Монобиль
Предполагаемая полезная модель может быть применена при разработке малолитражных транспортных средств. На несущей раме 3 на осевом шарнире 2 установлено коромысло 1 с возможностью поперечного поворота относительно прямолинейного движения. На каждом плече коромысла 1 установлено на амортизационной стойке 4 самоустанавливающееся колесо 5. При этом хотя бы одно плечо коромысла 1, например правое, сферическим шарниром, установленным на амортизационной стойке 4, связано с одним концом тяги 6, а ее противоположный конец сферическим шарниром связан с рулевым кронштейном 7, который неподвижно закреплен на рулевой вилке 8 с передним колесом 9. Рулевая вилка 8 шарнирно закреплена на несущей раме 3 при помощи оси 10. При прямолинейном движении рулевой кронштейн 7 поворачивает, например, вправо рулевую вилку 8 с передним колесом 9 относительно оси 10. Одновременно с этим он через шарнир перемещает тягу 6 вправо, а кузов 11 поворачивает относительно осевого шарнира 2 в сторону поворота (см. фиг.3). Происходит поворот влево. При этом большая часть веса переносится на левое самоустанавливающееся колесо 5, которое вместе с правым устанавливается по направлению движения. Амортизационные стойки 4 гасят вертикальные колебания самоустанавливающихся колес 5 от неровностей дороги. Поворачивая рулевой кронштейн 7 влево, он через шарнир перемещает тягу 6 влево, а кузов 11, поворачивая вокруг осевого шарнира 2, возвращает в вертикальное положение. Происходит выход из поворота (см. фиг.2). Поворот вправо осуществляется аналогично. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Предполагаемая полезная модель относится к автомобилестроительной отрасли, в частности к малолитражным транспортным средствам.
Известно транспортное Средство (а.с. №1661047, М.кл. В62М 1/04), содержащее раму, передние и задние колеса, мускульный привод и расположенные по бокам управляемые колеса, имеющие возможность наклоняться в сторону поворота.
Недостатком известного транспортного средства является то, что механизм наклона управляемых колес выполнен автономным и не связан с его рулевым управлением. Поэтому при повороте необходимо одновременно поворачивать руль и рукоятку управления механизма наклона.
Известен монобиль (заявка №2005102203, М.кл В62D 1/00), который устраняет недостаток аналога. Монобиль содержит установленный на раму кузов из легкого материала, два колеса, электропривод с питанием от аккумулятора и малый роторный газовый двигатель
внутреннего сгорания с генератором для подзарядки аккумулятора, два малых опорных колеса по бокам с датчиками контроля их положения, руль управления. При повороте электронная система по команде датчиков управляет перемещением вверх или вниз малых опорных колес, при этом осуществляется наклон кузова в сторону поворота.
Недостатком известного монобиля является сложность конструкции, что снижает надежность, возрастает цена монобиля, увеличение массы монобиля ведет к увеличению расхода топлива.
Задачей предполагаемой полезной модели является упрощение конструкции и повышение устойчивости монобиля при поворотах.
Поставленная задача решается за счет того, что на несущей раме установлено, на осевом шарнире, с возможностью поперечного поворота коромысло, причем на каждом его плече установлено самоустанавливающееся по направлению движения колесо, при этом хотя бы одно плечо коромысла через сферический шарнир соединено с одним концом тяги, а противоположный ее конец через сферический шарнир связан с рулевым кронштейном, который неподвижно закреплен на рулевой вилке. А каждое самоустанавливающееся по направлению движения колесо установлено на амортизационной стойке, закрепленной на плече коромысла.
Предполагаемая полезная модель иллюстрируется чертежами:
- на фиг.1 - схематично показан продольный разрез;
- на фиг.2 - схематично показан поперечный разрез;
- на фиг.3 - схематично показано положение при повороте влево;
- на фиг.4 - схематично показано положение при повороте вправо.
Монобиль (фиг.1 и 2) содержит коромысло 1, установленное с возможностью поперечного поворота относительно его движения на осевом шарнире 2, который закреплен на несущей раме 3. Причем на каждом плече коромысла 1 установлена амортизационная стойка 4 с самоустанавливающимся по направлению движения колесом 5. При этом, хотя бы одно плечо коромысла 1, например правое, через сферический шарнир, расположенный на амортизационной стойке 4, соединено с одним концом тяги 6, а противоположный ее конец через сферический шарнир связан с рулевым кронштейном 7, который неподвижно закреплен на рулевой вилке 8 с передним колесом 9. Рулевая вилка 8 закреплена на несущей раме 3 осью 10 с возможностью поворота вокруг нее. Также на несущей раме 3 закреплены кузов 11, привод 12, связанный с задним колесом 13, и сиденье 14.
Монобиль работает следующим образом. При прямолинейном движении (см. фиг.2) рулевой кронштейн 7 поворачивает, например, вправо рулевую вилку 8 с передним колесом 9 относительно оси 10. Одновременно с этим он через шарнир перемещает тягу 6 вправо, а кузов 11 поворачивает относительно осевого шарнира 2 в сторону поворота (см. фиг.3). Происходит поворот влево. При этом большая часть веса переносится на левое самоустанавливающееся колесо 5, которое вместе с правым устанавливается по направлению движения. Амортизационные стойки 4 гасят вертикальные колебания самоустанавливающихся колес 5 от неровностей дороги. Поворачивая рулевой кронштейн 7 влево, он через шарнир перемещает тягу 6 влево, а кузов 11, поворачивая вокруг осевого шарнира 2, возвращает в вертикальное положение (см. фиг.2). Происходит выход из поворота.
При повороте вправо (см. фиг.4) рулевой кронштейн 7 поворачивает рулевую вилку 8 с передним колесом 9 влево. Одновременно с этим он своим шарниром перемещает тягу 6 влево, а кузов 11 поворачивает относительно осевого шарнира 2 в сторону поворота. При этом большая часть веса переносится на правое самоустанавливающееся колесо 5, которое вместе с левым устанавливается по направлению движения. Поворачивая рулевой кронштейн 7 вправо, он через шарнир перемещает тягу 6 вправо, а кузов 11, поворачивая вокруг осевого шарнира 2, возвращает в вертикальное положение (см. фиг.2). Происходит выход из поворота. В результате поворота влево или вправо кузова 11 монобиль всегда имеет опорную точку в качестве сомоустанавливающего колеса 5, что повышает его устойчивость от опрокидывания при повороте.
Применение предполагаемой полезной модели позволит:
- повысить безопасность движения при поворотах, за счет того, что всегда имеются боковые точки опоры;
- упростить конструкцию монобиля, за счет того, что значительно упрощается узел наклона кузова;
- снизить себестоимость, за счет снижения затрат на отдельные узлы (например, узла поворота).
1. Монобиль, содержащий закрепленный на несущей раме кузов из легкого материала, переднее колесо с рулевой вилкой, заднее приводное колесо, соединенное с двигателем, а также два малых опорных колеса, установленных по бокам от водителя, отличающийся тем, что на несущей раме установлено на осевом шарнире с возможностью поперечного поворота коромысло, причем на каждом его плече установлено самоустанавливающееся по направлению движения колесо, при этом хотя бы одно плечо коромысла через сферический шарнир соединено с одним концом тяги, а противоположный ее конец через сферический шарнир связан с рулевым кронштейном, который неподвижно закреплен на рулевой вилке.
2. Монобиль по п.1, отличающийся тем, что каждое самоустанавливающееся по направлению движения колесо установлено на амортизационной стойке, закрепленной на плече коромысла.