Устройство для снижения жесткости трансмиссии машинно-тракторных агрегатов

 

Полезная модель относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано не только на транспортных средствах, но и на машинно-тракторных агрегатах, работающих в условиях неустановившихся режимов движения на различных сельскохозяйственных операциях.

Задачей полезной модели является уменьшение влияния колебаний внешней тяговой нагрузки на эффективность функционирования машинно-тракторного агрегата.

В полезной модели предлагается техническое решение по защите двигателя и трансмиссии от динамических нагрузок, а также повышение эффективности функционирования машинно-тракторных аграгатов.

Устройство для снижения жесткости трансмиссии содержит планетарную передачу, реактивное звено которой соединено с шестерней привода масляного насоса. Масляный насос подключен к всасывающей и напорной магистралям. Планетарная передача валом водила соединена с коробкой передач и приводится от двигателя. В напорной магистрали установлены двухступенчатый регулируемый дроссель, к входу которого подсоединены предохранительный клапан и кран управления. Демпферный клапан подключен параллельно дросселю и состоит из гильзы, плунжера, пружины, регулировочного винта и разгрузочного канала. При этом имеется гидробак и пневмогидроаккумулятор, который является концевым элементом напорной магистрали. Он состоит из жесткого ресивера, внутрь которого установлен эластичный ресивер.

Полезная модель относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано на различных машинотракторных агрегатах (МТА), работающих в условиях неустановившихся режимов движения в полевых условиях и на транспортных работах.

Известно устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства /1/ содержащее планетарную передачу, реактивное звено которой соединении с масляным насосом. Имеется также всасывающая и напорная магистрали, маслобак и пневмогидроаккумулятор. В напорной магистрали установлен регулируемый дроссель, а параллельно ему в ту же магистраль вмонтированы предохранительный клапан и кран управления.

Недостатком данного устройства является то, что колебания внешней тяговой нагрузки передаются на двигатель вследствие большого гидравлического сопротивления регулируемого дросселя, установленного между масляным насосом и пневмогидроаккумулятором в напорной магистрали. Это приводит к снижению эффективности функционирования МТА.

Наиболее близким к предлагаемой полезной модели является устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства /2/ содержащее планетарную передачу, реактивное звено которой соединено с шестерней привода масляного насоса. Масляный насос подключен к всасывающей и напорной магистралям. Устройство также содержит двухступенчатый регулируемый дроссель, к входу которого подсоединены: предохранительный клапан и кран управления. Демпферный клапан подключен параллельно дросселю и состоит из гильзы, плунжера, пружины, регулировочного винта и разгрузочного канала. При этом имеется гидробак и пневмогидроаккумулятор являющийся концевым элементом напорной магистрали и состоящий из гидроцилиндра и свободного поршня.

Недостатком данного устройства /2/ является то, что пневмогидроаккумулятор имеет большое механическое сопротивление, вследствие большого трения между цилиндром и поршнем, поэтому известное устройство будет работать с низким коэффициентом полезного действия, что в конечном итоге приводит к снижению производительности МТА и эффективности функционирования агрегатов.

Предложенной полезной моделью решается задача уменьшения влияния колебаний внешней тяговой нагрузки на эффективность функционирования машинотракторного агрегата.

Поставленная задача достигается тем, что устройство для снижения жесткости трансмиссии машинно-тракторных агрегатов содержит планетарную передачу. Реактивное звено планетарной передачи соединено с шестерней привода масляного насоса. Масляный насос подключен к всасывающей и напорной

магистралям. Планетарная передача валом водила соединена с коробкой передач, а валом коронной шестерни с двигателем через муфту сцепления. В напорной магистрали установлены двухступенчатый регулируемый дроссель, к входу которого подсоединены предохранительный клапан и кран управления. Демпферный клапан подключен параллельно дросселю, и состоит из гильзы, плунжера, пружины, регулировочного винта и разгрузочного канала. При этом имеется гидробак. А пневмогидроаккумулятор являющийся концевым элементом напорной магистрали, состоит из жесткого ресивера, внутри которого расположен эластичный ресивер.

На фиг.1 приведена общая схема устройства для снижения жесткости трансмиссии машинно-тракторных агрегатов; на фиг.2 - схема пневмогидро-аккумулятора.

