Устройство запора платформы транспортного средства

 

Изобретение относится к транспорту и касается устройств запора платформы транспортных средств, преимущественно грузовых автомобилей. В устройстве запора платформы транспортного средства, содержащее рычажный механизм, управляемый рукояткой и состоящий из рычагов, скоб и тяг, которые одними концами прикреплены к скобам, другими концами через промежуточные тяги связаны с тягами привода крюков запора заднего борта в задней части платформы, и других скоб и тяг - с крюками запирания платформы в передней ее части, крюки запора заднего борта выполнены W-образной формы с рабочей поверхностью на задней полке и отверстием для соединения с тягой на передней полке, и с трапециевидным пазом в основании крюка, в устройство дополнительно введены кронштейны скобообразный формы с прямоугольными пазами под размещение крюков, соединенные с задней поперечиной каркаса основания платформы, в которой выполнены соответствующие прямоугольные пазы, при этом крюки запора заднего борта трапециевидным пазом установлены на нижнюю плоскость прямоугольных пазов, выполненных в задней поперечине каркаса основания платформы, а дополнительно введенные кронштейны скобообразный формы с прямоугольными пазами установлены с возможностью исключения перемещения крюков запора заднего борта вверх после установки последних своими трапециевидными пазами на нижнюю плоскость прямоугольного паза в задней поперечине каркаса основания платформы, крюки запора заднего борта установлены с возможностью поворота в пределах от 0°-50° на нижние плоскости прямоугольных пазов, выполненных в задней поперечине платформы, и выполняющих функцию осей, а тяга запора заднего борта установлена под углом 78°-84° к рабочей поверхности крюков запора заднего борта в сторону их трапециевидного паза.

Конструктивное решение предлагаемого устройства запора платформы транспортного средства позволило исключить передачу усилия от запертого заднего борта через крюки на нижние плоскости пазов в задней поперечине платформы, и тем самым устранить причину появления износа контактирующих поверхностей «крюк - нижняя плоскость паза в задней поперечине платформы». Предлагаемая конструкция устройства запора платформы транспортного средства позволила также повысить надежность запирания заднего борта, исключить возможные перемещения крюков в транспортном положении и тем самым исключить причину износа сопрягаемых деталей, а также повысить срок службы транспортного средства в целом. 1 с.п. ф-лы полезной модели, 3 ил.

Изобретение относится к транспорту и касается устройств запора платформы транспортных средств, преимущественно грузовых автомобилей.

Известен привод для управления боковыми бортами самосвального кузова, установленного на осях опрокидывания, содержащий шарнирно закрепленные в верхней части кузова запоры бортов, шарнирно соединенные с ними тяги, жестко установленные на раме самосвала упоры, шарнирно закрепленные на кузове двуплечие рычаги с рукоятками, при этом тяги шарнирно связаны с одними плечами двуплечих рычагов, (см. Авторское свидетельство СССР 1009836 «Привод для управления боковыми бортами самосвального кузова», МПК В60Р 1/32)

Известен привод для управления боковыми бортами самосвального кузова, установленного на осях опрокидывания, содержащий шарнирно закрепленные в верхней части кузова запоры бортов, шарнирно соединенные с ними тяги, жестко установленные на раме самосвала упоры, шарнирно закрепленные на кузове двуплечие рычаги с рукоятками, при этом тяги шарнирно связаны с одними плечами двуплечих рычагов, снабжен, шарнирно закрепленными под днищем кузова параллельно осям опрокидывания, двумя валами, на каждом из которых жестко установлены кулачок с возможностью взаимодействия с одним из упоров, подпружиненных рычажок и рычаг, стержнем, шарнирно соединенным первым концом с другим плечом двуплечего рычага, вторым - с рычагом вала, Г-образным подпружиненным фиксатором с рукояткой, шарнирно установленным на одной из опор, жестко закрепленным на раме в плоскости, перпендикулярной к осям опрокидывания кузова, с возможностью

взаимодействия с кулачком, (см. Авторское свидетельство СССР 1152820 «Привод для управления боковыми бортами самосвального кузова», МПК В60Р 1/32)

