Транспортное средство высокой проходимости

 

Полезная модель относится к автомобилестроению. Транспортное средство высокой проходимости представляет собой автомобиль типа «Егерь» с двумя мостами, содержащее кабину и расположенную за ней платформу, смонтированные на раме, опирающейся на управляемые от рулевого механизма с усилительным силовым цилиндром колеса переднего управляемого моста и колеса заднего ведущего моста. Для обеспечения перемещения на крупногабаритных шинах при давлениях в камере в диапазоне 0,3-0,8 кгс/см2 передний ведущий мост выполнен ведущим, задний ведущий мост выполнен управляемым и связан с рулевым механизмом переднего моста, ведущие мосты выполнены уширенными путем установки вставки между картером переднего моста и поворотным кулаком со стороны короткой полуоси для обеспечения симметричной схемы расположения главной передачи в каждом мосте и дисковой часть обода колеса над серединой зоной пятна контакта шины. Под кабину автомобиля, между пакетами рессор и мостами и между рамой и кронштейнами рессор, между рамой и основанием платформы размещены проставки для исключения возможности задевания колесами неподвижных частей конструкции транспортного средства при любых углах поворота руля и преодолении геометрических препятствий. 4 ил.

Полезная модель относится к автомобилестроению, в частности к модифицированным транспортным средствам повышенной проходимости типа «Егерь» с пневматическими колесами, предназначенными для передвижения по твердым покрытиям как участник дорожного движения и вне дорог с искусственным покрытием как средство повышенной проходимости.

Транспортные средства типа грузовых самоходных средств имеют возможность передвижения по бездорожью, но в условиях обеспечения колес сцепления с грунтом. На слабых несущих грунтах, как правило, такие транспортные средства, часто теряют сцепление с грунтом и не могут передвигаться. Это обусловлено тем, что такие транспортные средства как Урал, Камаз, Маз, Краз прежде всего предназначены для перевозки больших грузов именно по твердым грунтам, что и обусловило использование для этих транспортных средств специально предназначенных для этих дорог шин.

Известно грузовое транспортное средство, представляющее собой автомобиль типа «Егерь» с двумя мостами, содержащее кабину и расположенную за ней платформу, смонтированные на раме, опирающейся на управляемые от рулевого механизма с усилительным силовым цилиндром колеса переднего управляемого моста и колеса заднего ведущего моста (Автомобиль «Егерь-П», выложенный на официальном сайге ООО «Автомат» в режиме он-лайн в Интернет по адресу: hnp.7/avtomag-DD.ni/?cat=eger&desc=01, обнаружено 01.02.2008).

Данное решение принято в качестве прототипа для заявленного объекта.

Недостаток этого транспортного средства заключается в том, что автомобиль с одним ведущим мостом спроектирован с учетом использования его в качестве участника дорожного движения, что и обусловило использование определенных узких шин диаметром, низкой посадкой кабины и кузова (для снижения центра тяжести и возможности перевозки людей по дорогам с искусственным покрытием). Не являясь вездеходом, данный

автомобиль при использовании узких шин не может передвигаться на грунтах со слабой несущей способностью из-за буксования (последнее определено повышенной мощностью на колесах, превышающей силу сцепления с грунтом). Из-за низкой посадки кабины и кузова такой автомобиль обладает низкой бродоходимостыо, ограничивающей его использование по водонасыщенным поверхностям.

Кроме того, узкие шины такого автомобиля выполняются с агрессивным проректором, который при буксовании усугубляет врезание колес в грунт, приводящее к еще большему заглублению колес. А при движении по поверхностям с искусственным покрытием типа асфальт или бетон протектор быстро изнашивается, так как для этих поверхностей проректоры с широко расставленными грунтозацепами быстро изнашиваются. Замена одного типа шин на другой, например более широкий того же диаметра, приводит к увеличению ширины автомобиля и нарушению требований по габаритам участников дорожного движения, что исключает использование такого автомобиля как средства перемещения по дорогам с искусственным покрытием.

Использование традиционной схемы сближения колес мостов приводит к недогрузке передних колес и перегрузке колес заднего моста, что снижает проходимость машины и приводит к повышенной деформации грунта.

Настоящая полезная модель направлена на решение технической задачи по оптимизации компоновочного решения в части расположения колес относительно друг друга и кабины и кузова относительно рамы, что позволит создать на базе автомобиля «Егерь» нового типа вездехода с повышенной несущей способностью, проходимостью и бродоходимостыо.

Достигаемый технический результат заключается в повышении эксплуатационных показателей и надежности за счет оптимизации расположения основных несущих узлов транспортного средства для увеличения проходимости, несущей способности и обеспечения возможности передвижение вброд.

