Запирающее устройство

 

Полезная модель относится к области скобяных изделий и касается запирающего устройства, имеющего корпус с пропускным каналом, гладким отверстием и опорным отверстием, пересекающим пропускной канал, соответственно под свободный и пассивный концы отрезка каната и стопорный элемент, выполненный в виде опорной и заостренной частей с вершиной. При запирании свободный конец протягивается через узел запирания и пропускной канал, и после образования петли минимального размера осуществляют перемещение стопорного элемента в зону взаимодействия вершины заостренной части с отрезком каната. Согласно полезной модели в положении устройства, подготовленного к запиранию, стопорный элемент в опорном отверстии зафиксирован с частично простирающейся наружу корпуса, имеющую открытый торец, опорной частью, а силовое воздействие при запирании на стопорный элемент осуществляют путем приложения внешней нагрузки к его открытому торцу по осевой линии и перемещение производят по прямой линии, при этом силовое воздействие ведут до взаимодействия вершины заостренной части с торцом опорного отверстия, причем последнее выполнено глухим с перебегом пропускного канала и диаметром больше диаметра последнего. Внешнюю нагрузку осуществляют посредством преимущественно статического нагружения на стопорный элемент, которая может быть обеспечена инструментами для зажима. Стопорный элемент в опорном отверстии зафиксирован либо с небольшим натягом, обеспечивающим временное легко разрушаемое крепление, либо опорную часть выполняют с накаткой. Использование предлагаемой конструкции запирающего устройства позволяет упростить технологию запирания и повысить надежность фиксации отрезка каната 7 з.п. ф-лы 3 ил.

Область техники, к которой относится полезная модель

Полезная модель относится в целом к области машиностроения, в частности к запирающим устройствам, которые используются на железнодорожном, автомобильном и других видах транспорта для защиты дверей вагонов, контейнеров, люков цистерн, штурвалов вагонов - хопперов, а также различных помещений, в т.ч. складов, магазинов и т.п. от несанкционированного проникновения.

Уровень техники

Известно устройство, в котором, в качестве запирающего средства используется гибкий элемент, например отрезок троса с пассивным концом, закрепленным в корпусе и со свободным концом, пропускаемым при запирании через сквозное отверстие в корпусе, а в качестве средства фиксации используется фиксатор, выполненный в виде изогнутого элемента «Г»-образной формы или винта с заостренным концом, имеющим участок с уменьшенным поперечным сечением, выполненным в виде кольцевой проточки или канавки и следующим за ним резьбовым участком, расположенным в резьбовом отверстии корпуса.

При запирании заостренный конец фиксатора взаимодействует с тросом, и при достижении заданного усилия фиксации, фиксатор обламывается в зоне проточки (патент США №4312512, НКи 292-315).

К недостаткам известных устройств следует отнести недостаточно надежное крепление отрезка троса концом винта, т.к. при незначительном его ослаблении, отрезок троса может быть вытянут из сквозного отверстия.

Крепление пассивного конца отрезка троса (каната) в сравнительно длинной втулке не позволяет при запирании объекта охраны обеспечить петлю минимального размера. Кроме того, известное устройство не обладает высокой стойкостью к силовому воздействию.

Указанные недостатки преодолены в устройстве, описанном в патенте Ru 2195712, кл. G09F 3/03.

Устройство содержит корпус, в котором закреплен пассивный конец отрезка каната (троса), а через сквозное отверстие при запирании пропускают свободный конец отрезка каната (троса) и фиксируют его посредствам поворотной рукоятки с резьбовой частью, ввернутой в резьбовое отверстие корпуса. Оси отверстий расположены со смещением или в одной плоскости. При запирании конец винта взаимодействует с канатом, а при достижении заданного усилия фиксации, винт отламывается в зоне проточки.

Указанное устройство недостаточно технологично (наличие резьбового отверстия в корпусе и резьбового конца на рукоятке).

Кроме того, крепление пассивного конца отрезка каната посредством трех последовательно расположенных опрессовок, увеличивает габариты изделия. Техническим результатом предлагаемой полезной модели является устранение указанных недостатков.

Сущность полезной модели

Это достигается тем, что в известном запирающем устройстве, имеющим корпус с пропускным каналом, гладким отверстием и опорным отверстием, пересекающим пропускной канал, соответственно под свободный и пассивный концы отрезка каната и стопорный элемент, выполненный в виде опорной и заостренной частей с вершиной, при этом при запирании

свободный конец протягивается через узел запирания и пропускной канал, и после образования петли минимального размера осуществляют перемещение стопорного элемента в зону взаимодействия вершины заостренной части с отрезком каната, согласно полезной модели в положении устройства, подготовленного к запиранию, стопорный элемент в опорном отверстии зафиксирован с частично простирающейся наружу корпуса, имеющую открытый торец, опорной частью, а силовое воздействие при запирании на стопорный элемент осуществляют путем приложения внешней нагрузки к его открытому торцу по осевой линии и перемещение производят по прямой линии, при этом силовое воздействие ведут до взаимодействия вершины заостренной части с торцом опорного отверстия, причем последнее выполнено глухим с перебегом пропускного канала и диаметром больше диаметра последнего.

