиме воздух-воздух. Каждый из каналов, состоит из СВЧ усилителя 19, частотно-временного дискриминатора 20, углового дискриминатора 21, запирающего устройства 22, гребенчатого доплеровского фильтра 23, усилителя промежуточной частоты (УПЧ) 24, гетеродинирующего устройства 25, порогового устройства 26.

Блок управления лучом ФАР 2, пример которого приведен на фиг.3, состоит из генератора токов 27, преобразователя 28, вычислителя положения луча ФАР в пространстве 29, формирователя сигнала, пропорционального времени изменения положения луча ФАР 30.

Устройство ввода-вывода 4, пример которого приведен на фиг.4, состоит из первого аналого-цифрового преобразователя (АЦП) 31, первого буферного ОЗУ 32, первого преобразователя кода 33, второго аналогово-цифрового преобразователя 34, второго буферного ОЗУ 35, второго преобразователя кода 36.

Блок управления режимами работы и синхронизации 5, пример, которого приведен на фиг.5, состоит из пульта управления режимами бортовой радиолокационной станции 37, оперативного запоминающего устройства 38, состоящего из набора ячеек памяти и шины, формирователя импульса фазирования ФАР 39, формирователя тактовых импульсов режима воздух-поверхность 40, формирователя импульса запуска передатчика 41, формирователя тактовых импульсов режима воздух-воздух 42, умножителей частоты 43, 44, 45, 46, стробирующих устройств 47, 48, 49, 50, генератора опорной

частоты 51.

Коммутатор режимов воздух-воздух воздух-поверхность, пример которого приведен на фиг.6, состоит из декодера 52, по команде с оперативного ОЗУ 38, формирующего управляющие сигналы в соответствии с параметрами (частотой повторения импульсов, их длительностью и скважностью) временной диаграммы, для коммутирующих устройств 53, 54, 55, 56, отключающихся после окончания информационного слова, например при включении на выходе каждого коммутирующего устройства триггера.

Передатчик, пример которого приведен на фиг.7 состоит из передающего канала режима воздух-поверхность 57 и передающего канала режима воздух-воздух 58, каждый из которых выполнен, например, по схеме, приведенной в [Зарубежная радиоэлектроника NQ2 1982 год изд.Москва "Радио и связь" 4. Д.Бартон Радиолокационные системы г.Москва 1967 г. стр.24] и состоит из последовательно соединенных, задающего генератора на вход которого подается сигнал с соответствующего выхода коммутатора режима ВВ-ВП 6, усилителя, умножителя частоты, мощного усилителя ко второму входу которого подключен модулятор, а выход соединен с входом циркулятора антенно-волноводного переключателя 7.

Антенно-волноводный переключатель 7, пример выполнения которого, приведен на фиг.8 состоит из циркуляторов 59, 60 и переключателя 61. На вход переключателя 61, являющийся первым входом АВП 7, поступает сигнал с блока управления режимами работы и синхронизации переключающий приемник и передатчик одного режима, а на входы циркуляторов 59 и 60 поступают соответственно сигналы с выходов передающего канала воздух-воздух, воздух поверхность передатчика 3.

Фазированная антенная решетка с гидроприводом 9 взаимосвязана с антенно-волноводной системой 8, которая в свою очередь взаимосвязана с антенно-волноводным переключателем 7, первый выход которого подключен к входу СВЧ усилителя 19 приемного канала режима воздух-поверхность 17 приемника

1, первый выход приемника 1 соединен с входом АЦП 31 устройства ввода-вывода 4, выход первого преобразователя кода 33 устройства ввода-вывода 4 подключен к первому входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-поверхность 11.

