Транспортное средство, преобразуемое с колесного хода на санный

 

Полезная модель относится к транспортным средствам, которые могут быть использованы для перемещения грузов по твердой или заснеженной поверхности. Цель полезной модели - упрощение конструкции известного транспортного средства, без снижения надежности и безопасности эксплуатации. Транспортное средство, преобразуемое с колесного хода на санный, содержащее грузонесущую раму с поворотными колесами, установленными в вилках, полозья, подъемный механизм и тяговый элемент, отличающееся тем, что с целью упрощения конструкции, без снижения надежности и безопасности эксплуатации, подъемный механизм выполнен в виде винтовых домкратов, оси грузовых винтов и пят которых находятся на осях поворота колес в вертикальной плоскости, перпендикулярных горизонтальным осям их (колес) вращения,

полозья выполнены в виде швеллеров с загибами с обеих сторон, с возможностью установки колес внутри упомянутых швеллеров, на верхней части полозьев установлены пластины с пазами, взаимодействующими с грузовыми винтами и пятами домкратов и упоры, ограничивающие перемещение колес внутри полозьев. Осуществление полезной модели позволяет получить простое, надежное и безопасное в эксплуатации транспортное средство, преобразуемое с колесного хода на санный и наоборот в автономном режиме, без дополнительных грузоподъемных механизмов.

Полезная модель относится к транспортным средствам, которые могут быть использованы для перемещения грузов по твердой или заснеженной поверхности.

Цель полезной модели - упрощение конструкции при сохранении надежности и безопасности эксплуатации.

Уровень техники

Известны тележки, каждая из которых содержит раму с поворотными колесами и регулируемыми опорами в виде винтовых или реечных домкратов, позволяющих поднимать раму с колесами и грузом на определенную высоту для производства работ непосредственно на тележке. (А.С. СССР №846361, МКИ3 В62В 3/10,1977 г., опуб. Бюл №.26,1981 г.) [1] и (А.С. СССР №1659279, МКИ 5 В62В 3/04, 1989 г., опубл. Бюл. 24, 1991 г.) [2].

Недостатком известных тележек является затруднительное перемещение по снегу или льду.

Известны транспортные средства, преобразуемые с санного хода на колесный, каждое из которых содержит платформу на полозьях, выдвижные опоры с катками, установленные на подвижной подпружиненной раме и тяговый орган, связанный с упомянутой рамой. (Патент РФ №2045433, МПК 6 В62В 13/18, 1992 г., опубл. Бюл. №28,1995 г.) [3], (Патент РФ №2043231, МПК 6 В62В 13/18,1989 г., опубл. Бюл. №25, 1995 г.) [4] и (А.С. СССР №1752626, МКИ 5 В62В 13/16,1990 г., опубл. Бюл. №29, 1992 г.) [5].

Недостатками известных транспортных средств являются сложность конструкции обусловленная наличием многих подвижных и регулируемых элементов - подвижной рамы с толкателями, выдвижных подпружиненных опор и упругих элементов, сложность подбора и регулировки упругих элементов - пружин, а также невозможность работы системы выдвижных опор при заднем ходе.

Известны транспортные средства, каждое из которых содержит раму, двухосные колеса и полозья, установленные между колесами с возможностью поворота в поперечных вертикальных плоскостях (А.С. СССР №1643288, МКИ5 В62 В 13/18; 9/04, 1988 г., опубл. Бюл. №15, 1991 г.)[6] и (Патент Германии №17312, кл. 63 b 11, 1881 г.) [7].

При переводе транспортного средства на колесный ход поочередно приподнимают стороны рамы и поворачивают полозья внутрь под раму, где они и фиксируются.

Недостатком известных транспортных средств является невозможность перевода на колесный ход при большой массе груза (500-1000 кг.) без дополнительного подъемного устройства.

Известен полоз для крепления к колесам тележки, выполненный с закругленными участками с обоих концов и содержащий элементы крепления в виде муфт, при этом одна из муфт является подвижной в горизонтальной плоскости. (А.С. СССР №1691198, МКИ 5 В62В 19/02, 1989 г., опубл. Бюл. №42, 1991 г.) [8].