Указанный технический результат достигается тем, что в транспортном

средстве высокой проходимости, представляющем собой автомобиль типа «Егерь» с двумя мостами, содержащий кабину и расположенную за ней платформу, смонтированные на раме, опирающейся на управляемые от рулевого механизма с усилительным силовым цилиндром колеса переднего управляемого моста и колеса заднего ведущего моста, для обеспечения перемещения на шинах для сельскохозяйственной техники типа Belshina Бел-44 при давлениях в камере в диапазоне 0,3-0,8 кгс/см2 передний ведущий мост выполнен ведущим, задний ведущий мост выполнен управляемым и связан с рулевым механизмом переднего моста, ведущие мосты выполнены уширенными путем установки вставки между картером переднего моста и поворотным кулаком со стороны короткой полуоси для обеспечения симметричной схемы расположения главной передачи в каждом мосте и дисковой часть обода колеса над серединой зоной пятна контакта шины, в которой высота грунтозацепов уменьшена путем срезания каждого грунтозацепа на одинаковую для всех грунтозацепов высоту и в грунтозацепах выполнены в меридиональном направлении проточки путем прорезания в каждом грунтозацепе как минимум одной канавки глубиной, равной высоте грунтозацепа, при этом под кабину автомобиля, между пакетами рессор и мостами и между рамой и кронштейнами рессор, между рамой и основанием платформы размещены проставки для исключения возможности задевания колесами неподвижных частей конструкции транспортного средства при любых углах поворота руля и преодолении геометрических препятствий.

Для обеспечения возможности перемещения по воде и водонасыщенным грунтам забор воздуха в систему питания двигателя воздухом выполнен выше кабины, на несущую систему и в колесах установлены водоизмещающие емкости, аккумуляторные батареи, системы вентиляции агрегатов трансмиссии, выход выхлопной системы и электрические устройства размещены выше ватерлинии. А для исключения нагребания рунта передним мостом в передней части транспортного средства смонтирован снего-грязеотбойный поддон.

Указанные признаки являются существенными и взаимосвязаны с образованием устойчивой совокупности существенных признаков, достаточной для получения требуемого технического результата.

Настоящая полезная модель поясняется конкретным примером исполнения, который, однако, не является единственно возможным, но наглядно демонстрирует возможность достижения требуемого технического результата.

На фиг.1 - транспортное средство типа автомобиля «Егерь», вид сбоку, прототип;

фиг.2 - то же, что на фиг.1, вид спереди;

фиг.3 - транспортное средство согласно полезной модели, вид сбоку;

фиг.4 - то же, что на фиг.3, вид спереди.

Согласно настоящей полезной модели рассматривается вездеходное универсальное транспортное средство, созданное на базе грузового автомобиля типа транспортного средства «Егерь 332510».

Новое вездеходное транспортное средство создается путем доработки серийного автомобиля «Егерь» 332510 в части установки колес с шинами низкого давления большей ширины и увеличенного диаметра. Установка колес с шинами большей ширины и диаметра, например типа Бел-44, обеспечит улучшение проходимости транспортного средства, как за счет увеличения площади пятна контакта, так и за счет увеличения дорожного просвета и динамического радиуса колеса.

В рамках полезной модели рассматривается универсальное вездеходное средство со всеми ведущими мостами, оснащенными крупногабаритными шинами, например, шинами для сельскохозяйственной техники типа Belshina Бел-44 для использования при давлениях в камере в диапазоне 0,3-0,8 кгс/см2, в грунтозацепах которых выполнены в меридиональном направлении проточки путем прорезания в каждом грунтозацепе как минимум одной канавки глубиной, равной высоте грунтозацепа, при этом высота грунтозацепов уменьшена путем срезания каждого грунтозацепа на одинаковую для всех грунтозацепов высоту. Доработка осуществляется с целью повышения

изгибной податливости шины в зоне контакта (для повышения проходимости) и ограничения силы тяги колес (для недопущения перегрузок (поломок) деталей мостов). Возможно использование любых крупногабаритных шин, а также шин участника дорожного движения.

Такое грузовое транспортное средство (фиг.3, 4) содержит кабину 1 и расположенную за ней грузовую платформу 2, смонтированные на раме 3, которая опирается на управляемые от рулевого механизма колеса переднего управляемого моста 4 и управляемые от рулевого механизма колеса заднего ведущего моста 5, смонтированного в задней части рамы.

Такое грузовое транспортное средство можно рассматривать как базовый вариант исполнения, на основе которого можно создавать специализированные средства передвижения, если оптимизировать взаимное расположение основных элементов грузового средства.

