Пожарно-спасательный автомобиль

 

Полезная модель относится к автомобилестроению, а именно, к маневренным автомобилям, предназначенным для использования в качестве спецтехники при тушении пожаров или устранении последствий техногенных катастроф, дорожно-транспортных происшествий и т.п..

Пожарно-спасательный автомобиль содержит двигатель 1, шасси 2, несущий кузов 3 с задней открывающейся дверью 4. Задняя дверь 4 может либо откидываться вверх, либо открываться в сторону. В зоне багажного отсека 5 автомобиля установлен стеллаж 6. В багажном отсеке 5 установлены направляющие 8, по которым скользят продольные элементы 9 стеллажа 6, за счет чего стеллаж имеет возможность выдвижения (перемещения вдоль кузова до положения рабочего состояния). На стеллаже 6 размещены пожарная установка 7 и спасательное оборудование 8.

Спасательное оборудование 8 и пожарная установка 7 крепятся на стеллаже с помощью универсальных крепежных элементов 10. В качестве универсальных элементов крепления могут быть использованы, например, ремни, ложементы, винтовые крепежные элементы и т.п.

Для обеспечения доступа к запасному колесу (если оно размещено на полу багажного отсека или в нише пола багажного отсека), стеллаж снабжен откидной крышкой 11.

Полезная модель относится к автомобилестроению, а именно, к маневренным автомобилям, предназначенным для использования в качестве спецтехники при тушении пожаров или устранении последствий техногенных катастроф, дорожно-транспортных происшествий и т.п..

Известен кузов транспортного средства, в частности пожарного автомобиля, содержащий установленные на надрамнике цистерну для воды, левый и правый кузовные отсеки с дверями для размещения пожарного оборудования. Надрамник выполнен в виде продольных лонжеронов, связанных поперечинами. К поперечинам с двух сторон прикреплены продольные горизонтальные площадки, на которых установлены левый и правый кузовные отсеки, выполненные в виде отдельных съемных блоков (патент РФ №38292 U1, МПК 7 А62С 27/00, B62D 33/04, 2004 г).

Большие габариты кузова автомобиля, а также большой вес съемного оборудования и выполнение такого оборудования съемным, поскольку для доступа к съемному оборудованию необходимо затратить достаточные усилия и дополнительно время.

Известна спасательно-пожарная машина первой помощи, содержащая транспортное средство с кабиной и кузовом с дверями, в котором размещены источники энергии, аварийно-спасательный инструмент и оборудование, включающее противопожарное. Двери кузова выполнены шторного типа с двух боковых и задней стенок. Источники энергии объединены в единую энергетическую установку, которая размещена в кузове с возможностью извлечения и перемещения. Противопожарное оборудование выполнено в виде установки пожаротушения тонкораспыленной водой (патент РФ №43178 U1, МПК 7 А62С 27/00, 2005 г.)

Большие габариты автомобиля, возможность извлечения только энергетической установки, имеющей большой вес, и выполнение установки съемной, поскольку для приведения в действие съемной энергетической установки необходимо затратить достаточные усилия и дополнительно время.

Недостатком многих известных решений, касающихся транспортных средств, предназначенных для использования в качестве пожарной техники или

для служб спасения, является их низкая маневренность из-за больших габаритов. Такая техника не имеет возможности доступа к месту назначения в случае, если рядом нет подъездных путей, достаточных для маневра таких машин. Данную проблему можно решить, оборудовав спасательной техникой и пожарными установками небольшие автомобили.

Известен пожарно-спасательный автомобиль-пикап, содержащий кабину, кузов, выполненный в виде специального контейнера с пожарной установкой и спасательным оборудованием. В контейнере выполнены две боковые и задняя дверки шторного типа (см. статью в газете «Семь верст», №3 (346) от 29 января-4 февраля 2007 г., стр.8).

Недостатком данного решения является выполнение кузова в виде контейнера со стационарно установленным оборудованием, доступ к которому осуществляется только после открытия всех дверей. При этом доступ к оборудованию ограничен размерами дверей. Кроме того, возможны ситуации, когда во время движения может быть поврежден механизм подъема шторных дверей и для доступа к оборудованию необходимо будет выполнить ремонт такого механизма, либо удалить дверки.

Широко известны легковые автомобили-универсалы, например автомобиль ВА3-2104, выпускаемый Волжским автомобильным заводом (ОАО «АВТОВАЗ»), или автомобиль, выпускаемый тем же заводом ВА3-2111, снабженный задней откидной дверью.

Задача, решаемая полезной моделью - создание пожарно-спасательного автомобиля на базе используемых легковых автомобилей с кузовом «универсал (хэтчбэк)», лишенного недостатков описанных решений из известного уровня техники, обеспечивающего быстрый доступ к средствам спасения при необходимости использования в экстремальных ситуациях.

Поставленная задача решается за счет того, что разработан пожарно-спасательный автомобиль, содержащий двигатель, шасси, несущий кузов с задней открывающейся дверью, в котором в зоне багажного отсека установлен стеллаж, с размещенными на нем пожарной установкой и спасательным оборудованием, причем стеллаж выполнен с возможностью частичного выдвижения (перемещения вдоль кузова до положения рабочего состояния).

