Акселерометр

 

«Акселерометр» относится к измерительной технике и может быть использован для контроля транспортных средств, в т.ч. в системах инерциальной навигации летательных и подводных аппаратов. Акселерометр, содержащее для каждой координаты в прямоугольной системе координат, по одному датчику, по одному фильтру нижних частот с корректором амплитудно-частотной характеристики, по одному масштабирующему усилителю, блок питания, три задатчика, три аналого-цифровых преобразователя и три элемента сравнения. Акселерометр, будучи установленным на транспортном средстве, генерирует сигналы пропорциональные перегрузкам и вибрациям транспортного средства, а также сигналы предупреждения о выходе любого из контролируемых параметров за поле допуска, чем способствует предупреждению нештатных ситуаций.

«Акселерометр» относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля транспортных средств, в т.ч. в системах инерциальной навигации летательных и подводных аппаратов.

Известен акселерометр (компенсационный акселерометр [1]), содержащий чувствительный элемент, датчик положения, усилитель, магнитоэлектрический силовой преобразователь, компенсационная катушка которого подключена к выходу усилителя, а к ней подключена цепь из последовательно соединенных первого и второго резисторов, причем первый резистор зашунтирован конденсатором, к точке соединения компенсационной катушки с цепью из последовательно соединенных первого и второго резисторов подключено интегро-дифференцирующее звено с передаточной функцией, определяемой расчетным соотношением. Выделенное курсивом - признаки общие с предметом заявляемого акселерометра.

Недостатки известного акселерометра - ограниченность функциональных возможностей, что объясняется невозможностью контроля перегрузок и вибраций параллельно по трем ортогональным проекциям, а также неспособностью генерирования сигнала о выходе любого контролируемого параметра за поле допуска.

Известен акселерометр (маятниковый компенсационный акселерометр [2]), содержащий датчик угла, два источника света, фотодиод, заслонку, установленную между источниками света и фотодиодом, генератор импульсов, соединенный выходом с источниками света, усилители, подключенные к генератору импульсов, второй фотодиод, освещаемый обоими источниками света, но не перекрываемый заслонкой, и подключенный через усилитель к управляющему входу генератора импульсов. Выделенное курсивом - признаки общие с предметом заявляемого акселерометра.

Недостатки известного акселерометра - ограниченность функциональных возможностей, что объясняется невозможностью контроля перегрузок и вибраций параллельно по трем ортогональным проекциям, а также неспособностью генерирования, в масштабе реального времени, сигнала о выходе контролируемого(ых) параметра(ов) за поле допуска.

Известен акселерометр (акселерометр [3]), содержащий два чувствительных элемента, дифференциальных емкостных преобразователей консольной конструкции, два автогенератора, соединенные с выходами двух чувствительных элементов, два делителя частоты, соединенные входами с выходами автогенераторов, первый и второй D-триггеры, соединенные входами с выходами делителей частоты, элемент ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, соединенный входами с выходами первого и второго D-триггеров, третий D-триггер и инвертор, соединенный входом с выходом третьего D-триггера, причем один автогенератор выполнен с частотой выходного сигнала, большей частоты другого автогенератора. Выделенное курсивом - признаки общие с предметом заявляемого акселерометра.

Недостатки известного акселерометра - ограниченность функциональных возможностей, что объясняется невозможностью контроля перегрузок и вибраций параллельно по трем ортогональным проекциям, а также неспособностью генерирования, в масштабе реального времени, сигнала о выходе контролируемого(ых) параметра(ов) за поле допуска.

Известен, как более близкий по технической сущности к предмету заявляемого объекта, акселерометр (измеритель перегрузок и вибраций ИПВ3, [4]), содержащее, для каждой координаты в прямоугольной системе координат, три чувствительных элемента, ориентированные степенями подвижности в направлении трех взаимно перпендикулярных направлениях, три фильтра нижних частот (ФНЧ) с корректором амплитудно-частотной характеристики (АЧХ), соединенные информационными входами с выходами одноименных чувствительных элементов, соответственно, и три масштабирующих усилителя, соединенные информационными входами с выходами одноименных ФНЧ с корректорами

АЧХ, а выходами с одноименными выходами акселерометра, блок питания, соединенный выходом со входами питания трех чувствительных элементов, трех ФНЧ с корректорами АЧХ и трех масштабирующих усилителей, блок питания, соединенный выходом со входами питания чувствительных элементов, ФНЧ с корректором АЧХ и масштабирующих усилителей, а также источник опорного напряжения, соединенный выходом со входами опорного напряжения трех масштабирующих усилителей. Выделенное курсивом - признаки общие с предметом заявляемого акселерометра.

