Дорожная насыпь на вечной мерзлоте

 

Полезная модель относится к области строительства, а именно к возведению искусственных сооружений на вечной мерзлоте.

Дорожная насыпь на вечной мерзлоте содержит тело насыпи, расположенное на естественной поверхности грунта, ограниченное внешней поверхностью, включающей сверху основную площадку насыпи, а по бокам - откосы, и навес, содержащий имеющие выпуклое очертание несущие элементы навеса, охватывающие внешнюю поверхность насыпи, опорную систему и расположенное на несущих элементах защитное покрытие.

Новым в предлагаемой полезной модели является то, что опорная система выполнена в виде элементов, уложенных горизонтально в теле насыпи в верхней ее части и являющихся составной частью несущих элементов навеса, при этом защитное покрытие уложено только в пределах откосов. Кроме того, несущие элементы навеса могут быть снабжены дополнительными опорами на их нижних концах.

Технический результат полезной модели состоит в упрощении конструкции солнцеосадкозащитных сооружений, применяемых в дорожных насыпях на вечной мерзлоте, и снижении их материалоемкости.

1 н.п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к области строительства, а именно к возведению искусственных сооружений на вечной мерзлоте.

Известна дорожная насыпь на вечной мерзлоте с тепловыми экранами из листов пенополистирола или из полотнищ геотекстиля, укладываемых на поверхности грунта, а также насыпи с уположенными откосами. («Технические условия на проектирование и строительство железных дорог на полуострове Ямал», ОАО Газпром, г.Москва, 2005 г., п.4.5.24, рис.4.1).

Недостатком конструкции является то, что устройство тепловых экранов часто является технологически сложным, а устройство уположенных откосов материалоемко и является эффективным только для регионов с повышенным снегопереносом.

Наиболее близкой по технической сущности и достигнутому результату к заявляемой является насыпь на вечной мерзлоте, содержащая солнцеосадкозащитный навес, окаймляющий все поперечное сечение насыпи либо часть ее (А.с. СССР №1740555, опубл. 15.06.92, бюл. №22).

Недостатком такой конструкции является сложность в исполнении и материалоемкость навеса.

Задача предлагаемой полезной модели заключается в упрощении конструкции навеса и снижении ее материалоемкости.

Для достижения указанного технического результата в дорожной насыпи на вечной мерзлоте, содержащей тело насыпи, расположенное на естественной поверхности грунта и ограниченное внешней поверхностью, включающей сверху основную площадку насыпи, а по бокам - откосы и навес, содержащий имеющие выпуклое очертание несущие элементы навеса, охватывающие внешнюю поверхность насыпи, опорную систему и расположенное на несущих элементах защитное покрытие, опорная система выполнена в виде элементов, уложенных горизонтально в верхней части тела насыпи и являющихся составной частью несущих элементов навеса, при этом защитное покрытие уложено только в пределах откосов.

Кроме того, несущие элементы могут быть снабжены дополнительными опорами на их нижних концах.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена предлагаемая дорожная насыпь.

Дорожная насыпь на вечной мерзлоте содержит тело 1 насыпи, расположенное на естественной поверхности 2 грунта и включающее основную площадку 3, откосы 4, навес 5, включающий несущие элементы 6, опорную систему 7, защитное покрытие 8, расположенное на несущих элементах 6. Между навесом 5 и телом 1 насыпи имеется зазор 9. Опорная система 7 уложена горизонтально в теле 1 насыпи в верхней ее части и является составной частью несущих элементов 6 навеса. В своей нижней части несущие элементы 6 могут быть снабжены дополнительными опорами 10. Навес может полностью, а может и частично перекрывать сверху откос (это определяется теплофизическим расчетом).

Насыпь на вечной мерзлоте работает следующим образом.

Навес над откосами насыпи препятствует в зимний период снегозаносам этих откосов, снижает солнечный обогрев и защищает от попадания дождевых осадков, которые инфильтруют в насыпь. Все это способствует охлаждению насыпи и грунтового основания, расположенного под ней. Для зон с повышенным снегопереносом обязательным является закрытие зазоров между телом насыпи и защитным покрытием с торцов. Опорная система навеса, включающая в себя верхнюю часть несущих элементов, уложенных горизонтально в теле насыпи, позволяет удерживать в подвешенном состоянии все элементы навеса 5, воспринимающие кроме собственного веса дополнительные нагрузки, например, ветровую, снеговую и др. С целью снижения нагрузки с опорной системы и несущих элементов навеса в нижней части навеса могут быть устроены дополнительные опоры 10 для передачи нагрузки от навеса на грунт основания насыпи.

В новом техническом решении повышение эффективности достигается за счет упрощения конструкции навеса, устойчивость которой увеличивается вследствие заанкеривания его в теле насыпи. Работа несущих элементов как криволинейной балки, защемленной обоими концами, более выгодна по сравнению с несущими элементами навеса, взятого в качестве прототипа, которая работает как консоль либо как сложная рама. Материалоемкость навеса снижается, а эффективность охлаждения насыпи и грунтов основания под ней благодаря уширенной основной площадке увеличивается.

1. Дорожная насыпь на вечной мерзлоте, содержащая тело насыпи, расположенное на естественной поверхности грунта и ограниченное внешней поверхностью, включающей сверху основную площадку насыпи, а по бокам - откосы, и навес, содержащий имеющие выпуклое очертание несущие элемента навеса, охватывающие внешнюю поверхность насыпи, опорную систему и расположенное на несущих элементах защитное покрытие, отличающаяся тем, что опорная система выполнена в виде элементов, уложенных горизонтально в теле насыпи в верхней ее части и являющихся составной частью несущих элементов навеса, при этом защитное покрытие уложено только в пределах откосов.

2. Дорожная насыпь на вечной мерзлоте по п.1, отличающаяся тем, что несущие элементы навеса снабжены дополнительными опорами на их нижних концах.



 

Наверх