Судно на воздушной подушке
Полезная модель относится к авиа- и судостроению, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке (СВП). Судно на воздушной подушке имеет основание корпуса (1), к которому крепится гибкое ограждение (2), надстройку корпуса (3), носовую часть (4) и антенну (5). На силовых элементах основания (1) устанавливается фюзеляж, состоящий из пассажирского отсека (6) и машинного отделения (7). Аэродинамическое крыло (8) закреплено на силовых элементах носовой части корпуса судна (4) под углом атаки =4°...5° с помощью стальной рамы (9). Машинное отделение (7) включает нагнетательную установку и движительную установку (10). Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, состоит в повышении устойчивости СВП на высоких режимах работы. 4 ил.
Полезная модель относится к авиа- и судостроению, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке (СВП).
Полезная модель может быть использована для СВП любого назначения: военных СВП, транспортных СВП, спортивных судов и т.д.
Известно «Судно на воздушной подушке» (патент России №2192359 B60V 1/18), содержащее надувную лодку, смонтированную на платформе, нагнетательную установку и винторулевое устройство с гибким ограждением.
Недостатком конструкции является склонность к зарыванию носовой части судна при больших скоростях движения.
Известно также «Судно на воздушной подушке» (патент России 68998, М. кл. В60V 1/18), содержащее надувной борт с гибким ограждением, закрепленный по периметру судна, и надстройку (собственно корпус судна), носовая часть которой выполнена обтекаемой формы.
Применение надувного борта обеспечивает аварийную плавучесть и устойчивость судна при потере плавучести основного корпуса, однако при больших скоростях движения склонность к зарыванию носовой части судна сохраняется.
Задачей заявляемой полезной модели является увеличение устойчивости и управляемости СВП на больших скоростях движения, в частности устранение такого явления как «зарывание» носовой части судна, вследствие увеличивающегося момента тангажа.
Поставленная задача достигается тем, что амфибийное судно на воздушной подушке, содержащее корпус с гибким ограждением, закрепленным по периметру аппарата, и надстройку, носовая часть которой выполнена обтекаемой
формы, включающую кабину управления, пассажирский отсек, машинное отделение, согласно заявляемому техническому решению, судно на воздушной подушке дополнительно снабжено подъемным аэродинамическим крылом, закрепленным на несущих элементах корпуса судна в носовой его части, при этом крыло установлено под углом атаки 4-5 градусов.
Угол атаки, равный 4-5 град., является оптимальным углом для эффективной работы крыла, применительно к СВП. При таком угле атаки образуется максимальная подъемная сила при минимальном лобовом сопротивлении крыла. При увеличении угла атаки за выбранный диапазон значительно возрастает сила сопротивления давления, которая обусловлена разностью давлений в точках крыла и направленная против движения судна. При выборе углов атаки ниже 4 град. наблюдается стремительное снижение подъемной аэродинамической силы крыла до нулевой отметки, вплоть до появления обратного эффекта.
Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, состоит в повышении устойчивости СВП на высоких режимах работы.
Полезная модель поясняется графически. На фиг.1 представлена схема судна на воздушной подушке, вид сбоку; на фиг.2. вид спереди; на фиг.3. показана схема судна на воздушной подушке, вид сверху. На фиг.4. показана зависимость коэффициента давления , который характеризует распределение давлений вдоль обтекаемой поверхности крыла АВ, от безразмерной скорости напора М (графики приведены для верхней и нижней поверхности профиля крыла АВ).
Судно на воздушной подушке имеет основание корпуса 1, к которому крепится гибкое ограждение 2, надстройку корпуса 3, носовую часть 4 и антенну 5. На силовых элементах основания 1 устанавливается фюзеляж, состоящий из пассажирского отсека 6 и машинного отделения 7.
Аэродинамическое крыло 8 закреплено на силовых элементах носовой части корпуса судна 4 под углом атаки =4°...5° с помощью стальной рамы 9.
Машинное отделение 7 включает нагнетательную установку (на чертеже не показано) и движительную установку 10. Носовая часть 4 корпуса судна имеет дверь 11. Движительная установка 10 снабжена винтом 12.
На стоянке аппарат опирается на основание гибкого ограждения 2.
Эксплуатируется СВП следующим образом.
Водитель входит в кабину пилота через дверь 11 и запускает сначала нагнетательную установку, которая расположена в машинном отделении 7. Затем запускается движительная установка 10, которая должна прогреться. Затем двигатель выходит на рабочий режим, тяга создается винтом 12. В случае появления эффекта зарывания носа судна 4 на высоких режимах движения, подъемная сила, создаваемая аэродинамическим крылом 8, сводит это явление к минимуму.
Амфибийное судно на воздушной подушке, содержащее корпус с гибким ограждением, закрепленным по периметру судна, и надстройку, носовая часть которой выполнена обтекаемой формы, включающую кабину управления, пассажирский отсек, машинное отделение, отличающееся тем, что судно дополнительно снабжено подъемным аэродинамическим крылом, закрепленным на несущих элементах корпуса судна в носовой его части под углом атаки 4-5°.