Недостаток известного акселерометра - ограниченность функциональных возможностей, что объясняется неспособностью генерирования, в масштабе реального времени, сигнала о выходе контролируемого(ых) параметра(ов) за поле допуска.

Задача заявляемой полезной модели акселерометра - расширение функциональных возможностей акселерометра за счет наделения его функцией генерирования сигнала, в масштабе реального времени, о выходе любого из контролируемых параметров за поле допуска и вывода измерительной информации в дискретном выражении.

Технический результат достигается введением в акселерометр, содержащий, для каждой координаты в прямоугольной системе координат, датчик, выполненный емкостным маятниковым чувствительным элементом, ориентированный степенью свободы в направлении соответствующей координате объекта контроля, фильтр нижних частот с корректором амплитудно-частотной характеристики, соединенный первым входом с выходом одноименного датчика, масштабирующий усилитель, соединенный первым входом с выходом одноименного фильтра низких частот с корректором амплитудно-частотных характеристик, а выходом - с первым выходом акселерометра, блок питания, соединенный первым выходом со входами датчиков, со вторыми входами фильтров низких частот с корректорами амплитудно-частотных характеристик и масштабирующих усилителей, а вторым выходом - с третьими входами масштабирующих усилителей, для каждой координаты, задатчика уставок, соединенного

первым входом со вторым выходом блока питания, аналого-цифрового преобразователя, соединенного первым входом с первым выходом блока питания, а вторым входом - с выходом одноименного масштабирующего усилителя, элемента сравнения, соединенного первым входом с первым выходом блока питания, вторыми входами поразрядно - с выходами одноименного задатчика, третьими входами поразрядно - с выходами одноименного аналого-цифрового преобразователя, и индикатора выхода контролируемого параметра за поле допуска, соединенного входом с выходом одноименного элемента сравнения. Функциональная схема акселерометра приведена на фиг.1. Акселерометра содержит три идентичных датчика (чувствительных элемента) 1 (1x, 1y, 1z), ориентированных степенями свободы в направлениях прямоугольных координат X, Y и Z, соответственно, три фильтра нижних частот с корректорами амплитудно-частотных характеристик 2 (2х, 2у и 2z), соединенных первыми (а) входами с выходами датчиков 1 (1x, 1y и 1z), соответственно, три масштабирующих усилителя 3 (3х, 3у и 3z), соединенные первыми (а) входами с выходами ФНЧ с корректорами АЧХ 2 (2х, 2у и 2 z), блок питания 4, соединенный первым (а) выходом со входами датчиков 1 (1x, 1y и 1z), со вторыми (б) входами ФНЧ с корректорами АЧХ 2 (2х, 2у и 2z, и со вторыми (б) входами масштабирующих усилителей 3 (3х, 3у и 3z), третьи входы (в) которых соединены со вторым (б) выходом блока питания 4 и дополнительно, для каждой координаты, - задатчик 5 (5х, 5у и 5z) уставок, соединенный первым входом (а) с первым (а) выходом блока 4 питания, а вторым (б) входом - со вторым (б) выходом блока 4 питания, аналого-цифровой преобразователь 6 (6х, 6у и 6z ), соединенный первым (а) входом с первым (а) выходом блока 4 питания, вторым (б) входом - с выходом одноименного масштабирующего усилителя 3 (3х, 3у и 3z), а выходом - со вторым выходом акселерометра, соответственно, элемент сравнения 7 (7х, 7у и 7z), соединенный первым входом (а) с первым выходом (а) блока 4 питания, вторыми (б) входами - поразрядно с выходами задатчика 5 (5х , 5у и 5z), а третьими (е) входами - поразрядно с выходами аналого-цифрового преобразователя 6 (6х , 6у и 6z), и индикатор 8 (8х , 8у и 8z), звуковой и/или световой,

выхода контролируемого параметра за поле допуска, соединенный входом с выходом одноименного элемента сравнения 7 (7х, 7у и 7z).

Акселерометр работает следующим образом.

