Береговая пространственно распределенная многопозиционная радиолокационная станция с автономными радиолокационными терминалами для мониторинга акваторий

 

Полезная модель относится к области радиолокации, а именно к радиолокационным системам освещения и контроля надводной обстановки в реальном масштабе времени.

Цель полезной модели - повышение функциональности, автономности, защищенности, надежности и скрытности работы.

Указанная цель достигается тем, что в заявляемой станции для мониторинга акваторий, содержащей источник электропитания, базовый радиолокационный терминал (БРТ), состоящий из устройства связи и устройства совместной обработки информации, а также, по крайней мере, два автономных радиолокационных терминала (APT), каждый из которых состоит из радиолокационной антенны и приемопередающего устройства, радиолокационные антенны упомянутых APT выполнены пассивными, а каждый APT дополнительно снабжен устройством связи с БРТ и другими APT, и приемопередающей аппаратурой автоматической идентификации судов, а БРТ - устройством освещения текущей обстановки с экраном и базой данных, и устройством автоматической идентификации судов (УАИС), а также устройством управления и функционального контроля APT и УАИС. Кроме того, в вариантах станции, APT могут быть выполнены антивандальными, установлены на мачтовых устройствах и снабжены возобновляемыми автономными источниками электропитания, например ветряными генераторами или солнечными батареями с блоками бесперебойного электропитания и резервными источниками питания, например дизельными генераторами, составные части станции могут быть снабжены устройствами охранной сигнализации и устройствами пожаротушения, при этом APT могут быть расположены вдоль границы зоны мониторинга на равноудаленном расстоянии друг от друга, причем каждый APT может иметь возможность радиолокационного контроля участка, частично перекрывающего участки, контролируемые смежными APT.

Технический результат заключается в получении функциональной, автономной, защищенной, надежной и, имеющей возможность работы в скрытном режиме, береговой многопозиционной радиолокационной станции для обнаружения, идентификации (классификации) и сопровождения надводных целей, а также для определения их координат и параметров движения, например в Арктике.

Полезная модель относится к области радиолокации, а именно к радиолокационным системам освещения и контроля надводной обстановки в реальном масштабе времени, и может быть использована для обнаружения, идентификации (классификации) и сопровождения надводных целей, а также для определения их координат и параметров движения.

Цель полезной модели - повышение функциональности, автономности, защищенности, надежности и скрытности работы.

Уровень техники

За прототип выбран радиолокационный комплекс мониторинга воздушного пространства и морских акваторий по Патенту РФ 102267 U1, 2010 г., МПК G01S 13/04, опубл. 20.02.2011 г.

Комплекс - прототип содержит источник электропитания, базовый радиолокационный терминал (устройство управления параметрами и режимами и центр обработки информации), состоящий из устройства связи с потребителями и устройства совместной обработки информации, а также радиолокационные терминалы (РЛС), каждый из которых состоит из радиолокационной антенны и приемопередающего устройства.

Недостатками комплекса-прототипа являются недостаточные функциональность, автономность, защищенность, надежность и скрытность работы.

Технической задачей, решаемой полезной моделью является:

- повышение функциональности путем обеспечения возможности работы (получения и обмена информацией) с другими береговыми, надводными, воздушными и космическими средствами обнаружения (береговые РЛС, не входящие в станцию, наземные транспортные средства, надводные корабли, летательные аппараты, в т.ч. БПЛА и космические спутники), а также путем освещения и контроля надводной обстановки в реальном масштабе времени (РМВ) с использованием радиолокационных и приемных устройств системы автоматической идентификации судов (АИС) на различных носителях, с отображением ее (обстановки) на электронной карте местности с единой нумерацией по всей зоне наблюдения станции;

- повышение автономности и защищенности путем установки радиолокационных терминалов на мачтовых устройствах по обе стороны от базового радиолокационного терминала, выполнения их в антивандальном исполнении, обеспечения автономными источниками электропитания, блоками бесперебойного электропитания и резервными источниками электропитания и снабжения всех составных частей станции устройствами охранной сигнализации и устройствами пожаротушения;

- повышение надежности путем обеспечения возможности управления и функционального контроля составных частей станции, а также путем обеспечения возможности контроля каждым радиолокационным терминалом участка, частично перекрывающего участки, контролируемые смежными терминалами;

- повышение скрытности работы путем выполнения антенн автономных радиолокационных терминалов пассивными, т.е. не излучающими активных радиолокационных сигналов и работающими в режиме пассивного пеленгования.