Устройство для снижения жесткости трансмиссии машинно-тракторных агрегатов содержит планетарную передачу 1, которая состоит из коронной шестерни 2 и реактивного звена 3, в свою очередь реактивное звено 3 соединено с шестерней 4 привода масляного насоса 5. Масляный насос 5 подключен к всасывающей 6 и напорной 7 магистралям. Планетарная передача 1 валом водила 8 соединена с коробкой передач 9 и приводится от муфты сцепления 10 двигателя 11. В напорной магистрали 7 установлены двухступенчатый регулируемый дроссель 12, к входу 13 которого подсоединены предохранительный клапан 14 и кран управления 15. Демпферный клапан 16 подключен параллельно двухступенчатому регулируемому дросселю 12. При этом имеется гидробак 17 и пневмогидроаккумулятор 18. Пневмогидроаккумулятор 18 являясь концевым элементом напорной магистрали, состоит из жесткого ресивера 19 и эластичного ресивера 20. Жесткий ресивер 19 представляет собой металлическую емкость, во внутрь которой установлен эластичный ресивер 20.

Устройство работает следующим образом: при включении муфты сцепления 10 в момент трогания машинотракторного агрегата начинает вращаться коронная шестерня 2 планетарной передачи 1, которая передает движение на реактивное звено 3, а последнее на шестерню 4 привода масляного насоса 5. Масляный насос 5, засасывая масло из гидробака 17, нагнетает его в пневмогидроаккумулятор 18, в эластичном ресивере 20 которого находится предварительно сжатый воздух.

Регулируемый дроссель 12 в напорной магистрали 7 обеспечивает быстрое нарастание давления масла в масляном насосе 5 в первый момент трогания МТА. В результате этого крутящий момент масляного насоса 5 возрастает, отчего возрастает и крутящий момент на валу водила 8, преодолевая момент сопротивления движению МТА. С этого момента начинается его плавное трогание.

Давление в пневмогидроаккумуляторе 18 нарастает с некоторым запаздыванием плавно по закону сжатия воздуха. После трогания МТА до конца разгона давление которое создает масляный насос 5 и крутящий момент на валу водила 8 остаются постоянными. В конце разгона давление в пневмогидроаккумуляторе 18 достигает максимального значения и значения равного

давлению в напорной магистрали 7 до дросселя 12. После этого масляный насос 5 останавливается и в работе при нагрузке находится под рабочим давлением. При возрастании внешней нагрузки ведущий момент трансмиссии возрастает, вследствие чего масляный насос 5 проворачивается и подает больше масла в пневмогидроаккумулятор 18, после чего баланс моментов восстанавливается. При уменьшении внешней нагрузки ведущий момент трансмиссии снижается и перестает соответствовать моменту сопротивления масляного насоса 5. В этом случае под давлением сжатого газа начинает вытесняться жидкость из пневмогидроаккумулятора 18 (эластичный ресивер 20 расширяется под действием сжатого воздуха), а пластина регулируемого дросселя 12 отходит от корпуса. Через образовавшееся дополнительное сечение жидкость свободно поступает к масляному насосу 5, который начинает работать как гидромотор (вращаясь в обратную сторону), способствуя при этом повышению мощности МТА. Полученная таким образом дополнительная энергия в трансмиссии расходуется на преодоление сопротивления движению МТА.

При скачкообразном возрастании нагрузки вступает в работу предохранительный клапан 14, который ограничивает давление масляного насоса 5, а, следовательно, и ведущий момент трансмиссии, то есть момент на валу водила 8.

При колебаниях внешней тяговой нагрузки в работу вступает демпферный клапан 16.

Источники информации принятые во внимание.

1. А.С.748036 М.Кл2 В60К 17/10 БИ 26, 1980.

2. А.С.1062035 МПК5 В60К 17/10 БИ 47, 1983 (прототип).

Устройство для снижения жесткости трансмиссии машинно-тракторных агрегатов, содержащее планетарную передачу, реактивное звено которой соединено с шестерней привода масляного насоса, масляный насос подключен к всасывающей и напорной магистралям, планетарная передача валом водила соединена с коробкой передач, а валом коронной шестерни с двигателем через муфту сцепления, в напорной магистрали установлены двухступенчатый регулируемый дроссель, к входу которого подсоединены предохранительный клапан и кран управления, демпферный клапан подключен параллельно дросселю, при этом имеется гидробак и пневмогидроаккумулятор, являющийся концевым элементом напорной магистрали, демпферный клапан состоит из гильзы, плунжера, пружины, регулировочного винта и разгрузочного канала, отличающееся тем, что пневмогидроаккумулятор состоит из жесткого ресивера, внутри которого расположен эластичный ресивер.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности, к колесным тракторам марки МТЗ

Технический результат упрощение конструкции и материалоемкости коробки передач, уменьшение количества деталей, отвечающих за включение/выключение режимов передач

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам поворота гусеничной машины с применением многопоточных бесступенчатых передач и может быть использована в боевых машинах для повышения маневренных качеств

Задвижка // 139026
Наверх