При переходе на санный ход снимают колеса и крепят полоз к осям при помощи муфт, одна из которых регулируется в горизонтальной плоскости под расстояние между осями колес.

Недостатком известного устройства является невозможность замены колес на полоз при большой массе груза (500-1000 кг.) без дополнительного подъемного механизма.

Известна опорная лыжа для колеса транспортного средства, содержащая полоз с закруглениями с обоих концов, треугольную откидывающуюся на шарнире подставку на задней части полоза, а также фиксатор (палец) положений упомянутой подставки. (А.С. СССР №522091, МКИ 2 В62В 19/02, 1975 г., опубл. Бюл. №27 1976 г.) [9].

Перед установкой лыжи откидывают подставку и по ней вкатывают колесо в посадочное место полоза, после чего устанавливают подставку в транспортное положение и фиксируют ее.

Недостатком известного устройства является ненадежность конструкции обусловленная тем, что под действием массы колеса и транспортного средства фиксатор (палец) и ось шарнира будут изгибаться, а также фиксация положения лыжи только под действием массы колеса и транспортного средства.

За прототип, как наиболее близкое по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому выбрано транспортное средство по Авторскому свидетельству СССР №1298122, МКИ4 В62В 15/00, 13/18, В60Р 3/40,1985 г, опубл. Бюл. 11, 1987 г.[10].

Транспортное средство, выбранное в качестве прототипа содержит грузонесущий элемент с тягово-сцепным устройством, полозья с подъемными поворотными колесами и поворотными дугами, съемные опоры, а также лебедку и такелажную оснастку.

Транспортное средство - прототип работает следующим образом.

В зависимости от состояния дороги тележка ставится на колесный или санный ход. Для этого необходимо поочередно приподнять каждую сторону тележки, освободить подъемные колеса и поворотные дуги. Лебедкой приподнять каждую сторону тележки и установить съемные подставки под полозом. Вращая поворотные дуги освободить колеса, поставить их в нужное положение и зафиксировать, а поворотные дуги вернуть в исходное положение.

Транспортное средство - прототип позволяет в автономном режиме, без дополнительных грузоподъемных механизмов, переходить с колесного хода на санный при перевозке крупногабаритных и тяжелых грузов. Однако его недостатком является сложность конструкции, обусловленная наличием многих подвижных элементов - поворотных дуг, подъемных колес с кулачковыми полумуфтами, регулировочными шайбами, гайками и фиксаторами, а также лебедки с системой блоков и гибких связей.

Целью полезной модели является упрощение конструкции без снижения надежности и безопасности эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что в транспортном средстве, преобразуемом с колесного хода на санный, содержащим грузонесущую раму с поворотными колесами, установленными в вилках, полозья, подъемный механизм и тяговый элемент - подъемный механизм выполнен в виде регулируемых по высоте винтовых домкратов, оси грузовых винтов которых находятся на осях поворота колес перпендикулярных горизонтальным осям их (колес) вращения, а полозья выполнены в виде швеллеров с загибами с обеих сторон с возможностью установки поворотных колес внутри упомянутых швеллеров, на верхней части полозьев установлены пластины с пазами, взаимодействующими с грузовыми винтами и пятами домкратов, а также упоры, ограничивающие перемещение колес внутри полозьев.

Раскрытие полезной модели

Задача, на решение которой направлена полезная модель заключается в следующем.

Прибор, узел или механизм (далее груз) устанавливается на приспособлении, смонтированном на раме транспортного средства, например, как описано в А.С. СССР №996249, МКИ 3 В62В 3/00, 1981 г., опубл. Бюл. №6, 1983 г. [11] и перемещается к рабочему месту для диагностики, ремонта или настройки.

Для безопасности производства работ непосредственно на транспортном средстве конструкцией предусмотрены регулируемые по высоте опоры в виде винтовых домкратов по количеству колес, поднимающих или опускающих раму с грузом и колесами, т.е. "вывешивающих" транспортное средство. Кроме того, для маневренности транспортного средства, при перемещении от одного рабочего места к другому, колеса выполнены поворотными вокруг оси перпендикулярной горизонтальной оси вращения колес.