А также тем, что внешнюю нагрузку осуществляют посредством статического нагружения на стопорный элемент.

А также тем, что внешнюю нагрузку осуществляют посредством ударного действия на стопорный элемент.

А также тем, что стопорный элемент в опорном отверстии зафиксирован либо плотно с небольшим натягом, например по посадке р6, при этом отверстия выполняют по посадке Н7, обеспечивающим временное легко разрушаемое крепление, либо в качестве последнего используют, например липкую ленту, либо опорную часть выполняют с накаткой.

А также тем, что корпус и стопорный элемент выполнен с осевым глухим отверстием.

А также тем, что открытый торец стопорного элемента выполнен с радиусным закруглением, а торец корпуса со стороны последнего выполнен с радиусным углублением.

А также тем, что заостренная часть стопорного элемента выполнена с углом в пределах 17-27°.

А также тем, что заостренная часть стопорного элемента полностью или частично выполнена с односторонне скошенными зубцами, дополнительно препятствующими вытягиванию его из отрезка каната.

Ниже полезная модель поясняется на примере выполнения с сопровождающими чертежами.

Краткий перечень чертежей

На фиг.1 - показан общий вид предлагаемого запирающего устройства в положении, подготовленного к запиранию, в разрезе (тонкими линиями показано положение заостренной части стопорного элемента в закрытом положении устройства);

На фиг.2 - вид устройства слева;

На фиг.3 - стопорный элемент;

Предпочтительный вариант осуществления полезной модели

Запирающее устройство имеет корпус 1 с пропускным каналом 2, гладким отверстием 3 и опорным отверстием 4, пересекающим пропускной канал 2, соответственно под свободный 5 и пассивный 6 концы отрезка каната и стопорный элемент 7, выполненный в виде опорной 8 и заостренной 9 частей с вершиной 10, при этом при запирании свободный конец протягивается через узел запирания и пропускной канал 2, и после образования петли минимального размера осуществляют перемещение стопорного элемента 7 в зону взаимодействия вершины заостренной части с отрезком каната. Согласно изобретению, в положении устройства, подготовленного к запиранию, стопорный элемент 7 в опорном отверстии 4 зафиксирован с частично простирающейся наружу 11 корпуса, имеющую открытый торец 12, опорной частью 8, а силовое воздействие при запирании на стопорный элемент осуществляют путем приложения внешней нагрузки к его открытому

торцу 12 по осевой линии и перемещение производят по прямой линии, при этом силовое воздействие ведут до взаимодействия вершины 10 заостренной части с торцом 13 опорного отверстия 4, причем последнее выполнено глухим с перебегом 14 пропускного канала 2 и диаметром больше диаметра последнего.

При этом внешнюю нагрузку осуществляют либо посредством статического нагружения на стопорный элемент, либо посредством ударного действия на него.

Детальное описание будет приведено в разделе использования полезной модели.

Стопорный элемент 7 в опорном отверстии 4 зафиксирован либо плотно с небольшим натягом, например по посадке р6, при этом отверстия выполняют по посадке Н7, обеспечивающим временное легко разрушаемое крепление, либо в качестве последнего используют, например липкую ленту, либо опорную часть 8 выполняют с накаткой.

На фиг.1 корпус 1 и стопорный элемент 7 выполнен с осевым глухим отверстием, соответственно 15 и 16.

На фиг.3 открытый торец 12 стопорного элемента 7 выполнен с радиусным закруглением 17, а торец корпуса (фиг.1) со стороны последнего выполнен с радиусным углублением. 18.

Заостренная часть 9 стопорного элемента выполнена с углом в пределах 17-27°.

На фиг.3 заостренная часть 9 стопорного элемента полностью или частично выполнена с односторонне скошенными зубцами, дополнительно препятствующими вытягиванию его из отрезка каната. Заостренная часть может быть конической (фиг.3), либо пирамидальной, либо какой-либо другой формы с вершиной на конце.

Запирающее устройство может быть снабжено местом для нанесения необходимой пломбировочной информации, предусмотренным на корпусе, последний может быть выполнен многогранным, цилиндрическим и т.п.

Пассивный конец отрезка каната, в качестве которого используется отрезок троса, может быть закреплен в отверстии 3 посредством местной опрессовки, либо снабжен хвостовиком и свободно через него пропущен. Отверстие 3 выполняют параллельно пропускному каналу 2.

Используется предлагаемое запирающее устройство следующим образом. Свободный конец 5 отрезка каната пропускают через запорный узел (проушины) дверей вагона, контейнера и т.п., а затем протягивают через пропускной канал 2.

