Легкий плавающий танк

 

Полезная модель относится к боевым бронированным гусеничным машинам высокой проходимости, сконструированной и оборудованной для ведения боя и способной вплавь преодолевать водные преграды. В боевом отделении размещены 57-мм автоматическая пушка с питанием от энергии выстрела, автоматическая система управления огнем, интегрированная с современным управляемым вооружением и автоматическая боеукладка с автоматическим выбором и заряжанием боеприпасов различных типов, а также с автоматизированным выводом боеприпасов на линию загрузки в автоматическую боеукладку. На башне смонтированы четыре контейнера с ПТУР "Корнет", зенитная пулеметная установки с 12,7 мм пулеметом "Корд" и 30 мм автоматический гранатомет АГ-30. Моторно-трансмиссионное отделение включает силовую установку на основе шестицилиндрового четырехтактного V-образного дизельного двигателя УТД-23 с алюминиевым блоком цилиндров и трансмиссией, связанной с гусеничным движителем, и эжекторную систему охлаждения двигателя с многорядным расположением сопел для увеличения потока воздуха, проходящего через радиатор. Гусеничная ходовая часть включает на каждый борт шесть опорных катков с резиновыми бандажами. Балансиры первой и последней по ходу движения танка пары катков связаны с корпусом машины через лопастные гидравлические амортизаторы. Балансиры второй по ходу движения танка пары катков связаны с корпусом машины через телескопические гидравлические амортизаторы. Гусеницы ходовой части выполнены с резинометаллическими шарнирами. Полезная модель позволяет значительно повысить основные боевые и эксплуатационные характеристики легкого плавающего танка. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Полезная модель относится к бронетанковому вооружению, а именно к боевой бронированной гусеничной машине высокой проходимости, сконструированной и оборудованной для ведения боя и способной вплавь преодолевать водные преграды.

Полезная модель направлена на модернизацию легких плавающих танков ПТ-76, ПТ-76Б.

Известен легкий плавающий танк ПТ-76 - бронированная гусеничная машина, содержащая броневой корпус и башню. Броневая защита танка противопульная. Корпус представляет собой жесткую конструкцию, сваренную из броневых листов толщиной 10-15 мм. Сварная башня изготовлена в виде усеченного конуса, а форма герметичного корпуса обеспечивает минимальное сопротивление при движении танка на плаву.

Боевое пространство машины подразделяется на боевое отделение, отделение управления, и моторно-трансмиссионное отделение.

Отделение управления размещено в носовой части корпуса Рабочее место механика-водителя с сиденьем, установленным на продольной оси машины, оснащено органами управления движением (педали и рычаги), приборами наблюдения, КИП, курсоуказателем и средствами связи (аппарат танкового переговорного устройства). Посадка механика-водителя в танк и высадка из него осуществляются через круглый люк, основание которого выступает над верхним броневым листом. В отделении управления находятся также две аккумуляторные батареи, баллон со сжатым воздухом, два углекислотных баллона и автомат системы НПО, часть ЗИП и другое оборудование. Слева от сиденья механика-водителя имеется люк запасного выхода, крышка которого открывается наружу.

В башне и подбашенном пространстве корпуса расположено боевое отделение. В нем размещены 76,2-мм нарезная пушка Д-56Т, спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицельные приспособления, рабочие места командира танка и заряжающего, автомат Калашникова, часть боекомплекта, танковая радиостанция Р-113, аппараты ТПУ, водооткачивающий (ручной) насос, ручные

огнетушители (один или два), часть ЗИП и другое оборудование.

Механическая трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки передач с постоянным зацеплением шестерен, бортовых фрикционов, редукторов отбора мощности на водометы и бортовых редукторов. Приводы управления движением машины механические.

Подвеска танка индивидуальная торсионная. На передних и задних узлах подвески используются гидравлические амортизаторы поршневого типа двустороннего действия. На каждом борту танка расположено по шесть однорядных опорных катков. Передние необрезиненные направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц, так же как и опорные катки, с целью повышения плавучести машины выполнены пустотелыми. У ведущих колес зубчатые венцы являются несъемными.

Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части корпуса и изолировано от боевого отделения перегородкой. В нем размещены двигатель с системами, трансмиссия, водометы, два топливных бака, водооткачивающие насосы и другое оборудование.

На танке используется четырехтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-6, представляющий собой один ряд (половину) широко распространенного V-образного танкового двигателя В-2. Дизельный двигатель В-6 размещен в кормовой части корпуса и имеет систему охлаждения, подогреватель и механизм защиты от попадания воды. Для облегчения пуска двигателя в холодное время используется форсуночный подогреватель.

Поддержание требуемой температуры в системе охлаждения двигателя обеспечивается принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости при прокачке воздуха через радиатор системы охлаждения посредством эжектора, создающего разность давлений между частями радиатора посредством прохождения выхлопных газов двигателя.

Механическая трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки передач, бортовых фрикционов, бортовых редукторов и редукторов отбора мощности на водометы.

В ходовой части применена торсионная подвеска с рычажно-поршневыми гидроамортизаторами на передних и задних узлах, ведущие колеса без съемных

венцов и гусеницы с ОМШ (обрезиненные металлические шарниры). Внутренний изолированный объем пустотелых опорных катков увеличивает запас плавучести танка, который составляет 30%. Движение на плаву осуществляется посредством двух водометов. Забор воды производится из-под днища корпуса, а выброс - через два кормовых окна, оборудованных заслонками с приводом из отделения управления.

Шестицилиндровый двигатель В-6 установлен продольно и через главный фрикцион соединен с пятискоростной коробкой передач. В ходовой части первые и последние узлы торсионной подвески оснащены гидравлическими амортизаторами, причем пустотелые опорные катки создают дополнительный запас плавучести.

На ПТ-76 применен гидрореактивный водометный движитель. Воду в него забирают через два прикрытых решетками отверстия под днищем (информация представлена на сайтах www.liveguns.ru; www.army.lv)/

Двигатель В-6, установленный на ПТ-76, имеет недостаточно высокую для современных боевых машин мощность (240 л.с.), что обусловливает низкие, по сегодняшним представлениям, скоростные и эксплуатационные характеристики легкого танка. По современным взглядам, известный танк не обладает достаточным уровнем огневой мощи, защищенности, подвижности и, следовательно, имеет невысокую боевую эффективность.

Заявляемая полезная модель направлена на решение задачи по повышению основных боевых и эксплуатационных характеристик легкого плавающего танка и в целом его боевой эффективности.

Технический результат, достигаемый при использовании заявляемой полезной модели, заключается в повышении быстроходности легкого танка (в значительном увеличении маршевой и максимальной скоростей, а также скорости плава) и в продлении срока его службы, а также в кардинальном повышении огневой мощи.

Для достижения указанного технического результата предлагается легкий плавающий танк, содержащий броневой корпус, башню. Боевое пространство машины подразделяется на боевое отделение, расположенное в башне и подбашенном пространстве корпуса, отделение управления, размещенное в носовой части корпуса и моторно-трансмиссионное отделение, расположенное в

кормовой части корпуса. Боевое отделение оборудовано рабочими местами командира танка и заряжающего и в нем размещены 57-мм автоматическая пушка с питанием от энергии выстрела, автоматическая система управления огнем, интегрированная с современным управляемым вооружением и автоматическая боеукладка с автоматическим выбором и заряжанием боеприпасов различных типов, а также с автоматизированным выводом боеприпасов на линию загрузки в автоматическую боеукладку, а на башне смонтированы четыре контейнера с ПТУР "Корнет", зенитная пулеметная установки с 12,7 мм пулеметом "Корд" и 30 мм автоматический гранатомет АГ-30. Отделение управления оборудовано рабочим местом механика-водителя и содержит органы управления и контроля движением машины и работой двигателя, в том числе ночной прибор механика-водителя. Моторно-трансмиссионное отделение включает силовую установку на основе шестицилиндрового четырехтактного V-образного дизельного двигателя УТД-23 с алюминиевым блоком цилиндров и трансмиссией, связанной с гусеничным движителем, и эжекторную систему охлаждения двигателя с многорядным расположением сопел для увеличения потока воздуха, проходящего через радиатор. Ходовая часть танка с гусеничным движителем включает на каждый борт ведущее и направляющее колеса и шесть опорных катков с резиновыми бандажами, при этом балансиры первой и последней по ходу движения танка пары катков связаны с корпусом машины через лопастные гидравлические амортизаторы, а балансиры второй по ходу движения танка пары катков связаны с корпусом машины через телескопические гидравлические амортизаторы, причем гусеницы ходовой части выполнены с резинометаллическими шарнирами.