Поставленная техническая задача достигается тем, что в заявляемой береговой пространственно распределенной многопозиционной радиолокационной станции с автономными радиолокационными терминалами (APT) для мониторинга акваторий, содержащей источник электропитания, базовый радиолокационный терминал (БРТ), состоящий из устройства связи и устройства совместной обработки информации, а также, по крайней мере, два упомянутых APT, каждый из которых состоит из радиолокационной антенны и приемопередающего устройства, при этом, радиолокационные антенны APT выполнены пассивными, а каждый APT снабжен устройством связи с БРТ и другими APT, и приемопередающей аппаратурой автоматической идентификации судов, а БРТ - устройством освещения текущей обстановки с экраном и базой данных, и устройством автоматической идентификации судов (УАИС), а также устройством управления и функционального контроля APT и УАИС.

Кроме того, в вариантах станции, APT могут быть выполнены антивандальными, установлены на мачтовых устройствах и снабжены возобновляемыми автономными источниками электропитания, например ветряными генераторами или солнечными батареями с блоками бесперебойного электропитания и резервными источниками питания, например дизельными генераторами, составные части станции могут быть снабжены устройствами охранной сигнализации и устройствами пожаротушения, при этом APT могут быть расположены вдоль границы зоны мониторинга на равноудаленном расстоянии друг от друга, причем каждый APT может иметь возможность радиолокационного контроля участка, частично перекрывающего участки, контролируемые смежными APT.

Перечень фигур чертежей

На фиг.1 изображена береговая пространственно распределенная многопозиционная радиолокационная станция с автономными радиолокационными терминалами (БМПРЛС) для мониторинга акваторий, структурная схема, на фиг.2 - то же, функциональная схема.

БМПРЛС для мониторинга акваторий, содержит источник электропитания 1, базовый радиолокационный терминал (БРТ) 2, состоящий из устройства связи (УС) 3, устройства совместной обработки информации (УСОИ) 4, устройства освещения текущей обстановки (УОТО) 5 с экраном 6 и базой данных (БД) 7, устройства автоматической идентификации судов (УАИС) 8, а также устройства управления и функционального контроля (УУФК) 9 APT и УАИС, автономные радиолокационные терминалы (APT) 10, каждый из которых установлен на мачтовом устройстве 11 и состоит из пассивной радиолокационной антенны (РЛА) 12 и приемопередающего устройства (ППУ) 13, устройства связи (УС) 14, приемопередающей аппаратуры автоматической идентификации судов (ППААИС) 15, а также автономного источника электропитания 16 с блоком бесперебойного электропитания 17 и резервным источником питания 18, кроме того, составные части станции снабжены устройствами охранной сигнализации 19 и устройствами пожаротушения 20.

БМПРЛС для мониторинга акваторий работает следующим образом.

APT 10 располагаются на мачтовых устройствах 11 в правом и левом «плечах» относительно БРТ 2 на расстоянии между собой равном половине дальности действия средств приема и передачи информации - ППУ 13 и УС 14, что обеспечивает сохранение работоспособности станции при выходе из строя одного из APT 10.

Работа составных частей БРТ 2 - УС 3, УСОИ 4, УОТО 5, УАИС 8 и УУФК 9, и составных частей APT 10 - РЛА 12, ППУ 13, УС 14 и ППААИС 15, а также устройств охранной сигнализации 19 и пожаротушения 20 обеспечивается соответственно источником электропитания 1 и автономными источниками электропитания 16. В случае выхода из строя одного или нескольких автономных источников электропитания 16 автоматически запускаются резервные источники электропитания 18, которые обеспечивают функционирование аппаратуры и сохранение информации до устранения неисправностей, при этом, во время запуска, электроснабжение автоматически поддерживается блоком бесперебойного электропитания 17.

Посредством УС 3 и УУФК 9 БРТ 2 передают сигнал (команду) на ближайший APT 10 или транзитом через APT на любой APT, расположенный в данном «плече», который принимается ППУ 13 и УС 14 и происходит включение пассивных РЛА 12 и ППААИС 15 одного, нескольких или всех APT 10.

