Дисковая борона

 

Предложена дисковая борона, содержащая раму и фронтально расположенные ряды дисков. Новым авторы считают то, что для улучшения качества почвообработки борона выполнена в виде транспортного шасси, снабженного, например, колесами, полозьями иди другими опорами качения и/или скольжения, обеспечивающими копирование рельефа почвы при рабочем ходе и механизмами перемещения бороны вверх-вниз с возможностью погружения дисков бороны в почву на заданную глубину. Механизм перемещения бороны вверх-вниз может быть выполнен как в виде гидравлического привода с использованием гидроцилиндров, так и в виде механического привода с использованием винтовых пар или зубчатых реек. Колеса, обеспечивающие копирование рельефа почвы при рабочем ходе, выполняют и функцию транспортных колес при переездах. Технический результат - улучшение качества обработки почвы за счет плавного, с фиксацией, изменения погружения дисков бороны в почву при помощи механизма заглубления, что улучшает равномерность и стабильность глубины обработки почвы. Изобретение промышленно применимо. Может быть реализовано в условиях завода или ремонтного предприятия. 2 ил.

Предлагаемое изобретение относится к машинным технологиям почвообработки, а конкретнее, к дисковым боронам, осуществляющим поверхностную обработку почвы и лущение стерни.

Известны дисковые бороны для поверхностной почвообработки (см. напр. Пат.РФ №2185044, 7 01В 21/08 от 04.07.2000 «Дисковое почвообрабатывающее орудие»).

Борона состоит из дисков, установленных фронтальными рядами на автономных стойках закрепленных на поперечных балках рамы, и прицепного устройства.

Недостатком бороны является то, что диски бороны заглубляются в почву бесконтрольно. Их заглубление зависит от диаметра дисков, угла атаки, механических свойств почвы и ее видового состава. Почва может быть сухой или влажной, плотной или рыхлой, с примесью глины или песка и т.д.

В процессе работы такой бороны диски то заглубляются, то выглубляются, нарушая технологический режим работы, чем снижают качество обработки почвы.

Известна борона (см. св-во на полезную модель №14797, 7 01В, 7/00 от 23.02.2000 г.«Плуг-лущилыцик дисковый) - прототип. Борона также содержит фронтально установленные ряды сферических дисков, установленных на раме на автономных стойках. Борона задней частью рамы опирается на каток-выравниватель почвы, а передней частью на сцепку с трактором. Такая борона обрабатывает почву более равномерно. Диски заглублены в почву на фиксированную глубину. В процессе работы борона приближенно повторяет рельеф местности.

Недостатком является то, что в процессе движения трактора по неровной почве, его передняя часть то опускается, то поднимается вверх вместе с трактором. Это приводит к выглублению или заглублению передних дисков. Таким образом, неравномерность обработки почвы сохраняется. Кроме того, регулировка заглубления дисков возможна только с задней части бороны, со стороны катка.

Целью предлагаемого изобретения является устранение вышеуказанных недостатков.

В результате достижения цели получен следующий технический результат - улучшение качества обработки почвы за счет плавного, с фиксацией заглубления, изменения погружения дисков бороны в почву при помощи механизма заглубления, что улучшает равномерность глубины обработки почвы. При этом рама бороны выполнена в виде транспортного шасси, снабженного опорами качения и/или скольжения, обеспечивающими копирование рельефа почвы при рабочем ходе.

Более подробно сущность изобретения будет описана ниже.

На фиг.1 представлен схематический чертеж дисковой бороны. Вид А - вид сбоку, вид В - вид сверху. На фиг.2 представлен вариант ее исполнения.

Борона (фиг.1) состоит из рамы 1, на которой размещены фронтально поперечные ряды дисков 2 на автономных стойках. По бокам рамы 1 установлены передние, например, самоустанавливающиеся колеса 3 и задние колеса 4, снабженные механизмом их перемещения вверх-вниз, выполненным, например, на основе гидроцилиндров 5 и 6.

Таким образом, рама и колеса функционально выполняют роль транспортного шасси, на котором установлены поперечными рядами диски на автономных стойках.