Автоматическая система управления огнем включает комбинированный оптико-тепловизионный дневно-ночной прицел наводчика, видеосмотровое устройство наводчика, панорамический прицел командира, видеосмотровое устройство командира, пульт управления командира, цифровой баллистический вычислитель, обеспечивающий автоматическую выработку установок на стрельбу различными типами боеприпасов, блок управления стабилизатора (стабилизатор вооружения цифровой), автомат сопровождения объектов теплотелевизионный, представляющий собой микропроцессорную систему с устройствами обработки видеоизображений, переключатель баллистик, пульт управления панорамическим

прицелом, датчик положения пушки, датчик крена объекта, датчик ветра, датчик температуры, комплект монтажных средств, а также комплект кабелей для связи составных частей автоматической системы управления огнем.

Благодаря многорядному расположению сопел в эжекторной системе охлаждения двигателя, значительно увеличивается поток воздуха, проходящего через радиатор, за счет чего повышается эффективность охлаждения двигателя.

Использование в предлагаемой конструкции легкого танка двигателя УТД-23 (универсальный танковый двигатель) мощностью до 420 л.с., в сочетании с совершенствованием системы управления машиной и ходовой части, обеспечивает значительное повышение быстроходности машины: маршевой и максимальной скоростей, а также скорости плава.

Возрастание быстроходности танка повлекло за собой необходимость повышения несущей способности гусеничного движителя. Предлагаемая конструкция гусеничного движителя с усовершенствованной установкой катков и с гусеницей с резинометаллическими шарнирами существенно повышают срок службы и надежность работы ходовой части, а также повышают подвижность и проходимость машины в тяжелых условиях движения.

Рассмотренная выше связь первой, второй и последней пар балансиров опорных катков с корпусом машины через амортизаторы позволила значительно повысить плавность хода, компенсировать ударные нагрузки при движении в сложных условиях, создать комфортные условия работы экипажа, повысить надежность работы и увеличить срок службы как ходовой части, так и танка в целом.

Предлагаемая модернизация боевого отделения обеспечивает высокую точность стрельбы на различных дальностях и боевую эффективность вооружения в целом, а также кардинально повышает огневую мощь легкого танка.

На фиг.1 - изображена ходовая часть танка;

На фиг.2 - силовой блок с эжекторно-вентиляционной системой охлаждения;

На фиг.3 показана структура автоматической системы управления огнем, интегрированной с современным управляемым вооружением;

Предлагаемый легкий плавающий танк содержит броневой корпус и

башню. Боевое пространство танка подразделяется на боевое отделение, расположенное в башне и подбашенном пространстве корпуса, отделение управления, размещенное в носовой части корпуса и моторно-трансмиссионное отделение, расположенное в кормовой части корпуса и изолированное от боевого отделения перегородкой (на чертежах не показано).

Боевое отделение оборудовано рабочими местами командира танка и заряжающего и в нем размещены 57-мм автоматическая пушка с питанием от энергии выстрела, автоматическая система управления огнем, интегрированная с современным управляемым вооружением и автоматическая боеукладка с автоматическим выбором и заряжанием боеприпасов различных типов, а также с автоматизированным выводом боеприпасов на линию загрузки в автоматическую боеукладку. На башне смонтированы четыре контейнера с ПТУР "Корнет", зенитная пулеметная установки с 12,7 мм пулеметом "Корд" и 30 мм автоматический гранатомет АГ-30.

