Устройство подготовки транспортного средства к стоянке

 

Устройство относится к электронному оборудованию транспортных средств, в частности к устройствам управления стеклоподъемниками и наружными зеркалами транспортных средств, снабженных функцией полного закрытия стекол в ответ на непродолжительное воздействие на соответствующий орган управления, например, кнопку. Достигается предотвращение рассогласования блоков электрооборудования транспортного средства при использовании устройства подготовки транспортного средства к стоянке. Устройство содержит блок управления и первый блок коммутации. Блок управления содержит вход запуска, таймер, первый выход управления, подключенный ко входу управления первого блока коммутации, общий вход, N выходов "вверх", N выходов "вверх до конца". Блок коммутации содержит вход управления, вход электропитания и Р выходов электропитания. Первый выход управления блока управления подключен ко входу управления первого блока коммутации. Целесообразно устройство подготовки транспортного средства к стоянке дополнительно снабжать блоком контроля наружных зеркал и вторым блоком коммутации. При этом блок контроля наружных зеркал снабжают входом управления, М входами контроля наружных зеркал и М выходами контроля наружных зеркал. При этом второй блок коммутации снабжают первым и вторым входами разрешения и выходом разрешения работы наружных зеркал. При этом блок управления дополнительно снабжают вторым выходом управления, подключенным ко входу управления блока контроля наружных зеркал. При этом первый блок коммутации снабжают дополнительным выходом электропитания, подключенным ко второму входу разрешения второго блока коммутации. 6 з.п., 3 илл.

Заявляемая полезная модель относится к электронному оборудованию транспортных средств, в частности к устройствам управления стеклоподъемниками и наружными зеркалами транспортных средств, снабженных функцией полного закрытия стекол в ответ на непродолжительное воздействие на соответствующий орган управления, например, кнопку.

Известные устройства доводки стекол автомобиля, например, доводчик стекол Falcon WR-400 [1], снабжены входом управления, предназначенным для подключения к охранной сигнализации, и силовым выходом питания двигателей стеклоподъемников. Дополнительно устройства доводки содержат блок отключения, выполненный с возможностью анализа сигнала на упомянутом силовом выходе.

Недостатком указанных устройств является наличие силового выхода питания стеклоподъемников. Указанный недостаток приводит к тому, что устройство предназначено для непосредственного управления электродвигателями стеклоподъемников. В некоторых конструкциях автомобилей такое функционирование устройства приводит к рассогласованию работы блоков штатного электрооборудования автомобиля. Это, в частности, относится к автомобилям, снабженным блоками-датчиками положения стекол. Указанное рассогласование в конечном итоге приводит к некорректной работе штатных систем управления стеклами автомобиля, в частности, к ошибочному срабатыванию функции "антизажим" при попытке полного закрытия стекол.

Другим недостатком указанных устройств является наличие упомянутого блока отключения, и его техническая сложность. Указанный недостаток приводит к увеличению наукоемкости и материалоемкости устройств доводки стекол автомобиля.

Техническим результатом, обеспечиваемым заявляемой полезной моделью является предотвращение рассогласования блоков электрооборудования транспортного средства при использовании устройства подготовки транспортного средства к стоянке.

Сущность полезной модели состоит в том, что устройство подготовки транспортного средства к стоянке содержит вход запуска и Р выходов электропитания. При этом упомянутое устройство содержит блок управления и первый блок коммутации. Упомянутый вход запуска является входом запуска

блока управления. Упомянутые Р выходов электропитания являются выходами первого блока коммутации. При этом блок управления содержит таймер, первый выход управления, подключенный ко входу управления первого блока коммутации, общий вход, N выходов "вверх", N выходов "вверх до конца". При этом первый блок коммутации дополнительно содержит вход электропитания.

Предпочтительно снабжать блок управления предохранительным входом.

Целесообразно устройство подготовки транспортного средства к стоянке дополнительно снабжать блоком контроля наружных зеркал и вторым блоком коммутации. При этом блок контроля наружных зеркал снабжают входом управления, М входами контроля наружных зеркал и М выходами контроля наружных зеркал. При этом второй блок коммутации снабжают первым и вторым входами разрешения и выходом разрешения работы наружных зеркал. При этом блок управления дополнительно снабжают вторым выходом управления, подключенным ко входу управления блока контроля наружных зеркал. При этом первый блок коммутации снабжают дополнительным выходом электропитания, подключенным ко второму входу разрешения второго блока коммутации.

