Глиссирующий пассажирский теплоход

 

Предлагается полезная модель глиссирующего пассажирского теплохода, имеющего на большей своей части плоско-килеватое днище и движительно-рулевой комплекс, отличающееся тем, что на части корпуса, имеющего плоско-килеватые обводы днища, установлены пирамидальные скуловые кили, а в качестве движительно-рулевого комплекса в кормовой части на кринолине установлены подвесные моторы.

Полезная модель относится к судостроению, в частности к глиссирующим судам.

Известны глиссирующие суда аналоги содержащие корпус, на большей своей кормовой части имеющий плоское, плоско-килеватое др.обводы днища [1] стр.250-252, наименования серийных, например «Казанка», «Прогресс» и «Нептун», движители в виде гребных винтов или водометных движителей [1] стр.177.220..

Суда спроектированы, построены и эксплуатируются в соответствии со своими проектными данными, в основном, на акваториях с ограниченными глубиной и шириной русла.

Известен быстроходный мелкосидящий пассажирский теплоход глиссирующего типа проекта Р-83 прототип [2] (приложение 1), содержащий корпус, на большей своей кормовой части имеющий плоско-килеватые обводы днища и водометный движительно-рулевой комплекс, при этом входное отверстие трубы водомета на днище имеет сечение около 1,0 кв.м. Значительные энерговооруженность и скорость (соответственно 735 кВт и 42 км/час) отрицательно влияют на экологию.

По соображениям охраны окружающей среды и рыбного хозяйства их эксплуатация на большинстве водоемов с ограниченными глубиной и шириной русла была запрещена.

Немалую роль в исполнении запрета для судовладельцев сыграло многократное увеличение стоимости топлива. Пассажировместимость т/х проекта Р-83 составляет 66 чел с багажом, мощность главных двигателей 735 кВт, скорость 42 км/ч, при этом расход топлива в час, согласно паспортной характеристике [3] (приложение 2) составляет 155 кг/час (182 л/час), что по коммерческой стоимости на текущий период составляет около 4550 руб. за 42 км, т.е. только стоимость топлива на одного пассажира при рейсе протяженностью 42 км..,

составляет 67. руб., а с учетом накладных расходов и прибыли стоимость проезда на 42 км составит, как минимум, около 300 руб. Для сравнения стоимость проезда в междугородном автобусе на 120 км в 2008 составляет около 150 руб..

Однако, несмотря на высокую стоимость проезда в некоторых районах России продолжают эксплуатировать т/х пр. Р-83 (Енисей, Обь, Лена с их притоками), т.к. другого транспорта там просто нет.

Кроме того, водометные движители с полуподводным выбросом характеризуются значительными потерями из-за высоких значений коэффициента засасывания. Пропульсивный коэффициент судов с водометными движителями по данным [1] стр.221 составляет 0,35-0,45, в то время как у судов с гребными винтами он составляет 0,5-0,7.

Предлагается полезная модель глиссирующего пассажирского теплохода, содержащего корпус, имеющий на большей кормовой части плоско-килеватые обводы днища, и движительно-рулевой комплекс, отличающегося тем, что на части корпуса, имеющей плоско-килеватые обводы днища, установлены пирамидальные скуловые кили под тупым углом к вертикальному борту, а их нижние грани в кормовой оконечности опущены на глубину несколько ниже глубины погружения лопастей гребного винта, при этом в качестве движительно-рулевого комплекса на кринолине в районе выхода кормовой волны установлены два подвесных мотора, по ширине кормовой оконечности их гребные винты расположены в районе сопряжения скуловых килей с днищем судна, при этом скуловые кили, выступающие за пределы корпуса защищены при швартовке к вертикальным стенкам и другим судам увеличенным по ширине привальным брусом.

Устройство предлагаемой полезной модели поясняется рисунками фиг.1. и фиг.2. На фиг.1. помещен вид сбоку, а на фиг.2. вид сзади

предлагаемой полезной модели.

Полезная модель глиссирующего пассажирского теплохода содержит корпус 1, скуловые кили 2, подвесные моторы 3, установленные на кринолине 4, с набором 5, увеличенный по ширине привальный брус 6 и гребные винты 7.

При работе предлагаемой полезной мидели будет исключаться вредное воздействие водомета (засасывание мальков рыб в днищевое отверстие входа в трубу водомета), установка гребных винтов подвесных моторов в районе выхода кормовой волны уменьшит волнообразование т.е уменьшится вредное воздействие волнообразования на русло и берега водоема, установка скуловых килей пирамидального профиля по данным [4] (приложение. 3) увеличит подъемную силу, что, в свою очередь повысит пропульсивный коэффициент.

Технический результат выражается в снижении среднего воздействия на окружающую среду и повышении пропульсивного коэффициента.

Глиссирующий пассажирский теплоход, содержащий корпус, на большей кормовой части имеющий плоскокилеватые обводы днища, и движительно-рулевой комплекс, отличающийся тем, что на части корпуса, имеющей плоскокилеватые обводы днища, установлены пирамидальные скуловые кили под тупым углом к вертикальному борту, а в качестве движительно-рулевого комплекса на кринолине в районе выхода кормовой волны установлены два подвесных мотора, при этом по ширине кормовой оконечности их гребные винты установлены в районе сопряжения скуловых килей с днищем судна.



 

Наверх