Второй выход приемника 1 подключен к первому входу блока управления лучом ФАР 2, первый выход блока управления лучом ФАР 2 соединен с управляющим входом ФАР с гидроприводом 9. Второй выход блока управления лучом ФАР 2 соединен с третьим входом вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-поверхность 11, второй вход блока управления лучом ФАР 2 подключен к первому выходу блока управления режимами работы и синхронизации 5, второй выход блока управления режимами работы и синхронизации 5 соединен со вторым входом вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-поверхность 11, третий выход блока управления режимами работы и синхронизации 5 подключен к первому входу антенно-волноводного переключателя 7, четвертый выход блока управления режимами работы и синхронизации 5 соединен шиной со входом коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность б, первый выход коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность б подключен ко третьему входу приемника 1.

Второй выход антенно-волноводного переключателя 7 подключен ко второму входу приемника 1, четвертый выход приемника 1 соединен с входом второго АЦП 34 устройства ввода-вывода 4. Выход второго преобразователя кода 36 устройства ввода-вывода 4 подключен к первому входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух 10, пятый выход приемника 1 соединен с третьим входом блока управления лучом ФАР 2, Пятый выход блока управления режимами работы и синхронизации 5 подключен ко второму входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух 10, третий выход блока управления лучом 2 подключен к третьему входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели

режима воздух-воздух 10. Второй выход коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность 6 подключен к четвертому входу приемника 1. Третий выход коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность 6 соединен с первым входом передатчика 3, первый выход передатчика 3 подключен ко второму входу антенно-волноводного переключателя 7, четвертый выход коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность соединен со вторым входом передатчика 3, четвертый выход передатчика 3 подключен к третьему входу антенно-волноводного переключателя 7. Третий выход приемника 1 соединен с первым входом блока управления режимами работы и синхронизации 5, а шестой выход приемника 1 подключен ко второму входу блока управления режимами работы и синхронизации 5.

Первый выход вычислителя контура стабилизации 12 соединен с четвертым входом блока управления лучом ФАР 2, вход-выход вычислителя контура стабилизации 12 подключен к первому входу-выходу блока управления гидроприводом ФАР 16, второй вход-выход которого соединен со вторым входом-выходом ФАР с гидроприводом 9. Второй выход вычислителя контура стабилизации 12 подключен к четвертому входу вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-воздух 10, первый выход которого соединен с первым входом вычислителя контура стабилизации 12. Четвертый выход вычислителя контура стабилизации 12 соединен с четвертым входом вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность 11, первый вход которого подключен ко второму входу вычислителя контура стабилизации 12, третий его вход соединен с выходом блока управления вектором поляризации 13. Вход блока управления вектором поляризации 13 подключен ко второму выходу вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность 11, первый вход-выход которого шиной соединен с первым входом-выходом датчика углов рыскания 15. Второй вход-выход вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность

11 шиной подключен ко второму входу-выходу многофункционального индикатора 14, первый вход-выход многофункционального индикатора 14 шиной соединен с первым входом-выходом вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-воздух 10, второй вход-выход которого подключен шиной ко второму входу-выходу датчика углов рыскания 15.

Бортовая радиолокационная станция имеет несколько режимов работы, в частности режим воздух-воздух, воздух-поверхность и комбинированный режим. Обработка и формирование сигнала осуществляется в реальном масштабе времени.

По сигналам, поступающим с приемника 1, на индикаторе пульта управления режимами БРЛС 37 возникают отметки цели. В зависимости от положения отметки цели, определяемой визуально оператором по индикатору пульта управления режимами БРЛС 37, с пульта управления режимами бортовой радиолокационной станции 37 блока управления режимами работы и синхронизации 5, выдаются команды, поступающие по шине на оперативное ОЗУ 38, выбирается тот или иной режим работы в виде разовых команд, например, работа только по наземным целям или только по воздушным целям или комбинированный режим по нескольким воздушным и наземным целям. По этим командам в блоке управления режимами работы и синхронизации 5 из оперативного ОЗУ 38, выбираются, заранее определенные, сигналы, пропорциональные численным параметрам (длительности импульсов, частоте повторения, скважности) временной диаграммы работы радиолокационной станции для самолетной системы управления вооружением, которые поступают в, соответствующие выбранному режиму, стробирующие устройства, на другой вход которых, поступает синусоидальный сигнал с генератора опорной частоты 51. Далее с выходов стробирующих устройств сигналы поступают на соответствующие умножители, в которых частота последовательности импульсов, умножается на коэффициент умножения, соответствующий каждому