После образования петли минимального размера, к стопорному элементу 8 прикладывают внешнюю нагрузку. Она может быть динамической (ударной), обеспечиваемой ручными переносными инструментами с силовым приводом, например с электрическим или электромагнитным приводом, встроенным гидравлическим приводом, либо с приводом, приводимым сжатыми газами и др.

Предпочтительно использовать статическую нагрузку, которая может быть обеспечена инструментами для зажима, в том числе клещами с шарнирно-рычажной передачей, плоскогубцами с параллельным движением губок, щипцами для пломб с эксцентриковым рычагом и др.

При этом стопорный элемент 7, перемещаясь прямолинейно (без вращения) внутрь корпуса, заостренной частью 9 с вершиной 10, взаимодействует с отрезком каната, раздвигает и сдвигает его пряди в зоне стопорения (заклинивания), соответственно радиально и вдоль оси опорного отверстия 4 в сторону перебега 14. После прохождения («прошивания») отрезка каната заостренная часть 9 стопорного элемента 7 с вершиной 10 входит во взаимодействие с торцом 13 опорного отверстия 4. При этом не исключено частичное обламывание вершины 10, либо ее деформация. В результате вся заостренная часть 9 будет находиться в зоне стопорения (заклинивания), надежно удерживая отрезок каната 7. Его несанкционированное выдергивание без видимых следов разрушения корпуса 1, самого отрезка каната и стопорного элемента 7 невозможно. Также невозможно будет

вытащить и стопорный элемент, поскольку он в закрытом положении устройства располагается заподлицо с торцом корпуса (втулки), (а в случае наличия выступа на силовом инструменте со стороны стопорного элемента он будет утоплен внутри корпуса) и удерживаться расклинивающим действием заостренной (конической) части 9 в зоне стопорения отрезка каната. Зона стопорения, отмеченная тонким кружком на фиг.1, включает участок перебега, участок пропускного канала, пересекающий опорное отверстие, и участок опорного отверстия, прилегающий к пропускному каналу, приблизительно равный длине перебега.

Выполнение корпуса и стопорного элемента или только последнего с осевым глухим отверстием, либо выполнение торца стопорного элемента с закруглением и корпуса с радиусным закруглением (или фаской опорного отверстия) обеспечивает утопление стопорного элемента в корпусе, недоступным к злоумышленному воздействию.

Для предупреждения высверливания стопорного элемента 7 его целиком или его торец выполняют с повышенной твердостью. Конструкция предлагаемого устройства повышает надежность стопорения отрезка каната, т.к. заостренный (конический) участок опирается на две опоры, а образующееся в зоне стопорения (заклинивания) вспучивание оказывает дополнительный эффект фиксации отрезка каната при злоумышленном воздействии на запорное устройство.

Предлагаемое устройство может быть использовано также в качестве дополнительного фиксирующего устройства в запорно-пломбировочных устройствах, в которых в качестве основного фиксирующего элемента служат шарики, либо ролики, либо другие элементы.

При этом возможна установка стопорного элемента в опорное отверстие вручную (при поставке корпуса и стопорного элемента в комплекте раздельно), либо с помощью переносных инструментов для стопорения, которые могут быть оснащены магазинными загрузочными приспособлениями.

Использование предлагаемой конструкции запирающего устройства позволяет упростить технологию запирания и повысить надежность фиксации отрезка каната, а следовательно, и устойчивость к криминальному вскрытию без видимых следов.

Наиболее успешно предлагаемое запирающее устройство может быть использовано при запирании дверей порожних вагонов, а также в качестве дополнительного фиксирующего средства отрезка каната в запорно-пломбировочных устройствах.

1. Запирающее устройство, имеющее корпус с пропускным каналом, гладким отверстием и опорным отверстием, пересекающим пропускной канал, соответственно под свободный и пассивный концы отрезка каната и стопорный элемент, выполненный в виде опорной и заостренной частей с вершиной, отличающееся тем, что заостренная часть вершины выполнена с возможностью частичного обламывания или деформации при взаимодействии с торцом опорного отверстия, выполненного глухим с перебегом пропускного канала и с диаметром больше диаметра последнего.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что или опорное отверстие выполняют по посадке Н7, или опорную часть стопорного элемента выполняют с накаткой для обеспечения предварительного фиксирования с временным легко разрушаемым креплением стопорного элемента в опорном отверстии.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус и стопорный элемент выполнен с осевыми глухими отверстиями.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что открытый торец стопорного элемента выполнен с радиусным закруглением, а торец корпуса со стороны последнего выполнен с радиусным углублением.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что заостренная часть стопорного элемента выполнена с углом в пределах 17-27°.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что заостренная часть стопорного элемента полностью или частично выполнена с односторонне скошенными зубцами, дополнительно препятствующими вытягиванию его из отрезка каната.



 

Наверх