Борона снабжена присоединительным устройством 7 к трактору (на фиг.1 трактор не показан).

Борона (фиг.2) отличается от бороны (фиг.1) механизмом вертикального перемещения колес 3 и 4, который выполнен на принципе винтовой пары, содержащей винт 8, стойку 9 и рукоятку 10 (см. также приложение 1 к заявке).

Работает борона следующим образом. При помощи присоединительного устройства 7 борона соединяется с трактором. Гидросистема трактора (на фиг.1 не показана) коммутируется с гидроцилиндрами 5 и 6. При подаче давления в гидроцилиндры 5 и 6 транспортные колеса 3 и 4 занимают положение, показанное на фиг.1. Ряды дисков 2, размещенные фронтально поперек рамы 1 на автономных стойках, установлены и зафиксированы с определенными углом атаки и углом наклона к вертикальной продольной плоскости. Зазор между нижней кромкой дисков и поверхностью земли Н (клиренс) (см. фиг.1-А) позволяет преодолевать препятствия на полевых дорогах. В таком виде борону транспортируют к месту производства работ.

Перед началом боронования в гидроцилиндры 5 и 6 подается давление, колеса 3 и 4 поднимают вверх, а борона опускается вниз. Диски заглубляются в почву на необходимую глубину. Колеса 3 и 4 фиксируются в заданном положении (см. Приложение 1). Начинается движение трактора и рабочий ход бороны.

В связи с тем, что вес бороны распределяется на большую площадь опоры, уменьшается удельное давление бороны на почву, что снижает уплотнение почвы и улучшает влагосбережение.

Вертикальные колебания сцепного устройства трактора и бороны, при движении трактора по волнистому рельефу почвы, на борону не передаются и не происходит произвольного выдергивания или заглубления дисков бороны. Колеса бороны и заглубленные в почву диски повторяют рельеф почвы. Качество почвообработки (равномерность глубины обработки) улучшается, технический результат обеспечивается.

После окончания работы колеса 3 и 4, при помощи гидроцилиндров 5 и 6, переводят в нижнее положение, показанное на фиг.1. Между дисками 2

и поверхностью почвы образуется транспортный зазор Н (клиренс), который позволяет перемещать борону на новый участок работы.

Таким образом, одни и те же колеса выполняют роль и рабочих (опорных) и транспортных колес.

Вместо колес, которые являются опорами качения, возможно использование и опор скольжения, например, полозьев в виде лыж, которые также хорошо повторяют рельеф почвы, просты по конструкции и надежны в работе.

Работа бороны по фиг.2 отличается тем, что колеса 3 и 4 снабжены винтовой парой, содержащей винт 8, стойку 9, рукоятку 10 (см. также Приложение 1 к заявке). В данном случае регулировка заглубления дисков 2 происходит вручную, что снижает требования к трактору по наличию гидроаппаратуры (гидроцилиндры, шланги и т.п.). Это расширяет возможности использования такой бороны. Винтовая пара может быть заменена парой, состоящей из зубчатой рейки и шестерни.

Изобретение обеспечивает достижение технического результата и промышленно применимо.

1. Дисковая борона, содержащая раму и фронтально расположенные поперечные ряды дисков, отличающаяся тем, что борона выполнена в виде транспортного шасси, снабженного, например, колесами, полозьями или другими опорами качения и/или скольжения, обеспечивающими копирование рельефа почвы при рабочем ходе и механизмом перемещения бороны вверх-вниз, с возможностью погружения дисков бороны в почву на заданную глубину.

2. Дисковая борона по п.1, отличающаяся тем, что механизм перемещения бороны вверх-вниз выполнен в виде гидравлического привода с использованием силового цилиндра или цилиндров и фиксацией заданного положения.

3. Дисковая борона по п.1,отличающаяся тем, что механизм перемещения бороны вверх-вниз выполнен в виде винтовой пары или зубчатой рейки.

4. Дисковая борона по п.1, отличающаяся тем, что колеса, обеспечивающие копирование рельефа почвы при рабочем ходе, выполняют функцию транспортных колес при переездах.



 

Наверх