Известен запор борта кузова, в состав которого входит крюк, шарнирно закрепленный на верхней части торцевого борта кузова и взаимодействующий с верхней цапфой бокового борта. На нижней части торцевого борта шарнирно посредством оси закреплен приводной рычаг с рукояткой. Составленная из скрепленных между собой винтовым соединением двух элементов штанга одним концом шарнирно соединена с крюком, а вторым концом через наконечник, являющимся ее составным элементом, при помощи оси с приводным рычагом, причем рукоятка жестко контактирует с поверхностью наконечника штанги, фиксируя переход оси за мертвое положение. Средство для блокировки приводного рычага от несанкционированного поворота включает в себя кулачок, образованный радиальным выступом на приводном рычаге, и фиксатор, выполненный в виде планки, смонтированной одним концом посредством монтажного отверстия на хвостовике наконечника штанги, содержащим опорный заплечик, к которому планка прижата пружиной, подпертой гайкой. На втором конце планки выполнено отверстие с опорной кромкой, в котором с возможностью взаимодействия с его кромкой размещен выступ. Для предотвращения радиального поворота планки монтажное отверстие и сопрягаемая с планкой поверхность хвостовика имеют грани, а в направлении продольной оси планки между поверхностью хвостовика и кромкой монтажного отверстия имеется зазор для обеспечения возможности наклона планки. Для отпирания крюка планку вручную наклоняют вверх в направлении продольной оси штанги до положения выхода радиального выступа из отверстия и поворачивают приводной рычаг рукояткой до момента перехода оси за мертвое положение. При этом штанга воздействует на крюк, который, поворачиваясь, освобождает верхнюю цапфу борта.

Запирание крюка осуществляется поворотом приводного рычага в обратном направлении. При этом радиальный выступ находит на плоскость в планки и, преодолевая усилие пружины, наклоняет планку вверх и перемещается по указанной плоскости до момента упора рукоятки о поверхность наконечника. В этом положении выступ западает в отверстие планки, обеспечивая блокировку приводного рычага контактным взаимодействием выступа с кромкой отверстия, (см. патент РФ 2057656 «Запор борта кузова транспортного средства», МПК В60Р 1/26, опубл. 1996.04.10)

Наиболее близким техническим решением по совокупности существенных признаков к предлагаемой полезной модели является устройство запора платформы транспортного средства, описанное в описание к патенту РФ 56863 «Автомобиль-самосвал», МПК В60Р 1/04, опубл. 2006.09.27. В известный автомобиль-самосвал, содержащий базовое шасси, надрамное устройство, платформу, механизм подъема платформы, упор платформы, держатель запасного колеса, надрамное устройство, к основанию платформы прикреплено устройство запора заднего борта и платформы, дополнительно введен механизм запора платформы с системой отключения гидроцилиндра от напорной гидротрассы, который совместно с устройством запора платформы и заднего борта выполнен в виде единого рычажного механизма запора заднего борта, платформы и управления клапана блокировки гидросистемы подъема платформы, управляемого рукояткой, связанной с валом запора заднего борта, и состоит из рычагов, приваренных к валу запора, скоб и тяг, которые одними концами прикреплены к скобам, другими концами через промежуточные тяги, связаны с тягами привода крюков запора заднего борта в задней части платформы, и других скоб и тяг - с крюками запирания платформы в передней ее части, при этом крюки запирания платформы жестко закреплены на поворотных осях, расположенных с обеих сторон основания платформы и

сцеплены с передней поперечиной надрамного устройства, причем на оси, размещенной с левой стороны основания платформы, закреплена в заданном положении нажимная лапка, упирающаяся своей пятой на толкатель клапана блокировки гидросистемы при закрытом положении заднего борта, в единый рычажный механизм запора заднего борта, платформы и управления клапаном блокировки гидросистемы подъема платформы дополнительно введено устройство подвески тяг запора заднего борта.