Пассивные РЛА 12 сканируют контролируемую зону и принимают сигналы. Полученная первичная радиолокационная информация после аналого-цифрового преобразования поступает на ППУ 13 и УС 14 и передается на УС 3 БРТ 2 (непосредственно или транзитом через APT 10, расположенные в данном «плече»).

Информация от каждого включенного APT 10, принятая БРТ 2, проходит совместную вторичную обработку в УСОИ 4 и отображается на экране 6 УОТО 5, а затем полученные данные архивируются в БД 7.

В случае обнаружения излучения пассивная РЛА 12 передает в цифровом виде информацию о нем на БРТ 2, где производится классификация обнаруженного излучения и определение дистанции до излучающего объекта по данным от одного или нескольких APT 10.

Результаты классификации и местоположения цели, идентифицированные с отметками целей, обнаруженных пассивной РЛА 12, отображаются на экране 6 УОТО 5, полученные данные также архивируются в БД 7.

Данные автоматической идентификации судов, в т.ч. от источников, расположенных на других носителях, например надводных кораблях или космических спутниках (на схеме не обозначены), полученные РЛА 12 в цифровом виде поступают на ППУ 13 и УС 14 и транслируются на УС 3 БРТ 2 (непосредственно или транзитом через APT 10, расположенные в данном «плече»), где отождествляются с уже обнаруженными целями. Результаты отождествления отображаются на экране 6 УОТО 5 и архивируются в БД 7.

Информация о техническом состоянии аппаратуры APT 10 передается на УУФК 9 БРТ 2 (непосредственно или транзитом через APT, расположенные в данном «плече») с заданным временным интервалом, где и осуществляется функциональный контроль за упомянутой аппаратурой.

При необходимости, по сигналу (команде) с БРТ 2 отключается аппаратура APT 10, в дежурном режиме работы остаются только устройства охранной сигнализации 19 и устройства пожаротушения 20.

Автономные источники электропитания 16 и средства приема и передачи информации - ППУ 13 и УС 14 работают в штатном режиме до получения сигнала на включение.

В случае возгорания или попытки несанкционированного проникновения на APT 10 информация об этом передается по линии передачи данных на БРТ 2 (непосредственно или транзитом через APT 10, расположенные в данном «плече») без очереди, по получении такой информации принимают соответствующие оперативные действия.

Описанная БМПРЛС позволяет обнаруживать, идентифицировать (классифицировать) и сопровождать надводные цели, а также определять их координаты и параметры движения.

Сущность полезной модели

Береговая пространственно распределенная многопозиционная радиолокационная станция с автономными радиолокационными терминалами (БМПРЛС) мониторинга акваторий представляет собой совокупность технических и программных средств, которые могут быть использованы на объектах береговых систем наблюдения (БСН) Военно-морского флота (ВМФ) России, радиотехнических постов наблюдения (РТПН) Пограничной службы (ПС) Федеральной службы безопасности (ФСБ) России и системы управления движением судов (СУДС) Министерства транспорта России, а также автоматизированной системы (АС) Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) России.

БМПРЛС мониторинга акваторий предназначена для:

- освещения и контроля в реальном масштабе времени (РМВ) надводной обстановки с использованием радиолокационных и приемных устройств автоматизированной идентификационной системы судов на различных носителях (надводные корабли, самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты, космические аппараты, береговые объекты, наземные транспортные средства и т.п.), с отображением ее (обстановки) на электронной карте местности с единой нумерацией по всей зоне наблюдения станции;

- обеспечения контроля морской Государственной границы России, а также охраны водных и биологических ресурсов;

- обеспечения мониторинга обнаруженных контролируемых объектов;

- контроля районов, запрещенных для судоходства, и разрешенных районов промысла;

- контроля входа в морские порты и выхода из них;

- доставки обобщенной идентифицированной информации до автоматизированных рабочих мест (АРМ) должностных лиц Министерства обороны (МО) России, ВМФ России, ПС ФСБ России, МЧС России и т.д.;

- автоматизации информационно-расчетных процессов для принятия решений командного контура;

- ведения документирования в РМВ и формирования баз данных;

- анализа данных о текущем техническом состоянии составных частей станции и управления их работой;

- автоматизации принятия управленческих решений;

- обмена информацией о надводной обстановке между объектами сбора и обработки информации систем наблюдения Министерства обороны России, ВМФ России, ПС ФСБ России, Минтранса России, МЧС России и т.д.