Блок управления возможно выполнять в виде микроконтроллера. Первый блок коммутации допустимо выполнять по схеме составного транзисторного каскада с общим истоком. Второй блок коммутации желательно выполнять содержащим схему диодной развязки для предотвращения попадания уровня напряжения со второго входа разрешения на первый вход разрешения. Блок контроля наружных зеркал возможно выполнять содержащим реле с переключающими группами контактов.

Сущность полезной модели поясняется следующими фигурами.

На фигуре 1 показана схема заявляемого устройства подготовки транспортного средства к стоянке, на фиг.2 - схема заявляемого устройства по примеру 2, на фиг.3 - схема заявляемого устройства по примеру 3.

Устройство подготовки транспортного средства к стоянке предназначено для автоматического закрывания стекол и опционального сворачивания наружных зеркал транспортных средств.

Устройство подготовки транспортного средства к стоянке содержит блок управления 1 и первый блок коммутации 2 (фиг.1).

Блок управления 1 предназначен для формирования сигналов на выходах устройства подготовки транспортного средства к стоянке, и формирования управляющих сигналов для других блоков. Блок управления 1 содержит:

- вход запуска 3, предназначенный для инициирования цикла работы устройства подготовки транспортного средства к стоянке. Цикл работы будет описан далее;

- первый выход управления 4, предназначенный для управления первым блоком коммутации 2;

- общий вход 5, предназначенный для его коммутации к выходам блока управления 1;

- N выходов "вверх" 6, предназначенных для коммутации к ним общего входа 5;

- N выходов "вверх до конца" 7, предназначенных для коммутации к ним общего входа 5;

- таймер 8.

Первый блок коммутации 2 содержит:

- вход управления 9, подключенный к первому выходу управления 4 блока управления 1;

- вход электропитания 10, предназначенный для его коммутации к выходам электропитания 11 первого блока коммутации 2;

- Р выходов электропитания 11, предназначенных для подачи электропитания к блокам транспортного средства при работе устройства подготовки транспортного средства к стоянке в случаях, когда подача электропитания к этим блокам не предусмотрена штатной схемой электрооборудования транспортного средства, например, на стоянке.

Первый блок коммутации 2 может находиться в двух состояниях: начальном и активном. Переключение состояния первого блока коммутации 2 происходит по сигналу на его входе управления 9. В начальном состоянии вход электропитания 10 отключен от выходов электропитания 11. В активном состоянии вход электропитания 10 подключен ко всем выходам электропитания 11.

Примеры конкретного выполнения.

Пример 1.

Блок управления 1 выполнен в виде микроконтроллера. Первый блок коммутации 2 выполнен по схеме составного транзисторного каскада с общим истоком, позволяющим коммутировать электропитание со входа электропитания 10 на выходы электропитания 11 с минимальными потерями.

Пример 2.

Для предотвращения срабатывания устройства подготовки транспортного средства к стоянке при наличии водителя в транспортном средстве блок

управления 1 дополнительно содержит предохранительный вход 12 (фиг.2).

Пример 3.

Выполнен аналогично примеру 2. Дополнительно для обеспечения опционального сворачивания наружных зеркал устройство подготовки транспортного средства к стоянке дополнительно содержит блок контроля наружных зеркал 13 и второй блок коммутации 14 (фиг.3).

Блок контроля наружных зеркал 13 содержит вход управления 15, М входов контроля наружных зеркал 16 и М выходов контроля наружных зеркал 17. Блок управления 1 при этом дополнительно содержит второй выход управления 18, подключенный ко входу управления 15 блока контроля наружных зеркал 13.

Блок контроля наружных зеркал 13 может находиться в двух состояниях: начальном и активном. Переключение состояния блока контроля наружных зеркал 13 происходит по сигналу на его входе управления 15. В начальном состоянии устройства подготовки транспортного средства к стоянке уровни на выходах контроля наружных зеркал 17 соответствуют уровням на соответствующих входах контроля наружных зеркал 16. В активном состоянии блок контроля наружных зеркал 13 формирует на выходах контроля наружных зеркал 17 сигналы сворачивания (парковки) наружных зеркал.

Второй блок коммутации 14 содержит первый 20 и второй 21 входы разрешения и выход 22 разрешения работы наружных зеркал. Второй вход разрешения 21 подключен к дополнительному выходу электропитания 19, которым в этом случае снабжен первый блок коммутации 2.