Отделение управления оборудовано рабочим местом механика-водителя и оснащено органами управления движением танка, приборами наблюдения, контрольно-измерительными приборами и средствами связи (на чертежах не показаны).

Моторно-трансмиссионное отделение включает силовую установку на основе шестицилиндрового четырехтактного V-образного дизельного двигателя УТД-23 (позиция 1) с алюминиевым блоком цилиндров и трансмиссией 2, связанной с гусеничным движителем. В качестве силовой передачи устанавливается усовершенствованная трансмиссия боевой машины пехоты БМП-2, позволяющая рационально использовать энергетику танка и улучшить управляемость.

Особенности конструкции двигателя УТД-23 заключаются в двухрядной компоновке цилиндров с V-образным расположением рядов относительно друг друга. Блок цилиндров двигателя выполнен из алюминия.

Ходовая часть танка выполнена на базе гусеничного движителя и включает гусеничную ленту 3, пару ведущих колес 4, пару направляющих колес 5, шесть пар обрезиненных опорных катков 6. Гусеничная лента 3 связана с двигателем 1 через трансмиссию 2 и ведущие колеса 4. Пара направляющих колес 5 имеет

червячный механизм натяжения.

Траки гусеничной ленты 3 имеют с обрезиненную беговую дорожку под опорные катки 6 и связаны между собой резинометаллическими шарнирами.

В первой и последней по ходу движения танка парах катков балансир каждого катка связан с корпусом танка лопастным гидравлическим амортизатором 7. Во второй по ходу движения танка паре катков балансир каждого катка связан с корпусом машины (танка) телескопическим гидравлическим амортизатором 8.

Для охлаждения двигателя служит эжекторная система 9 с многорядным расположением сопел 10, сообщающаяся с двухступенчатым воздухоочистителем. Сопла 10, сообщенные с выхлопной системой танка, направлены в сторону входного сопла эжектора. Ряды сопел 10 расположены друг за другом. Эжектор системы 9, входящий в состав выхлопной системы, является средством, обеспечивающим циркуляцию воздуха с целью эффективного охлаждения моторного отделения. Выхлопные газы, смешанные с горячим воздухом, прошедшим через моторное отделение, выбрасываются наружу. Многорядная установка сопел значительно увеличивает поток воздуха, проходящего через радиатор.

Автоматическая система управления огнем (СУО) включает:

комбинированный оптико-тепловизионный дневно-ночной прицел 11 наводчика, связанный с видеосмотровым устройством (ВСУ) 12 наводчика и взаимосвязанный с электронным блоком 13; с прицелом 11 связан блок 14 управления тепловизором;

панорамический прицел 15 командира (с пультом управления панорамическим прицелом), связанный с видеосмотровым устройством (ВСУ) 16 командира и взаимосвязанный с электронным блоком 17; прицел командира обеспечивает круговой поиск целей, эффективную зенитную стрельбу и дублирование функций наводчика командиром;

блок управления 18 СУО, взаимосвязанный с прицелом 11 наводчика и с прицелом 15 командира;

автомат 19 сопровождения объектов (целей) тепловизионный, взаимосвязанный с блоком управления 18; автомат 19 представляет собой

микропроцессорную систему с устройствами обработки видеоизображений;

цифровой баллистический вычислитель 20 с переключателем баллистик, обеспечивающий автоматическую выработку установок на стрельбу различными типами боеприпасов; вычислитель 20 взаимосвязан с блоком управления 18; с вычислителем 20 связаны датчик ветра 21 и датчик крена 22;

цифровой стабилизатор вооружения с блоком управления 23 стабилизатора, взаимосвязанным с блоком управления 18; блок управления 23 стабилизатора выведен на команды наведения вооружения (стрелка «а»);

связанные с блоком управления 23 стабилизатора пульт управления 24 командира и датчик положения пушки 25.

Автоматическая система управления огнем включает также датчик температуры, комплект монтажных средств для обеспечения крепления частей системы и комплект кабелей для связи составных частей системы.