из режимов работы бортовой радиолокационной станции для самолетной системы управления вооружением и далее подаются на соответствующие формирователи импульсов либо 39, либо 40, либо 41, либо 42. Например, в случае подачи сигнала с умножителя частоты 43 на формирователь импульсов фазирования ФАР 39, на нем формируется сигнал, определяющий начало фазирования, положение луча ФАР в пространстве, и подается на вычислитель сигнала, пропорционального положению луча в пространстве 27 блока управления ФАР 2.

В ОЗУ вычислителя положения луча в пространстве 29 записаны углы, характеризующие положение луча ФАР в пространстве по осям Х и У, Q×Qy, которые в зависимости от сигнала, поступающего с формирователя импульсов фазирования ФАР 39 поступают либо на вычислитель скорости, дальности, пространственных углов цели режима В- В 10, либо на вычислитель скорости, дальности, пространственных углов режима В-П 11. Для управления фазой излучаемых ФАР электромагнитных колебаний в арифметическом устройстве вычислителя положения луча ФАР в пространстве 29 вычисляются сигналы, пропорциональные фазам излучаемых электромагнитных колебаний, которые затем после преобразования в аналоговую форму в преобразователе 28 управляют током генератора токов 27, ток которого в свою очередь протекая через фазовращатели ФАР изменяют их фазы. На формирователь сигнала, пропорционального времени изменения положения луча ФАР 30 блока управления лучом ФАР 2 поступает, в зависимости от выбранного режима работы, сигнал с углового дискиминатора приемного канала режима воздух-поверхность 17 приемника 1, либо с углового дискриминатора приемного канала режима воздух-воздух 18 приемника 1, соответствующий определенному моменту времени. Формирователь сигнала, пропорционального времени изменения положения луча ФАР 30, формирует сигнал, соответствующий данному моменту времени и определенному положению луча ФАР в пространстве, который далее управляет током в

генераторе токов 27. С генератора токов 27 блока управления лучом ФАР 2 сигнал подается на фазовращатели (управляющий вход) ФАР с гидроприводом 9 для корректировки положения диаграммы направленности ФАР в пространстве. Выполнение фазированной антенной решетки с гидроприводом позволяет расширить углы прокачки и повысить вероятность обнаружения целей на максимальной дальности.

С формирователя импульсов запуска передатчика 41 блока управления режимами работы и синхронизации 5 подаются импульсы, управляющие антенно-волноводным переключателем 7, подключающим либо передатчик 3, либо приемник 1. Одновременно с блока управления режимами работы и синхронизации 5 сигнал поступает на коммутатор режима воздух-воздух, воздух-поверхность, коммутирующий режимы воздух-поверхность, воздух-воздух.

После излучения сигнала в пространство и приема отраженного от цели сигнала, работа бортовой радиолокационной станции для самолетной системы управления вооружением далее осуществляется следующим образом.

Команда на переключение режима работы воздух-поверхность или воздух-воздух выдается оператором по результатам работы бортовой радиолокационной станции для самолетной системы управления оружием, при превышении сигнала над пороговым значением и поступающего с порогового устройства 26 приемного канала режима воздух-поверхность приемника 1, либо с порогового устройства приемного канала воздух-воздух приемника 1, и отображенным на многофункциональном индикаторе 14, полученному с индикатора, оператор принимает решение об обнаружении, захвате и сопровождении цели.