Второй блок коммутации 14 может находиться в двух состояниях: начальном и активном. Переключение состояния второго блока коммутации 14 происходит по сигналу на его втором входе разрешения 21. В начальном состоянии выход разрешения работы наружных зеркал 22 подключен к первому входу разрешения 20. В активном состоянии выход разрешения работы наружных зеркал 22 подключен ко второму входу разрешения 21.

Пример 4.

Выполнен аналогично примеру 3. При этом блок контроля наружных зеркал 13 в активном состоянии производит инверсию сигналов на входах контроля наружных зеркал 16 и их выдачу на выходы контроля наружных зеркал 17. Количество входов контроля наружных зеркал 16 равно двум (М=2).

Пример 5.

Выполнен аналогично примеру 4. Второй блок коммутации 14 содержит схему

диодной развязки для предотвращения попадания управляющего напряжения со второго входа разрешения на первый вход разрешения, то есть в штатные блоки электрооборудования транспортного средства, не участвующие в процессе поднятия стекол и сворачивания наружных зеркал. Блок контроля наружных зеркал 13 выполнен с использованием реле с двумя переключающими группами контактов.

Пример 6.

С целью использования заявляемого устройства для управления одним стеклоподъемником со стороны водителя легкового автомобиля количество выходов "вверх" 6, равное количеству выходов "вверх до конца" 7, равно одному (N=1). Количество выходов электропитания 11 равно двум (Р=2).

Пример 7

С целью использования заявляемого устройства для управления одним стеклоподъемником со стороны водителя легкового автомобиля количество выходов "вверх" 6, равное количеству выходов "вверх до конца" 7, равно одному (N=1). Количество выходов электропитания 11 равно одному (Р=1).

Пример 8.

С целью использования заявляемого устройства для управления двумя стеклоподъемниками со стороны водителя и рядом сидящего пассажира легкового автомобиля количество выходов "вверх" 6, равное количеству выходов "вверх до конца" 7, равно двум (N=2). Количество выходов электропитания 11 равно одному (Р=1).

Пример 9.

Для тех же целей, что и в предыдущем примере, но при условии предусматривания штатной системой электрооборудования автомобиля двух независимых линий электропитания блоков стеклоподъемников, количество выходов "вверх" 6, равное количеству выходов "вверх до конца" 7, равно двум (N=2). Количество выходов электропитания 11 равно двум (Р=2).

Пример 10.

С целью использования заявляемого устройства для управления четырьмя стеклоподъемниками легкового автомобиля Количество выходов "вверх" 6, равное количеству выходов "вверх до конца" 7, равно четырем (N=4).

Реализация конструктивных элементов заявляемой полезной модели не ограничивается приведенными выше примерами.

Описание работы.

Вход запуска 3 подключают, преимущественно, к выходу охранной сигнализации транспортного средства, активизирующемуся при постановке на охрану. Выходы "вверх" 6 и "вверх до конца" 7 подключают, преимущественно, к соответствующим линиям концевых выключателей управления стеклоподъемниками транспортного средства. При этом выход "вверх" 6 подключают к концевому выключателю, при замыкании которого стеклоподъемник поднимает (закрывает) стекло транспортного средства пока выключатель замкнут. Выход "вверх до конца" 7 подключают к концевому выключателю, при кратковременном замыкании которого стеклоподъемник поднимает (закрывает) стекло транспортного средства до конца. Выходы электропитания 11 подключают к управляющим входам электропитания блоков стеклоподъемников транспортного средства.

При выполнении устройства подготовки транспортного средства к стоянке по примеру 2 (фиг.2) предохранительный вход 12 подключают к линии в электрооборудовании автомобиля, сигнализирующей о наличии водителя в транспортном средстве. Этой линией может быть линия передачи сигнала "зажигание" электрооборудования транспортного средства или выход устройства идентификации водителя.

При выполнении устройства подготовки транспортного средства к стоянке по примеру 3 (фиг.3) входы 16 и выходы 17 контроля наружных зеркал подключают в разрыв одноименных линий электрооборудования транспортного средства, а первый вход разрешения 20 второго блока коммутации 14 и выход разрешения работы наружных зеркал 22 этого блока 14 подключают в разрыв линии разрешения работы наружных зеркал электрооборудования транспортного средства. Этой линией является обычно линия передачи сигнала "зажигание" электрооборудования транспортного средства, идущая к штатным блокам наружных зеркал транспортного средства.