БМПРЛС мониторинга акваторий может быть реализована в виде стационарной иерархической территориально распределенной системы технического наблюдения, сбора, обработки, отображения и передачи информации, расположенной на побережье.

Решение задач обработки данных от APT может обеспечиваться соответствующими вычислителями, которые реализуют заданные алгоритмы в виде программ, исполняемых в операционных системах. Реализация основных функций на программном уровне позволяет добиться универсальности структуры станции, избежать создания специализированных устройств, которое приводит к усложнению системы и увеличению затрат на разработку и изготовление, проводить ее модернизацию путем изменения и совершенствования используемых алгоритмов.

В состав БМПРЛС мониторинга акваторий могут входить сеть автономных радиолокационных терминалов (APT) до 30 объектов, расположенных равномерно вдоль берега акватории зоны ответственности с расстоянием между смежными APT 20 км, и обслуживаемый базовый радиолокационный терминал (БРТ) на расстоянии до ближайших APT 20 км, обобщенная структура представлена на фиг.1.

Все APT идентичны по составу оборудования, в которое, кроме описанных в разделе «Краткое описание чертежей», могут входить датчики радиолокационной информации* (* - на схемах не показаны, здесь и далее), телевизионные или видеокамеры*, аппаратура беспроводной передачи данных*, вычислительное устройство* с аналого-цифровым преобразователем* и т.д.

APT могут быть выполнены антивандальными (защищенными) и установлены на несущих замаскированных конструкциях мачтового типа, исключающих несанкционированный доступ, и работать полностью в автономном режиме с периодическим и внеплановым (ремонтом) обслуживанием.

БРТ может быть выполнен в виде обслуживаемого поста (служебные и жилые объекты капитального строительства) с сетевым источником электропитания.

С целью обеспечения непрерывной устойчивой работы оборудования, удаленных на значительное расстояние (до 300 км) APT, для обслуживания и оперативного реагирования (в случае аварии) в состав средств БРТ могут быть включены мобильные транспортные средства*, например колесные и гусеничные вездеходы, вертолет и т.д.

Таким образом, БМПРЛС мониторинга акваторий является распределенной структурой, в которой решение задачи контроля надводной обстановки возложено на несколько разнесенных элементов (APT) с централизованным управлением, контролем, получением и обработкой информации, освещением текущей обстановки и составлением базы данных (БРТ).

Структура заявляемого БМПРЛС мониторинга акваторий позволяет увеличивать количество APT по обе стороны от БРТ и осуществлять поэтапное развертывание станции от БРТ к периферийным APT при строительстве.

Принцип работы БМПРЛС мониторинга акваторий заключается в следующем:

- получение информации о надводной обстановке от технических средств наблюдения и взаимодействующих информационно-управляющих систем;

- отождествление данных о целях;

- представление данных в таблице целей;

- представление графических данных о целях в сочетании с многослойными электронными картами акватории;

- цифровой записи данных ситуации для последующего воспроизведения.

Технический результат заключается в повышении функциональности, автономности, защищенности, надежности и скрытности работы.

Указанный технический результат достигается совокупностью отличительных признаков, а именно выполнением РЛА APT пассивными и снабжением каждого APT устройством связи с БРТ и другими APT, и приемопередающей аппаратурой автоматической идентификации судов, а БРТ - устройством освещения текущей обстановки с экраном и базой данных, и устройством автоматической идентификации судов (УАИС), а также устройством управления и функционального контроля APT и УАИС.

Кроме того, в вариантах станции, APT могут быть выполнены антивандальными, установлены на мачтовых устройствах и снабжены возобновляемыми автономными источниками электропитания, например ветряными генераторами или солнечными батареями с блоками бесперебойного электропитания и резервными источниками питания, например дизельными генераторами, составные части станции могут быть снабжены устройствами охранной сигнализации и устройствами пожаротушения, при этом APT могут быть расположены вдоль границы зоны мониторинга на равноудаленном расстоянии друг от друга, причем каждый APT может иметь возможность радиолокационного контроля участка, частично перекрывающего участки, контролируемые смежными APT.