Комбинированный оптико-тепловизионный прицел 11 наводчика включает: систему стабилизации головного зеркала в вертикальной и горизонтальной плоскостях, визирный канал переменной кратности, тепловизионный канал, лазерный дальномерный канал, лазерный информационный канал наведения управляемых ракет, систему отображения служебной информации в поле зрения, излучатель системы выверки со стволом пушки и видеосмотровое устройство 12 (дисплей).

Панорамический прицел 15 командира включает систему стабилизации головного зеркала, телевизионный канал, лазерный дальномерный канал, видеосмотровое устройство 16 (дисплей).

Использование в предлагаемом легком танке двигателя УТД-23 мощностью до 420 л.с, обеспечит, при значительном увеличении маршевой и максимальной скорости танка, повышение скорости его движения на плаву до 14 км/час.

Компактность силового блока и снижение его веса обеспечили возможность значительного увеличения запаса топлива за счет установки топливного бака объемом до 600 л.

Используемая в предлагаемом среднем танке автоматическая система управления огнем, интегрированная с современным управляемым вооружением,

обеспечивает:

- ведение стрельбы днем и ночью с места и с ходу штатными боеприпасами и управляемыми ракетами;

- поражение целей управляемыми ракетами на дальностях до 5000 м;

- высокую точность наведения вооружения на цель в реальном бою;

- увеличение дальности эффективной стрельбы артиллерийскими боеприпасами в 1,3-1,6 раза;

- стрельбу любыми имеющимися у заказчика типами неуправляемых боеприпасов (возможность перепрограммирования баллистик);

- автосопровождение целей;

- повышение поисковых возможностей за счет панорамического прицела командира и прицела наводчика с улучшенными оптическими характеристиками визирного канала, тепловизионного (ТПВ) канала и высокоточной стабилизации поля зрения;

- дублирование функций наводчика командиром.

Используемый в автоматической системе управления огнем комбинированный оптико-тепловизионный прицел 11 наводчика предлагаемой конструкции обеспечивает ведение эффективной стрельбы всеми видами вооружений:

- в любое время суток;

- в затрудненных метеоусловиях,

- в условиях задымленности и запыленности поля боя,

- при воздействии организованных оптических помех,

- при применении ложных тепловых целей,

- при наличии пожаров и других помех.

Цифровой баллистический вычислитель с датчиками внешних условий обеспечивает высокую точность решения задач стрельбы по наземным и воздушным целям, стрельбу с закрытых огневых позиций, возможность использования новых боеприпасов (программирование баллистик), автоматическую выработку установок на стрельбу всеми типами боеприпасов, имеющимися у заказчика, с учетом:

- дальности до цели (измеряемой дальномером или введенной вручную);

- скорости и направления движения танка и цели;

- скорости ветра;

- крена объекта;

- температуры воздуха;

- температуры пороха метательного заряда;

- отклонения начальных скоростей снарядов от номинальных значений;

- углов вылета снаряда;

- износа канала ствола.

Автомат сопровождения целей теплотелевизионный, представляющий собой микропроцессорную систему с устройствами обработки видеоизображений, дает принципиально новое качество системе управления огнем, обеспечивая принцип "выстрелил-забыл". Человек исключается из контура сопровождения и вероятность попадания в цель становится технической характеристикой, не зависящей от возможностей человека и влияния на него стрессовых ситуаций в реальных боевых условиях. Автомат обеспечивает повышение точности сопровождения целей по сравнению с человеком: при работе по маневрирующим целям - в 3-4 раза; при работе с ходу со скоростью носителя до 30 км/ч - в 4-6 раз.

Цифровой стабилизатор вооружения гарантирует:

- повышение точности стабилизации вооружения в горизонтальной плоскости в 6-7 раз;

- повышение точности стабилизации вооружения в вертикальной плоскости в 5-6 раз;

- повышение скорости переброса и отработки в горизонтальной плоскости в 5-6 раз;

- уменьшение пожароопасности;

- повышение удобства технического обслуживания и ремонта.