Известные конструкции устройств запора платформы транспортного средства обладают рядом недостатков: размещение крюков на цилиндрических шарнирах, установленных в кронштейнах, жестко связанных с задней поперечиной платформы сварными соединениями; значительные усилия на шарниры поворота крюков от тяг и заднего борта приводят к износу шарниров в процессе эксплуатации, так как угол передачи усилия от заднего борта на тягу крюка составляет около 15°, применение литых или механически обработанных крюков запора заднего борта.

Все указанные недостатки усложняют конструкцию устройства запора платформы транспортного средства и не обеспечивают достаточной надежности его работы в процессе эксплуатации.

Технический результат заключается в усовершенствование и упрощение конструкции устройства запора платформы транспортного средства за счет исключения цилиндрических шарниров поворота крюков с элементами крепления, передачи усилий на заднюю поперечину основания от заднего борта, а также в повышение надежности запирания заднего борта платформы путем исключения каких-либо взаимных перемещений в транспортном положении и несанкционированного открывания заднего борта транспортного средства, и устранения причин износа сопрягаемых деталей.

Технический результат достигается тем, что в устройстве запора платформы транспортного средства, содержащее рычажный механизм, управляемый рукояткой и состоящий из рычагов, скоб и тяг, которые одними концами прикреплены к скобам, другими концами через промежуточные тяги связаны с тягами привода крюков запора заднего борта в задней части платформы, и других скоб и тяг - с крюками запирания платформы в передней ее части, крюки запора заднего борта выполнены W-образной формы с рабочей поверхностью на задней полке и отверстием для соединения с тягой на передней полке, и с трапециевидным пазом в основании крюка, в устройство дополнительно введены кронштейны скобообразный формы с прямоугольными пазами под размещение крюков, соединенные с задней поперечиной каркаса основания платформы, в которой выполнены соответствующие прямоугольные пазы, при этом крюки запора заднего борта трапециевидным пазом установлены на нижнюю плоскость прямоугольных пазов, выполненных в задней поперечине каркаса основания платформы, а дополнительно введенные кронштейны скобообразный формы с прямоугольными пазами установлены с возможностью исключения перемещения крюков запора заднего борта вверх после установки последних своими трапециевидными пазами на нижнюю плоскость прямоугольного паза в задней поперечине каркаса основания платформы, крюки запора заднего борта установлены с возможностью поворота в пределах от 0°-50° на нижние плоскости прямоугольных пазов, выполненных в задней поперечине платформы, и выполняющих функцию осей, а тяга запора заднего борта установлена под углом 78°-84° к рабочей поверхности крюков запора заднего борта в сторону их трапециевидного паза.

Предлагаемая полезная модель иллюстрируется чертежами, где на: фиг.1 - устройство запора платформы транспортного средства; фиг.2 - вырез А фиг.1, фиг.3 - крюк запора заднего борта.

Устройство запора платформы транспортного средства содержит рычажный механизм, управляемый рукояткой 1. Рычажный механизм состоит из рычагов 2, скоб 3 и тяг 4. Тяги 4 одними концами прикреплены к скобам 3, другими концами через промежуточные тяги 5 связаны с тягами привода 6 крюков 7 запора заднего борта 8 в задней части платформы 9. В состав рычажного механизма входят скобы 3 и тяги 10, которые соединены с крюками 11 запирания платформы 9 в передней ее части.

Крюки 7 запора заднего борта 8 выполнены W-образной формы с рабочей поверхностью на задней полке 12 и отверстием 13 для соединения с тягой 6 на передней полке 14, и с трапециевидным пазом 15 в основании крюка 7. В устройство запора платформы 9 транспортного средства дополнительно введены кронштейны 16 скобообразный формы с прямоугольными пазами 17 под размещение крюков 7, и соединенные с задней поперечиной 18 каркаса основания платформы 9, в которой выполнены соответствующие прямоугольные пазы 19.

Крюки 7 запора заднего борта 8 трапециевидным пазом 15 установлены на нижнюю плоскость прямоугольных пазов 19, выполненных в задней поперечине 18 каркаса основания платформы 9.