С формирователя тактовых импульсов режима воздух-поверхность 40 блока управления режимами работы и синхронизации 5 поступают импульсы, регламентирующие работу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-поверхность 11, куда одновременно поступают сигналы с устройства ввода-вывода 4,пропорциональные дальности и скорости цели, а с вычислителя положения луча ФАР в пространстве 29, сигналы пропорциональные

пространственным углам цели. На вычислитель скорости, дальности, пространственных углов цели режима В-П 11 и происходит вычисление характеристик цели: дальности до цели по значению амплитуды сигнала подаваемого с приемника 1 и радиальной скорости цели по сигналу приходящему с приемника 1 и пропорциональному доплеровскому смещению частоты.

Определение углового положения цели при использовании остронаправленных антенн осуществляется в вычислителе скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух 10 путем сравнения сигналов при различных угловых положениях антенны. В случае сканирования одиночной диаграммы направленности, когда она проходит направление на цель, на выходе приемника фиксируется максимальный уровень сигнала.

В режиме воздух-воздух бортовая радиолокационная станция для самолетной системы управления работает аналогичным образом, за исключением изменения параметров временной диаграммы и подключения коммутатором режима воздух-воздух, воздух-поверхность 6 по команде оператора с блока управления режимами работы и синхронизации 5 приемного канала режима воздух-воздух 18 приемника 1, передающего канала режима воздух-воздух передатчика 3, вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух 10.

В случае комбинированного режима, обработка и формирование сигнала в котором осуществляется в реальном масштабе времени, с пульта управления режимами бортовой радиолокационной станции 37 на оперативное ОЗУ 38 поступает команда от оператора на подключение, соответствующих этому режиму, ячеек памяти и вся система переходит в режим последовательного обзора попеременно то воздушного, то наземного пространства, при этом подключаются то передающий канал режима воздух-поверхность передатчика 3, то приемный канал режима воздух-поверхность 17 приемника 1, вычислитель скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-поверхность 11,то передающий канал режима воздух-воздух передатчика 3, то приемный

канал режима воздух-воздух 18, вычислитель скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух 10. Общее время работы бортовой радиолокационной станции для самолетной системы управления вооружением в комбинированном режиме не превышает время обзора и перераспределяется в зависимости от количества обнаруженных наземных и воздушных целей.

При маневрах носителя БРЛС с входа-выхода 1 шины датчика углов рыскания 15 значения углов курса, крена, тангажа поступают на вход-выход 1 шины вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность 11 и через выход 1 транслируются на вход 2 вычислителя контура стабилизации 12, аналогично с входа-выхода 2 шины датчика углов рыскания 15 значения углов курса, крена и тангажа поступают на вход-выход 2 шины вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-воздух 10 и через выход 1 транслируются на вход 1 вычислителя контура стабилизации 12. С датчиков углов отработки гидродвигателя с выхода 2 ФАР с гидроприводом 9 углы отработки в горизонтальной плоскости и плоскости крена поступают на вход 1 аналогово-цифрового преобразователя блока управления гидроприводом 16 и с выхода 1 блока управления гидроприводом 16 транслируются на вход 2 вычислителя контура стабилизации 12. Вычислитель контура стабилизации 12 вычисляет и передает с выхода 1 на вход 4 блока управления лучом 2 угловые значения для электронного управления диаграммой направленности и с входа/выхода 2 на вход 1 блока управления гидроприводом 16 значения углов для отработки гидропривода. Блок управления гидроприводом 16 вычисляет разность значений углов, заданных с вычислителя контура стабилизации 12, и углов отработки с датчиков углов отработки ФАР с гидроприводом 9, преобразует полученную разность на цифро-аналоговом преобразователе в аналоговые сигналы и с выхода 1 передает их на вход 2 ФАР с гидроприводом 9. Гидропривод ФАР в плоскости горизонта и крена приводит разность заданных углов и углов отработки к нулю.

Таким образом, предлагаемая бортовая радиолокационная станция позволяет проводить многоцелевое сопровождение воздушных и наземных целей при маневрах носителя БРЛС, в том числе интенсивных.