При больших объемах работ возникает необходимость в перемещении, установленного на транспортном средстве груза, не только внутри одного цеха, но и в межцеховой транспортировке (для демонтажа, ремонтных, регламентных и монтажных работ) на значительные расстояния на открытом пространстве. В зимний период времени перемещение по снегу или льду на колесном ходу сопряжено с большими трудностями и небезопасно. Перегрузка объекта работы с колесного транспортного средства на санное трудоемка, поскольку необходим сложный демонтаж с приспособления и применение дополнительных грузоподъемных механизмов. Поэтому целесообразно применять для описанных работ транспортное средство, преобразуемое с колесного хода на санный и наоборот. Конструкция должна быть надежной и безопасной в эксплуатации, поскольку объекты работ представляют собой крупногабаритные, тяжелые (500-1000 кг.) и дорогостоящие грузы, и простой в изготовлении.

Из вышеизложенного видна цель полезной модели - упрощение конструкции транспортного средства, преобразуемого с колесного хода на санный и наоборот без снижения надежности и безопасности эксплуатации.

При осуществлении полезной модели положительный результат заключается в получении простого, надежного и безопасного в эксплуатации транспортного средства, преобразуемого с колесного хода на санный и наоборот, без дополнительнных грузоподъемных механизмов.

Краткое описание чертежей

На фиг.1 изображено транспортное средство, общий вид, положение с колесами, установленными внутрь швеллеров и пятами домкратов, прижатыми к нижним поверхностям пластин;

на фиг.2 - то же, вид сбоку, положение с колесами, развернутыми поперек хода движения и приподнятыми над полозьями;

на фиг.3 - разрез А-А на фиг.1.

Транспортное средство, преобразуемое с колесного хода на санный состоит из рамы 1 с поворотными колесами 2, установленными в поворотных вилках 3, полозьев 4, подъемного механизма в виде винтовых домкратов, состоящих из грузовых винтов 5 с поворотными ручками 6, пятами 7 и гайками 8, тягового элемента 9, при этом оси грузовых винтов 5 находятся на осях поворота колес 2, перпендикулярных горизонтальным осям их вращения, полозья 4 выполнены в виде швеллеров с загибами с обеих сторон с возможностью установки колес 2 внутри упомянутых швеллеров, на верхней части полозьев 4 установлены пластины 10 с пазами 11, взаимодействущими с грузовыми винтами 5 и пятами 7, а также упоры 12, ограничивающие перемещение колес 2 внутри полозьев 4.

Транспортное средство, преобразуемое с колесного хода на санный работает следующим образом.

Груз устанавливают и закрепляют на раме 1. При переходе с колесного хода на санный поворотные колеса 2 устанавливают поперек хода движения перемещением транспортного средства в боковом направлении, для чего тяговый элемент 9 закрепляют на раме 1 сбоку. Поворот колес 2 и установка их поперек хода движения возможна также при поднятии рамы 1 на грузовых винтах 5, без перестановки тягового элемента 9.

На грузовые винты 5 навешивают полозья 4, параллельно ходу движения, таким образом, чтобы грузовые винты 5 вошли в пазы 11 пластин 10, а пяты 7 - внутрь полозьев 4.

Вращением поворотных ручек 6 и грузовых винтов 5 по резьбе гаек 8 поднимают раму 1 с колесами 2 на высоту большую высоты боковых отгибок швеллеров полозьев 4, при этом полозья 4 опираются на базовую поверхность, а пяты 7 - на нижнюю внутреннюю поверхность швеллеров полозьев 4.

Поворотом вилок 3 устанавливают колеса 2 вдоль хода транспортного средства, т.е. параллельно полозьям 4.

Вращением ручек 6 и грузовых винтов 5 по резьбе гаек 8 опускают раму 1 с колесами 2 таким образом, чтобы колеса 2 вошли внутрь швеллеров полозьев 4 параллельно ходу движения и опирались на нижнюю внутреннюю поверхность швеллеров полозьев 4 и на упоры 12.