Устройство подготовки транспортного средства к стоянке работает циклически. Начало каждого цикла инициируется сигналом на входе запуска 3. При активном сигнале на предохранительном входе 12 цикл не инициируется, а выполнение начатого цикла прерывается.

В начале цикла блок управления 1 формирует сигнал активации на первом выходе управления 4, что переводит первый блок коммутации 2 в активное состояние. При этом вход электропитания 10 подключается ко всем выходам электропитания 11 и дополнительному выходу электропитания 19, переводя

второй блок коммутации в активное состояние. При этом второй блок коммутации 14 подключает второй вход разрешения 21 к выходу разрешения работы наружных зеркал 22.

После этого блок управления 1 формирует на выходах "вверх" 6 и "вверх до конца" 7 сигнал подъема (закрытия) стекол транспортного средства до конца. Для формирования этого сигнала упомянутые выходы 6, 7 подключаются к общему входу 5. Временная диаграмма упомянутого сигнала является унифицированной для набора моделей транспортных средств, на которых применяется устройство подготовки транспортного средства к стоянке.

В цикле блок управления 1 также формирует сигнал активации на втором управляющем выходе 18, что переводит в активное состояние блок контроля наружных зеркал 13. При этом блок контроля наружных зеркал 13 формирует на выходах контроля наружных зеркал 17 сигналы сворачивания наружных зеркал. Временная диаграмма упомянутых сигналов является унифицированной для набора моделей транспортных средств, на которых применяется устройство подготовки транспортного средства к стоянке.

Через время Т, отсчитываемое по таймеру 8, и достаточное для полного подъема стекол транспортного средства и сворачивания наружных зеркал, блок управления 1 формирует на своих выходах управления 4, 18 сигналы деактивации, переводящие блок контроля наружных зеркал 13 и первый 2 и второй 14 блоки коммутации в начальное состояние.

В заявляемой полезной модели заявляемый технический результат: "предотвращение рассогласования блоков электрооборудования транспортного средства при использовании устройства подготовки транспортного средства к стоянке" достигается за счет того, что устройство подготовки транспортного средства к стоянке содержит блок управления и первый блок коммутации. При этом блок управления содержит вход запуска, таймер, первый выход управления, подключенный ко входу управления первого блока коммутации, общий вход, N выходов "вверх", N выходов "вверх до конца". При этом первый блок коммутации содержит вход управления, вход электропитания и Р выходов электропитания. При этом первый выход управления блока управления подключен ко входу управления первого блока коммутации.

Заявляемое устройство подготовки транспортного средства к стоянке реализовано на промышленно выпускаемых устройствах, может быть изготовлено на любом радиотехническом предприятии и найдет широкое применение в

области электронного оборудования транспортных средств.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

1. Интернет-ресурс http://www.autopulse.ru/item3407.html.

1. Устройство подготовки транспортного средства к стоянке, содержащее вход запуска и Р выходов электропитания, отличающееся тем, что упомянутое устройство содержит блок управления и первый блок коммутации, причем упомянутый вход запуска является входом запуска блока управления, а упомянутые Р выходов электропитания являются выходами первого блока коммутации, при этом блок управления содержит таймер, первый выход управления, подключенный ко входу управления первого блока коммутации, общий вход, N выходов "вверх", N выходов "вверх до конца", при этом первый блок коммутации дополнительно содержит вход электропитания.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блок управления дополнительно содержит предохранительный вход.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит блок контроля наружных зеркал и второй блок коммутации, при этом блок контроля наружных зеркал содержит вход управления, М входов контроля наружных зеркал и М выходов контроля наружных зеркал, при этом второй блок коммутации содержит первый и второй входы разрешения и выход разрешения работы наружных зеркал, при этом блок управления дополнительно содержит второй выход управления, подключенный ко входу управления блока контроля наружных зеркал, при этом первый блок коммутации содержит дополнительный выход электропитания, подключенный ко второму входу разрешения второго блока коммутации.

4. Устройство по любому из пп.1-3, отличающееся тем, что блок управления выполнен в виде микроконтроллера.

5. Устройство по любому из пп.1-3, отличающееся тем, что первый блок коммутации выполнен по схеме составного транзисторного каскада с общим истоком.

6. Устройство по п.3, отличающееся тем, что второй блок коммутации содержит схему диодной развязки для предотвращения попадания уровня напряжения со второго входа разрешения на первый вход разрешения.

7. Устройство по п.3, отличающееся тем, что блок контроля наружных зеркал содержит реле с переключающими группами контактов.



 

Наверх