Высокоточный комплекс управляемого вооружения третьего поколения «Корнет» обеспечивает:

- ведение огня с места и с ходу, днем и ночью при любых метеоусловиях;

- абсолютную помехозащищенность вследствие отсутствия сигнала обратной связи с ракеты;

- дальность стрельбы - до 5500 м;

- скорострельность от 2 до 6 выстр./мин;

- бронепробиваемость 1000-1200 мм за динамической защитой;

- преодоление комплексов активной защиты танков за счет способности вести стрельбу одновременно двумя ракетами;

- стрельбу ракетами как в кумулятивном, так и в термобарическом снаряжении (термобарический взрыв эквивалентен воздействию 10 кг ВВ).

30-мм стабилизированный автоматический гранатомет АГ-30 обеспечивает:

- поражение живой силы противника в окопах, за складками местности и искусственными преградами;

- эффективную стрельбу на дальностях до 2100 м.

1. Легкий плавающий танк, характеризующийся тем, что он содержит броневой корпус, башню, боевое пространство машины подразделяется на боевое отделение, расположенное в башне и подбашенном пространстве корпуса, отделение управления, размещенное в носовой части корпуса и моторно-трансмиссионное отделение, расположенное в кормовой части корпуса, боевое отделение оборудовано рабочими местами командира танка и заряжающего и в нем размещены 57-миллиметровая автоматическая пушка с питанием от энергии выстрела, автоматическая система управления огнем, интегрированная с современным управляемым вооружением и автоматическая боеукладка с автоматическим выбором и заряжанием боеприпасов различных типов, а также с автоматизированным выводом боеприпасов на линию загрузки в автоматическую боеукладку, а на башне смонтированы четыре контейнера с ПТУР "Корнет", зенитная пулеметная установки с 12,7-миллиметровым пулеметом "Корд" и 30-миллиметровый автоматический гранатомет АГ-30; отделение управления оборудовано рабочим местом механика-водителя и содержит органы управления и контроля движением машины и работой двигателя, в том числе ночной прибор механика-водителя; моторно-трансмиссионное отделение включает силовую установку на основе шестицилиндрового четырехтактного V-образного дизельного двигателя УТД-23 с алюминиевым блоком цилиндров и трансмиссией, связанной с гусеничным движителем, и эжекторную систему охлаждения двигателя с многорядным расположением сопел для увеличения потока воздуха, проходящего через радиатор, а также содержит ходовую часть с гусеничным движителем, включающую на каждый борт ведущее и направляющее колеса и шесть опорных катков с резиновыми бандажами, при этом балансиры первой и последней по ходу движения танка пары катков связаны с корпусом машины через лопастные гидравлические амортизаторы, а балансиры второй по ходу движения танка пары катков связаны с корпусом машины через телескопические гидравлические амортизаторы, причем гусеницы ходовой части выполнены с резинометаллическими шарнирами.

2. Легкий плавающий танк по п.1, характеризующийся тем, что автоматическая система управления огнем включает комбинированный оптико-тепловизионный дневно-ночной прицел наводчика, видеосмотровое устройство наводчика, панорамический прицел командира, видеосмотровое устройство командира, пульт управления командира, цифровой баллистический вычислитель, обеспечивающий автоматическую выработку установок на стрельбу различными типами боеприпасов, блок управления стабилизатора - стабилизатор вооружения цифровой, автомат сопровождения объектов теплотелевизионный, представляющий собой микропроцессорную систему с устройствами обработки видеоизображений, переключатель баллистик, пульт управления панорамическим прицелом, датчик положения пушки, датчик крена объекта, датчик ветра, датчик температуры, комплект монтажных средств, а также комплект кабелей для связи составных частей автоматической системы управления огнем.



 

Похожие патенты:

В этом изобретение удалённое видеонаблюдение даёт технический результат, заключающийся в повышении уровня автономности по питанию, вандалозащищенностью и более широкими функциональным возможностями, достигается в устройстве, содержащем линейную часть, включающую первую и вторую видеокамеры и видеокамеру дальнего обзора и станционную часть.
Наверх