Затем вращением ручек 6 и грузовых винтов 5 по резьбе гаек 8 перемещают пяты 7 вверх до упора в нижние части пластин 10, создавая тем самым натяжение (распор), необходимое для фиксации положения колес 2, а следовательно и рамы 1 с грузом в вертикальном направлении относительно полозьев 4. При этом, движение поворотных колес 2 вперед по ходу движения ограничивается упором грузовых винтов в переднюю часть пазов 11 пластин 10, движение колес 2 назад ограничивается упорами 12, а боковые перемещения колес 2 - боковыми отгибками швеллеров полозьев 4.

Переставляют тяговый элемент 9 на переднюю часть рамы 1 и транспортируют груз на санном ходу.

Осуществление полезной модели

Разработана и изготовлена конструкция транспортного средства, преобразуемого с колесного хода на санный.

Транспортное средство состоит из грузонесущей рамы 1 с четырьмя поворотными колесами 2, установленными в вилках 3, двух полозьев 4, четырех винтовых домкратов и тягового элемента 9.

Конструктивно рама 1 представляет собой сварную площадку из стальных прямоугольных труб 60×30×3 мм ГОСТ 8645-68, сверху которых установлен стальной лист толщиной 10 мм и размерами 750×1200 мм., на раме смонтировано приспособление (на чертеже не показано) для закрепления груза.

Стальные обрезиненные колеса 2 диаметром 150 и шириной 60 мм установлены по углам рамы 1 в вилках 3 с возможностью поворота на 360° вокруг оси, перпендикулярной горизонтальной оси их (колес) вращения.

Вилки 3 представляют собой стальные цилиндрические корпуса диаметром 80 и высотой 100 мм с двумя щеками толщиной 15, высотой 100 и длиной 120 мм для смещения на 100 мм горизонтальной оси вращения колес 2 от вертикальной оси их поворота, проходящей через центр цилиндрического корпуса вилок 3, и внутренней полостью для установки гаек 8. Смещение осей на 100 мм необходимо для свободного прохождения грузовых винтов 5 с пятами 7 при поднимании или опускании рамы 1 с грузом относительно базовой поверхности.

Полозья 4 представляют собой швеллеры из алюминиевого сплава АМц толщиной 4, длиной 1300, шириной 80, высотой боковых отгибок 30 мм и имеют загибы с обеих сторон радиусом 40 мм. На верхней части полозьев 4 установлены алюминиевые пластины 10 толщиной 6 мм с размерами 80×60 мм и пазами 11 шириной 22 мм от края до центра пластин 10 вдоль короткой стороны, а также упоры 12 в виде алюминиевых пластин толщиной 6 мм с размерами 80×60 мм. Пластины 10 и упоры 12 закреплены на верхней части швеллеров полозьев 4 при помощи сварки РИНп по ГОСТ 14806-80.

Винтовые домкраты представляют собой стальные грузовые винты 5 длиной 350 и диаметром 20 мм с трапецеидальной однозаходной резьбой Трап 20×2 ГОСТ 9484-73 с поворотными ручками 6 сверху и пятами 7 снизу. Грузовые винты 5 устанавливаются в гайках 8 и взаимодействуют с их резьбой Трап 20×2. Гайки 8 устанавливаются внутри цилиндрических корпусов вилок 3, таким образом, чтобы оси гаек 8 находились на осях поворота колес 2, перпендикулярных горизонтальным осям их (колес) вращения.

Тяговый элемент 9 из стальных труб диаметром 40 мм имеет возможность установки на раме 1, как спереди, так и сбоку.

Транспортное средство позволяет перевозить грузы массой до 1000 кг., как на колесном, так и на санном ходу, при этом переход с одного хода на другой не требует дополнительных грузоподъемных механизмов.

Транспортное средство, преобразуемое с колесного хода на санный, содержащее грузонесущую раму с поворотными колесами, установленными в вилках, полозья, подъемный механизм и тяговый элемент, отличающееся тем, что подъемный механизм выполнен в виде винтовых домкратов, оси грузовых винтов и пят которых находятся на осях поворота колес, перпендикулярных горизонтальным осям их вращения, полозья выполнены в виде швеллеров с загибами с обеих сторон с возможностью установки колес внутри упомянутых швеллеров, на верхней части полозьев установлены пластины с пазами, взаимодействующими с винтами и пятами домкратов, и упоры, ограничивающие перемещение колес внутри полозьев.



 

Наверх