Дополнительно введенные кронштейны 16 скобообразный формы с прямоугольными пазами 17 установлены с возможностью исключения перемещения крюков 7 запора заднего борта 8 вверх после установки последних своими трапециевидными пазами 15 на нижнюю плоскость прямоугольного паза 19 в задней поперечине 18 каркаса основания платформы 9.

Предлагаемая конструкция полезной модели позволяет исключить попадания остатков груза с рабочей поверхности крюков внутрь рычажного механизма.

Крюки 7 запора заднего борта 8 установлены с возможностью поворота в пределах от 0°-50° на нижних плоскостях прямоугольных

пазов 19, выполненных в задней поперечине 18 платформы 9, при этом нижние плоскости прямоугольных пазов 19 выполняют функцию осей.

Тяга 6 запора заднего борта 8 установлена под углом 78°-84° к рабочей поверхности крюков 7 запора заднего борта 8 в сторону их трапециевидного паза 15.

Крюки 7 запора в процессе открывания-закрывания поворачиваются в пределах от 0° до 50° за счет конструктивного выполнения и расположения крюков 7, что дало возможность исключить необходимость размещения их на осях и тем самым упростить конструкцию устройства запора платформы транспортного средства.

В предлагаемой полезной модели функцию осей в конструкции выполняют нижние плоскости прямоугольных пазов 19 в задней поперечине 18 платформы 9.

Усилие от тяги 6 запора заднего борта 8 на рабочую поверхность задней полки 12 крюка 7, контактирующую со скобой 20, закрепленной на нижнем торце заднего борта 8, направлено под углом 78°-84° к рабочей поверхности 12 крюка 7 запора заднего борта 8 в сторону трапециевидного паза 15, размер угла выбран с учетом того, что его тангенс равен или близок к коэффициенту трения «сталь по стали».

Минимальные и максимальные пределы углов расположения тяг и поворота крюков выбраны с учетом упрощения конструкции устройства и исключения различных несанкционированных ситуаций открывания-закрывания заднего борта платформы в процессе эксплуатации транспортного средства.

Конструктивное решение предлагаемого устройства запора платформы транспортного средства позволило исключить передачу усилия от запертого заднего борта через крюки на нижние плоскости пазов в задней поперечине платформы, и тем самым устранить причину появления износа контактирующих поверхностей «крюк - нижняя плоскость паза в задней поперечине платформы».

Предлагаемая конструкция устройства запора платформы транспортного средства позволила также повысить надежность запирания заднего борта, исключить возможные перемещения крюков в транспортном положении и тем самым исключить причину износа сопрягаемых деталей, а также повысить срок службы транспортного средства в целом.

Устройство запора платформы транспортного средства, содержащее рычажный механизм, управляемый рукояткой и состоящий из рычагов, скоб и тяг, которые одними концами прикреплены к скобам, другими концами через промежуточные тяги связаны с тягами привода крюков запора заднего борта в задней части платформы, и других скоб и тяг - с крюками запирания платформы в передней ее части, отличающееся тем, что крюки запора заднего борта выполнены W-образной формы с рабочей поверхностью на задней полке и отверстием для соединения с тягой на передней полке и с трапециевидным пазом в основании крюка, дополнительно введены кронштейны скобообразный формы с прямоугольными пазами под размещение крюков, соединенные с задней поперечиной каркаса основания платформы, в которой выполнены соответствующие прямоугольные пазы, при этом крюки запора заднего борта трапециевидным пазом установлены на нижнюю плоскость прямоугольных пазов, выполненных в задней поперечине каркаса основания платформы, а дополнительно введенные кронштейны скобообразной формы с прямоугольными пазами установлены с возможностью исключения перемещения крюков запора заднего борта вверх после установки последних своими трапециевидными пазами на нижнюю плоскость прямоугольного паза в задней поперечине каркаса основания платформы, крюки запора заднего борта установлены с возможностью поворота в пределах от 0°-50° на нижних плоскостях пазов, выполненных в задней поперечине платформы и выполняющих функцию осей, а тяга запора заднего борта установлена под углом 78°-84° к рабочей поверхности крюков запора заднего борта в сторону их трапециевидного паза.



 

Наверх