Акселерометр, установленный в объекте контроля и сориентированный согласно с координатами объекта контроля, в исходном состоянии, при нулевых ускорениях по всем трем координатам, генерирует на выходах узлов 1 (1х, 1у и 1z), 2 (2х , 2у и 2z), 3 (3х, 3у и 3z), 6 (6х, 6у и 6z ) и 7 (7х, 7у и 7z) нулевые потенциалы. При этом подвижные массы датчиков 1 (1х , 1у и 1z) (чувствительных элементов), выполненных в виде емкостных маятниковых преобразователей, находятся в состоянии покоя занимая положение, соответствующее минимуму (максимуму) емкости датчика 1 (8х, 8у и 8z). При движении объекта контроля с ускорением в направлении одной (двух и/или трех) координат(ы), подвижный элемент массы маятника смещается относительно исходного положения в направлении противоположном вектору ускорения, емкость его конденсатора изменяется, датчик 1 (1х, 1у и 1z) генерирует сигнал пропорциональный отклонению массы маятника от исходного положения. Отфильтрованный в ФНЧ с коррекцией АЧХ 2 (2х , 2у и 2z) и усиленный масштабирующим усилителем 3 (3х, 3у и 3z), на выходе 9 (9х, 9у и 9z) акселерометра генерируется аналоговый сигнал U9=U3, однозначно соответствующий амплитуде силы отклонения подвижной массы. В задатчиках 5 (5х, 5у и 5z) устанавливаются значения уставок N5 (коды выходных потенциалов U 5), равные кодам допустимых значений амплитуд сигналов на выходах усилителей 3 (3х, 3у и 3 z), которые соответствуют допускам на перегрузки по координатам X, У и Z, соответственно. Аналого-цифровые преобразователи 6 (6х, 6у и 6z) преобразуют аналоговые сигналы U3 с входов усилителей 3 (3х, 3 у и 3z) в их коды N6. С выходов аналого-цифровых преобразователей 6 (6х, 6у и 6z ) коды N6 текущих значений U3 поступают на вторые выходы 10 (10х, 10у и 10 z) акселерометра, а также на третьи (в) входы элемента 7 (7х, 7у и 7z) сравнения. На выходах элементов 7 (7х, 7у и 7z ) сравнения генерируются нулевые потенциалы при N5 <N6, и единичные потенциалы - при N5N6.

Акселерометр, будучи установленным на транспортном средстве, генерирует на своих выходах аналоговые и цифровые сигналы пропорциональные ускорениям (перегрузкам) и вибрациям транспортного средства, а также сигнал(ы) предупреждения о выходе любого из контролируемых параметров за поле допуска, чем способствует предупреждению нештатных ситуаций.

Разработанный акселерометр обладает следующими характеристиками:

ПараметрЧисленное значение Единица измерений
Диапазон измеряемых ускоренийQ±70G;
Неравномерность АЧХ на:0<f<100 Гц1,0%
100<f1000 Гц3,0 %
1000<f2000 Гц7,0 %
Точность задания уставок5,0 %
Потребляемая мощностьP<2,0 Вт;
Масса<120г
Габариты50×55MM

Источники информации:

1. Патент RU 2210781, G01P 15/13, 20.08.2003:

2. Патент SU 1799140, G01P 15/02, G01P 3/36, 20/12/1999;

3. Патент RU 2136004, G01P 15/123, 27.08.1999;

4. Измеритель перегрузок и вибраций серии ИПВ3 Руководство по технической эксплуатации Р53200.9595.100 РЭ. - Таганрог: ЗАО «Бета ИР», 2008.

Акселерометр, содержащий для каждой координаты в прямоугольной системе координат датчик, выполненный емкостным маятниковым чувствительным элементом, ориентированный степенью свободы в направлении соответствующей координаты объекта контроля, фильтр нижних частот с корректором амплитудно-частотной характеристики, соединенный первым входом с выходом одноименного датчика, масштабирующий усилитель, соединенный вторым входом с выходом одноименного фильтра низких частот с корректором амплитудно-частотных характеристик, а выходом - с первым выходом акселерометра, блок питания, соединенный первым выходом со входами датчиков, со вторыми входами фильтров низких частот с корректорами амплитудно-частотных характеристик и масштабирующих усилителей, а вторым выходом - с третьими входами масштабирующих усилителей, отличающийся тем, что в него для каждой координаты введены задатчик уставок, соединенный первым входом со вторым выходом блока питания, аналого-цифровой преобразователь, соединенный первым входом с первым выходом блока питания, а вторым входом - с выходом одноименного масштабирующего усилителя, элемент сравнения, соединенный первым входом с первым выходом блока питания, вторыми входами поразрядно - с выходами одноименного задатчика, третьими входами поразрядно - с выходами одноименного аналого-цифрового преобразователя, и индикатор выхода контролируемого параметра за поле допуска, соединенный входом с выходом одноименного элемента сравнения.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к измерительной технике, в частности, к области приборостроения, и может найти применение в инерциальных системах подвижных объектов, в автопилотах авиа- и судомоделей

Изобретение относится к измерительной технике, в частности, к области приборостроения и может найти применение в инерциальных системах подвижных объектов, в автопилотах авиа и судомоделей, в системах безопасности транспортных средств
Наверх