Представленные описание и чертежи заявляемой станции позволяют, применяя существующие материалы и унифицированные покупные комплектующие изделия, изготовить ее промышленным способом и использовать для обнаружения, идентификации (классификации) и сопровождения надводных целей, а также для определения их координат и параметров движения, например в Арктике.

1. Береговая пространственно распределенная многопозиционная радиолокационная станция с автономными радиолокационными терминалами (APT) для мониторинга акваторий, содержащая источник электропитания (ИП) составных частей станции, базовый радиолокационный терминал (БРТ), состоящий из устройства связи (УСБРТ) и устройства совместной обработки информации (УСОИ), а также, по крайней мере, два упомянутых APT, каждый из которых состоит из радиолокационной антенны (РЛА) и приемопередающего устройства (ППУ), отличающаяся тем, что радиолокационные антенны APT выполнены пассивными, каждый APT снабжен устройством связи (УСАРТ) и приемопередающей аппаратурой автоматической идентификации судов (ППААИС), а БРТ - устройством освещения текущей обстановки (УОТО) с экраном и базой данных (БД), устройством автоматической идентификации судов (УАИС) и устройством управления и функционального контроля (УУФК) APT и УАИС, при этом УУФК через УСБРТ передает сигналы управления УСАРТ и ППУ и запускает работу пассивных РЛА и ППААИС одного, нескольких или всех APT, РЛА и ППААИС принимают сигналы от объектов, находящихся в зоне контроля, и через ППУ и УСАРТ каждого включенного APT и УСБРТ передают информацию УСОИ, которое производит ее совместную обработку и идентификацию, после чего полученная информация отображается на экране и архивируется в БД УОТО, кроме того, УУФК через УСБРТ и УСАРТ осуществляет постоянный контроль функционирования APT.

2. Станция по п.1, отличающаяся тем, что APT выполнены антивандальными, установлены на мачтовых устройствах и снабжены автономными ИП, например ветряными генераторами или солнечными батареями, блоками бесперебойного электропитания (ББП) и резервными ИП, например дизельными генераторами, при этом упомянутые автономные ИП через ББП обеспечивают независимое от ИП станции функционирование составных частей APT, а резервные источники ИП - их питание в случае невозможности функционирования автономных ИП.

3. Станция по п.1, отличающаяся тем, что ее составные части снабжены устройствами охранной сигнализации (УОС) и устройствами пожаротушения (УПТ).

4. Станция по п.1, отличающаяся тем, что APT расположены вдоль границы зоны мониторинга на равноудаленном расстоянии друг от друга, при этом каждый APT имеет возможность радиолокационного контроля участка, частично перекрывающего участки, контролируемые смежными APT.



 

Похожие патенты:

Интеллектуальная светодиодная система освещения и энергосберегающий светильник интеллектуальной светодиодной системы освещения относятся к энергосберегающим светодиодным системам освещения и может быть использована для организации управляемого освещения в отдельном помещении здания или сооружения.

Полезная модель относится к области навигации и подвижной связи и может быть использована в задачах мониторинга рыбопромысловых и иных морских и речных судов

Частотно-регулируемый электропривод представляет собой устройство, состоящее из электродвигателя, соединенного с преобразователем частот, предназначенное для регулировки частоты вращения ротора электродвигателей синхронных и асинхронных типов. Аккумуляторная батарея с резервным источником питания, входящая в состав устройства, позволяет улучшить производительность погрузчика любого типа (вилочного, паллетного и других) на широком диапазоне выполняемых работ при любых уровнях нагрузки.

Полезная модель относится к сооружениям специального назначения, в частности к мобильным многофункциональным комплексам базирования надводных кораблей и подводных лодок на необорудованном побережье и может найти применение при разработке и формировании надежно защищенных мобильных объектов военно-морского назначения в условиях быстрого развертывания и полного отсутствия заранее подготовленной береговой инфраструктуры.

Полезная модель относится к области нелинейной фотоники, и может быть использована в отрасли лазерного приборостроения, лазерных технологий, оптических систем передачи и обработки информации, а также при создании разного рода оптических датчиков и устройств
Наверх