Бортовая радиолокационная станция, содержащая фазированную антенную решетку, антенно-волноводную систему, антенно-волноводный переключатель, приемник и передатчик, блок управления лучом ФАР, блок управления режимами работы и синхронизации, устройство ввода-вывода, коммутатор режимов воздух-воздух, воздух-поверхность, вычислитель скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-поверхность, вычислитель скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух, а фазированная антенная решетка выполнена с гидроприводом и взаимосвязана с антенно-волноводной системой, которая в свою очередь взаимосвязана с антенно-волноводным переключателем, при этом первый выход приемника соединен с первым входом устройства ввода-вывода, первый выход устройства ввода-вывода подключен к первому входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-поверхность, второй выход приемника подключен к первому входу блока управления лучом ФАР, первый выход блока управления лучом ФАР соединен с управляющим входом ФАР с гидроприводом, второй выход блока управления лучом ФАР соединен с третьим входом вычислителя скорости, дальности пространственных углов цели режима воздух-поверхность, второй вход блока управления лучом ФАР подключен к первому выходу блока управления режимами работы и синхронизации, второй выход блока управления режимами работы и синхронизации соединен со вторым входом вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность, третий выход блока управления режимами работы и синхронизации подключен к первому входу антенно-волноводного переключателя, четвертый выход блока управления режимами работы и синхронизации соединен шиной с входом коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность, первый выход коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность подключен к третьему входу приемника, второй выход антенно-волноводного переключателя подключен к второму входу приемника, четвертый выход приемника соединен со вторым входом устройства ввода-вывода, второй выход устройства ввода-вывода подключен к первому входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух, пятый выход приемника соединен с третьим входом блока управления лучом ФАР, пятый выход блока управления режимами работы и синхронизации подключен ко второму входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух, третий выход блока управления лучом ФАР подключен к третьему входу вычислителя скорости, дальности, пространственных углов цели режима воздух-воздух, второй выход коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность подключен к четвертому входу приемника, третий выход коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность соединен с первым входом передатчика, первый выход передатчика подключен ко второму входу антенно-волноводного переключателя, четвертый выход коммутатора режимов воздух-воздух, воздух-поверхность соединен со вторым входом передатчика, второй выход передатчика подключен к третьему входу антенно-волноводного переключателя, первый выход антенно-волноводного переключателя соединен с первым входом приемника, третий выход приемника соединен с первым входом блока управления режимами работы и синхронизации, а шестой выход приемника подключен ко второму входу блока управления режимами работы и синхронизации отличающаяся тем, что дополнительно введены вычислитель контура стабилизации, блок управления вектором поляризации, многофункциональный индикатор, датчик углов рыскания, блок управления гидроприводом, причем первый выход вычислителя контура стабилизации соединен с четвертым входом блока управления лучом ФАР, вход-выход вычислителя контура стабилизации подключен к первому входу-выходу блока управления гидроприводом ФАР, второй вход-выход которого соединен с входом-выходом ФАР с гидроприводом, второй выход вычислителя контура стабилизации подключен к четвертому входу вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-воздух, первый выход которого соединен с первым входом вычислителя контура стабилизации, четвертый выход вычислителя контура стабилизации соединен с четвертым входом вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность, первый вход которого подключен ко второму входу вычислителя контура стабилизации, третий его вход соединен с выходом блока управления вектором поляризации, вход которого подключен ко второму выходу вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность, первый вход-выход которого шиной соединен с первым входом-выходом датчика углов рыскания, а второй вход-выход вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-поверхность шиной подключен ко второму входу-выходу многофункционального индикатора, первый вход-выход многофункционального индикатора шиной соединен с первым входом-выходом вычислителя скорости, дальности и пространственных углов цели режима воздух-воздух, второй вход-выход которого подключен шиной ко второму входу-выходу датчика углов рыскания.



 

Наверх