По отношению к транспортному средству типа «Егерь» изменения в конструкцию базового автомобиля включают в себя:

- изменение конструкции мостов;

- изменение конструкции рулевого управления (преобразования схемы рулевого управления из 1-0 в 1-1);

- изменение положения мостов;

- изменение положения кабины с соответствующей доработкой приводов органов управления и с доработкой оперения кабины;

- изменение положения грузовой платформы.

С целью обеспечения использования колес большего диаметра и ширины без перегрузки ступиц мостов производится «уширение» мостов (увеличение колеи транспортного средства). Увеличение колеи позволяет разместить дисковую часть обода колеса максимально близко к срединной плоскости колеса (над серединой зоной пятна контакта шины).

Изменение конструкции моста осуществляется монтажом вставки 6 между картером переднего моста и поворотным кулаком. При этом, мост приобретает симметричную схему, что позволяет использовать штатные «длинные» полуоси на обоих сторонах моста. Кроме того, осуществляется

замена редукторов главных передач мостов с целью повышения передаточного числа. Дополнительно дорабатываются рычаги рулевого привода, установленные на поворотных кулаках, поперечные и продольные рулевые тяги удлиняются специальными вставками.

С целью сохранения показателей маневренности штатного транспортного средства производится замена заднего моста на мост с поворотными управляемыми колесами, нзготовденный на базе штатного переднего моста базового автомобиля. Таким образом, все колеса транспортного средства становятся управляемыми. Для обеспечения управления поворотом колес заднего моста (задающей и обратной механической связи рулевого управления поворотом переднего и заднего мостов) производится доработка рулевого управления штатного автомобиля путем:

- установки более мощного насоса привода гидроусилителя;

- прокладки дополнительных напорных магистралей к приводному цилиндру гидроусилителя заднего моста для соединения соответствующих полостей гидроцилиндров;

- установки рулевого механизма с поперечным расположением плоскости качания сошки, установки дополнительных рулевых механизмов и карданной передачи.

С целью исключения возможности задевания колесами неподвижных частей конструкции транспортного средства при любых углах поворота руля и при преодолении любых геометрических препятствий выполняются следующие мероприятия:

- ограничиваются углы поворота колес;

- путем установки проставок под кабину автомобиля, проставок между пакетами рессор и мостами и проставок между рамой автомобиля и кронштейнами рессор, проставок между рамой автомобиля и основанием грузовой платформы изменяется взаимное положение мостов, кабины и грузовой платформы.

С целью дополнительного повышения проходимости и плавучести транспортного средства выполняются следующие доработки:

- обеспечивается высокий (выше кабины) забор воздуха в систему питания двигателя воздухом;

-на несущую систему и в колесах устанавливаются водоизмещающие емкости (с учетом обеспечения остойчивости);

-аккумуляторные батареи, системы вентиляции агрегатов трансмиссии, выход выхлопной системы, электрические устройства переносятся с учетом положение ватерлинии;

- для исключения нагревания грунта передним мостом монтируется снего-грязеотбойный поддон.

Настоящая полезная модель промышленно применима, так как может быть реализована на любом производстве, выпускающем серийные грузовые автомобили.

1. Транспортное средство высокой проходимости, представляющее собой автомобиль типа «Егерь» с двумя мостами, содержащее кабину и расположенную за ней платформу, смонтированные на раме, опирающейся на управляемые от рулевого механизма с усилительным силовым цилиндром колеса переднего управляемого моста и колеса заднего ведущего моста, отличающееся тем, что для обеспечения перемещения на крупногабаритных шинах при давлениях в камере в диапазоне 0,3-0,8 кгс/см 2 передний ведущий мост выполнен ведущим, задний ведущий мост выполнен управляемым и связан с рулевым механизмом переднего моста, ведущие мосты выполнены уширенными путем установки вставки между картером переднего моста и поворотным кулаком со стороны короткой полуоси для обеспечения симметричной схемы расположения главной передачи в каждом мосте и дисковой части обода колеса над серединной зоной пятна контакта шины, при этом под кабину автомобиля, между пакетами рессор и мостами и между рамой и кронштейнами рессор, между рамой и основанием платформы размещены проставки для исключения возможности задевания колесами неподвижных частей конструкции транспортного средства при любых углах поворота руля и преодолении геометрических препятствий.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что для обеспечения возможности перемещения по воде и водонасыщенным грунтам забор воздуха в систему питания двигателя воздухом выполнен выше кабины, на несущую систему и в колесах установлены водоизмещающие емкости, аккумуляторные батареи, системы вентиляции агрегатов трансмиссии, выход выхлопной системы и электрические устройства размещены выше ватерлинии.

3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что для исключения нагребания грунта передним мостом в передней части транспортного средства смонтирован снего-грязеотбойный поддон.



 

Наверх