Стеллаж снабжен универсальными элементами закрепления оборудования.

Достигаемый технический результат: расширение арсенала технических средств определенного назначения - обеспечивается за счет применения

разработанного пожарно-спасательного автомобиля, содержащего двигатель, шасси, несущий кузов с задней открывающейся дверью, в котором в зоне багажного отсека установлен стеллаж, с размещенными на нем пожарной установкой и спасательным оборудованием, причем стеллаж выполнен с возможностью частичного выдвижения (перемещения вдоль кузова до положения рабочего состояния).

Технический результат от использования полезной модели заключается в том, что установка в автомобиле в зоне багажного отсека стеллажа, с размещенными на нем пожарной установкой и спасательным оборудованием, позволяет использовать обычный автомобиль по новому назначению, обеспечить доставку спасателей или пожарных к месту происшествия в сжатые сроки. Выполнение стеллажа с возможностью выдвижения (перемещения вдоль кузова до положения рабочего состояния) позволяет облегчить доступ к пожарному оборудованию, обеспечить высокую скорость разворачивания пожарного расчета (или группы МЧС) на месте.

Наличие на стеллаже универсальных элементов закрепления оборудования позволяет максимально снизить время на разборку и приведение в готовность оборудования на месте происшествия.

Сравнение заявляемого технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета показывает, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Предложенное техническое решение промышленно применимо, так как может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Фиг.1 - вид сбоку на автомобиль.

Фиг.2 - вид на багажный отсек с размещенным в нем стеллажом без оборудования.

Фиг.3 - вид автомобиля сбоку с выдвинутым в рабочее состояние стеллажом.

Пожарно-спасательный автомобиль содержит двигатель 1, шасси 2, несущий кузов 3 с задней открывающейся дверью 4. Задняя дверь 4 может либо откидываться вверх, либо открываться в сторону. В зоне багажного отсека 5

автомобиля установлен стеллаж 6. В багажном отсеке 5 установлены направляющие, по которым скользят продольные элементы 7 стеллажа 6, за счет чего стеллаж имеет возможность выдвижения (перемещения вдоль кузова до положения рабочего состояния). На стеллаже 6 размещены пожарная установка 8 и спасательное оборудование 9.

Спасательное оборудование 9 и пожарная установка 8 крепятся на стеллаже с помощью универсальных крепежных элементов 10. В качестве универсальных элементов крепления могут быть использованы, например, ремни, ложементы, винтовые крепежные элементы и т.п. (см. фиг.2).

Для обеспечения доступа к запасному колесу (если оно размещено на полу багажного отсека или в нише пола багажного отсека), стеллаж снабжен откидной крышкой 11.

В состав специального оборудования можно включать, например, систему громкоговорящую светосигнальную, радиостанцию стационарную УКВ диапазона, комплект первой медицинской помощи «Омнимед», аптечку медицинскую автомобильную, РУПТ-60 «Игла», комплект боевой одежды пожарного, ножницы гидравлические, полотно противопожарное и т.п. Все оборудование сертифицировано для служб МЧС.

Автомобиль работает следующим образом.

При возникновении чрезвычайной ситуации за счет своей маневренности и высокой скорости автомобиль может попасть к месту назначения в самые короткие сроки. Предпочтительно использование автомобиля в городских условиях. На месте происшествия пожарный расчет или команда спасателей извлекает оборудование из кузова путем выдвижения стеллажа 6 по направляющим, расположенным в багажнике. Таким образом обеспечивается доступ к оборудованию, размещенному на стеллаже. При этом часть стеллажа с оборудованием расположена консольно над задним бампером. Подготовка к рабочему состоянию занимает минимальное количество времени (до 2,2 минут - данный параметр уточняется в ходе проведения испытаний автомобиля).

С помощью разработанного автомобиля можно осуществлять следующие функции:

оперативная доставка расчета из 5 человек и специального оборудования к местам возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, по дорогам всех категорий со скоростью до 143 км/час;

ведение разведки пожаров;

тушение локальных очагов пожаров при помощи ранцевой установки пожаротушения;

оказание первой медицинской помощи пострадавшим с использованием медицинской укладки;

перекусывание металлических элементов конструкций;

ограждение и освещение опасных участков и мест проведения аварийно-спасательных работ;

организация радиосвязи в УКВ диапазоне с использованием мобильной радиостанции на дальность до 20 км и носимой - на дальность до 3 км.

проведение предварительной оценки и определения причин пожара. Сборку автомобиля можно производить на напольном или на подвесном конвейере или на отдельных стапелях. Изготовление автомобиля может осуществляться как в единичном, так в мелкосерийном или в массовом производстве, поскольку все операции сборки могут быть автоматизированы. При изготовлении автомобиля со стеллажом может быть использовано известное технологическое оборудование.

1. Пожарно-спасательный автомобиль, содержащий двигатель, шасси, несущий кузов с задней открывающейся дверью, в котором в зоне багажного отсека установлен с возможностью выдвижения (перемещения вдоль кузова до положения рабочего состояния) стеллаж с размещенными на нем пожарной установкой и спасательным оборудованием.

2. Пожарно-спасательный автомобиль по п.1, отличающийся тем, что стеллаж снабжен универсальными элементами закрепления оборудования.



 

Наверх